Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Развитие самооценки младших школьников в процессе обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм… Читать ещё >

Введение. Развитие самооценки младших школьников в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциального начального общего образования, целью образования становится общекультурное, познавательное и личностное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения — самооценку.

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т. е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. [6, с. 422].

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка.

В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки. Самооценка — одно из центральных образований личности, часть её ядра. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

Не случайно в Планируемых результатах основной образовательной программы начального общего образования указывается, что «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе, во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение» .

Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Сензитивным периодом для становления самооценки, как особого компонента самосознания, является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы: «Развитие самооценки младшего школьника в процессе обучения» .

Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Ананьев Б.Г., Бабанский Ю. К., Блонский П. П., Брунер Дж., Божович Л. С., Выготский Л. С., Голубева Э. А., Леонтьев А. Н., Лернер И. Я., Лурия А. Р., Скаткин М. Н., Эльконин Д. Б., Липкина А.И.).

Цель исследования: рассмотреть особенности развития самооценки младших школьников и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самооценки, самоконтроля.

Объект исследования: процесс обучения младшего школьника.

Предмет исследования: развитие самооценки младшего школьника в процессе обучения.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что развитие самооценки младших школьников будет успешным, если учитель в процессе обучения систематически использует различные приемы контроля и самоконтроля; формирует умения самостоятельной оценки своей успешности у младших школьников; знает психологические особенности младших школьников и учитывает индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

Цель исследования и его гипотеза определили следующие задачи:

  • 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования.
  • 2. Выявить сущность развития самооценки младших школьников в процессе обучения.
  • 3. Изучить особенности формирования и развития самооценки младшего школьника.
  • 4. Провести диагностики по выявлению уровня самооценки младших школьников, проанализировать полученный результат.

В соответствии с данными задачами, были использованы следующие методы исследования:

Теоретические — анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Эмпирические: наблюдение, эксперимент, беседа, диагностические методики; психологический педагогический самооценка Интерпретационные — количественный и качественный анализ эмпирических данных, с использованием методов логического анализа и синтеза, а так же с помощью математической статистики.

В данной работе используются такие понятия:

Знания — результаты познания, научные сведения. 19, с.235].

Контроль — проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. 19, с.293].

Навык — действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. 22, с.156].

Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. 22, с.175].

Обучение — совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание. 22, с.175].

Обученность — система знаний, умений, навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. 22, с.175].

Отметка — принятая в учебной системе оценка знаний, поведения учащихся. 19, с.473].

Оценка — мнение о ценности, уровне или значении чего — либо. 19, с.484].

Процесс обучения — педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. 22, с.256].

Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. 19, с. 453].

Рефлексия (от лат. — отражение) — размышление, полное противоречий, анализ собственного психического состояния.

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — размышление, самонаблюдение, самопознание; осмысление своих собственных действий. 22].

Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. [19, с. 252].

Самооценка — элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков. 22, с.253].

Умения — освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. 21, с.295].

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что изучены и обобщены теоретические подходы к развитию самооценки младших школьников в процессе обучения, выделены особенности самооценки младшего школьника и факторы её развития. Полученные данные внесут вклад в разработку проблемы развития самооценки младшего школьника.

Практическая значимость заключается в том, что представленные результаты исследования позволяют увидеть эффективность подобранных методов, направленных на повышение уровня самооценки учащихся. Развитие самооценки младшего школьника позволит реализовать личностное развитие, сформировать личностные универсальные учебные действия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой