Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Профессиональная деятельность молодого педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не надо быть мнительным. Важно быть естественным, не притворяться, не стараться казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят. Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы… Читать ещё >

Профессиональная деятельность молодого педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профессиональная деятельность молодого педагога

Я, студентка пятого курса, факультета психологии, Современной Гуманитарной Академии, Коловертных Елена Юрьевна, проходила производственную практику с 01.09.2010 г. по 06.10.2010 г. в МОУ Никифоровская СОШ №-2 под руководством педагога-психолога Кривец Аллы Яковлевны.

Целью производственной практики являлось: укрепление и углубление теоретических знаний в области психологии и педагогики, приобретение практического опыта, усвоение методики проведения психолого-педагогических мероприятий, укрепление мотивации к профессиональной деятельности.

К задачам производственной практики относилось:

  • — провести анализ теоретических подходов изучения профессиональной деятельности молодого педагога;
  • — обозначить и структурировать психологическую модель профессиональной деятельности молодого педагога и выделить профессионально значимые константы его психолого-педагогической деятельности;
  • — выявить специфику психологического сопровождения образовательного процесса в средней школе;
  • — выделить особенности профессиональной деятельности молодого педагога средней школы и психологические параметры его профессиональной компетентности;
  • — разработать технологии применения психологических средств и способов поддержки молодых преподавателей;
  • — разработать технологии вовлечения в процесс психологического сопровождения молодых преподавателей представителей широкого круга общественности.

Неправильно, когда на молодого учителя смотрят только перспективно. Конечно, со временем он станет более умелым, самостоятельным, приобретет навыки, приемы, достигнет мастерства. Но в то же время он может утратить ту непосредственность и очарование молодости, черты, свойственные только молодому учителю, которые подчас приближают к нему ребят сильнее, чем мудрость пожилого мастера. Походы, спектакли, вечера, бесконечные разговоры, доверительность — молодости это доступнее, легче и интереснее. педагог психологический образовательный Именно молодые учителя имеют наиболее тесный и естественный контакт со старшеклассниками. Контакты бывают разного рода. Есть контакт и в классе. Тут, конечно, больше ошибок — теоретических, методических и психологических. Молодые учителя импульсивны, в манере их поведения много общего с тем, как ведут себя старшеклассники. Это их роднит и сближает, и дает им право (или они его присваивают себе сами) судить как бы со стороны. У них есть преимущество людей, не совершивших ошибок, хотя бы потому, что они еще вообще не действовали. Тут молодые учителя и старшеклассники почти на равных, они, как это теперь называют, консолидируются и представляют собой довольно устойчивую школьную социальную силу. Их оценки школьных событий и проблем во многом совпадают, они понимают друг друга без лишних слов. Именно через молодых учителей, их участие, их поддержку легче выйти на старшеклассников и привлечь их к делу. А молодежь как раз и должна быть активным участником любого школьного дела, а то и застрельщиком.

В настоящее время многим молодым учителям свойственно какое-то философствование, какая-то ложная умудренность: было, все было… Как будто было с ними. Отсюда — пассивность, инертность. Но у нас — дети! И что бы ни творилось в мире, какие бы истины не перевешивали, есть и непреложное: Родина, ее история и будущее, совесть, честь, порядочность.

Не стоит считать школу местом, не совсем достойным применения выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении. Да, она тебя ждет, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы ты у нее был, но у нее есть достоинство. И это достоинство — дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.

Так что надо сразу ориентироваться на школу и именно с ней связывать свои честолюбивые мечты. Тем более что хороший учитель лучше посредственного поэта или актера. Впрочем, наверное, не следует сравнивать профессии. Дело ведь не в том, какая профессия, а в том, насколько она тебе подходит. А вот в этом следует разобраться. Но нельзя разобраться на бегу. Надо поработать с полной отдачей, надо выложиться. И для этого надо считать школу своим делом, а не чужим, куда ты попал случайно. Разобраться — это значит понять, по душе ли тебе труд учителя. Действительно, если труд — твой, если ты его любишь, то он и в процессе, и в результате приносит тебе удовлетворение. Вот ты и постарайся понять, твой это труд или дядин. Но не торопись с выводами.

Необходимо найти себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, надо приглядываться к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо понимать творчество как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколько существует мир. Приемы и находки не умирают с мастером, они передаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий учитель, даже перенимая, остается собой. Как же распознать, что в тебе твое, а что — чужое? Лучше тебя самого этого никто не знает. Конечно, надо прислушиваться к мнениям, в том числе и критическим. Но если у тебя не будет внутреннего чувства истины, ты будешь не учитель, а «чего изволите?». Это другая крайность, в противовес самомнению.

И потом, кто сказал, что учитель создает свой образ раз и навсегда? Маяковский писал о художнике Келине: «Лучший учитель. Твердый. Меняющийся». Образ — не схема, а живое лицо. Оно может быть веселым и грустным, счастливым и несчастным, спокойным и взволнованным, гневным, смятенным, возбужденным… В любом случае оно должно быть твоим и оно должно быть живым, а не маской.

Не стоит замыкаться в своем учительстве. Если учитель — только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты сосредоточишься только на самом себе. Помимо обязательной программы у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.

И опять же надо помнить, что все проявления личности индивидуальны. Не нужно искусственно культивировать в себе качества, которые тебе не свойственны. Универсальность не обязательна. Не надо писать стихов, если у тебя нет способностей. Не надо играть на гитаре, если тебе это не нравится. Не надо собирать марки, если к этому у тебя не лежит душа. Но тогда должно быть что-нибудь другое, тебе свойственное. А самое главное — и тут уже особые способности не нужны — тебя должны интересовать люди. Ты можешь быть другом, знакомым, собеседником, корреспондентом, просто слушателем. Но не исключай это общение из своей жизни. Иначе засохнешь, как сломанная ветвь.

Увлеченность, многосторонний интерес нужны молодому учителю не просто так сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он эрудит, или он хороший методист, или он энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности у учителя тоже хороши (см. Приложение А).

Не стоит забывать о комплексном характере учительского труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это все взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то это чисто условно. Заметь: любой рассказ о школе, эпизод, даже анекдот заключает в себе комплекс учительских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально.

Дети не должны видеть в молодом учителе неудачника. Неудачников не любят. Даже если что-то не будет получаться, всеми силами разрушай возможное впечатление, что у тебя не получается вообще. Важна честность и правдивость. «Подумаешь, — скажешь ты, — я сам это ученикам каждый день говорю». И напрасно. Каждый день это говорить не надо. Сказал один раз, и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» — это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгунишки.

В общении с учениками довольно важен юмор. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон — это все!.. Детский юмор, скажем откровенно, не так уж глубок и тонок. Чаще всего смеются над оговорками. Или ты называешь какую-нибудь фамилию, а они смеются, потому что в классе есть однофамилец. Не надо смотреть на юмор, как на прием. Не надо искусственно изощряться в остроумии. Все, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно. Смешных ситуаций и так хоть отбавляй. Некоторые учителя сердятся, когда дети смеются. Даже выгоняют их из класса. И зря. Любой ситуацией на уроке, в том числе и смешной, учитель должен владеть. И если учитель сказал: «Посмеялись, и хватит», класс должен подчиниться. Если этого нет, они будут гоготать весь урок. Надо помнить и то, что смех может больно ранить. Он, как говорил Маяковский, — грозное оружие. Поэтому надо знать край, быть осторожным и тактичным. Класс смеется, и учитель смеется, но, даже смеясь, учитель не должен расслабляться: он на работе.

Не надо быть мнительным. Важно быть естественным, не притворяться, не стараться казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят. Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться. Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителя глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.

Самое главное в том, что такой учитель как бы приручает детей к этой ложной патетике, и некоторые доверчивые дети думают, что так и должно быть. Формируется безвкусица. Находятся ученики, которые через какое-то время сами становятся учителями, причем такими же. Вот какие основы мы закладываем, и как прочно. Между тем романтики, увлеченные учителя, не обязательно говорят с пафосом. Душевные крылья, которые их возносят над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Но в этих людях есть что-то детское, они и ведут себя иногда почти как дети. Не стоит воображать о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть.

Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Честолюбие, все-таки, играет вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное — дело. Возводить же честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно, ты же всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользает ничего! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные ценители и судьи, они, а не начальство, и даже не твои коллеги и друзья. Если не тщеславие, то что же должно быть в основе твоей жизни и работы? Твоя гражданская позиция.

Она формируется, стабилизируется и кристаллизуется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме, об интернационализме все мастера. Но не пополняй и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». Помни, что у тебя есть дети, и эта позиция нужна им. Гражданская позиция, прежде всего, — нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи — ты. И от тебя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется прямо противоположным.

Учитель — это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Сегодня, как и во все века, учитель — это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?» — именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе. Школа — это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни — все иначе! В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами — вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М. В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. К сожалению, во многих школах опытные учителя, методисты и администрация пытаются создать только трудности для начинающего учителя. Но есть и такие школы, где к молодым преподавателям относятся очень трепетно. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.

В школе важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения. Сопровождение молодого специалиста в школе — дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.

Сейчас в педагогических вузах в процессе обучения будущих учителей используют целые комплексные системы подготовки к трудностям будущей профессии. А как обстоят дела в современных школах? Мы знаем, что в очень небольшом числе столичных школ силами психологов и социальных педагогов для учителей проводятся практические занятия, развивающие культуру педагогического общения, обучающие навыкам конструктивного решения целого ряда проблемных педагогических ситуаций. Кроме того, психологи помогают учителям овладеть способами профилактики и преодоления эмоциональной напряженности. В основной же массе российских школ педагоги предоставлены самим себе, и в лучшем случае на каком-либо педагогическом совете на эту тему будет прочитана «содержательная и полезная лекция». Конечно, у современного образования очень много серьезных проблем. И мы далеки от мысли поучать кого-либо, как надо правильно работать, но нам думается, что школа многое может сделать для учителя сама, если администрация реально заинтересована в здоровом педагогическом коллективе. Кроме того, сам учитель, проявив профессиональную любознательность, может овладеть и приемами релаксации, и специальными дыхательными упражнениями, и техниками снятия «мышечных зажимов». Литературы по этому вопросу очень много. Вот хотя бы очень доступно и понятно написанная книга М. В. Зюзько «Психологические консультации для учителей» .

Особую роль в становлении молодого специалиста играет председатель методического объединения, который способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М. М. Рубинштейн, «педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни». Методист или куратор школы должен выступать в роли учителя учителей, который всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист (см. Приложение В).

Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них — мастер своего дела. Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель. Хотелось бы, чтобы так было во всех школах, тогда число молодых учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.

Заключение

Делая вывод из выше изложенного, скажем, что, без психологической подготовленности молодому учителю тяжело правильно и своевременно выполнять свои профессиональные задачи.

Немаловажное значение в приобретении необходимых профессиональных знаний и навыков имеет производственная практика, являющаяся неотъемлемой частью любого учебного процесса.

Анализируя данные положения практики можно сделать вывод, что они носят императивный характер, поскольку всегда указывают на определенную обязанность практиканта, а не на возможность альтернативного поведения. При этом устанавливается довольно широкий круг требований к работе практиканта. Однако это лишь теоретические установления, которые в ходе реализации оказались, не лишены отдельных недостатков.

Мною, по окончанию прохождения практики, была проделана программа в полном объёме. Я полностью усвоила принципы административных расследований в сфере таможенного дела, эти знания в дальнейшем будут необходимы для моей профессиональной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой