Теоретические основы деятельности социального педагога в учреждении дополнительного образования с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида
Основные проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии На первое место среди экономических, социальных, психоло-го-педагогических, медицинских, этических проблем семей, име-ющих детей с инвалидностью, выдвигается материальное положе-ние. По данным выборочных исследований государственной службы статистики РФ, всего 5% родителей в таких семьях относятся к категории высокооплачиваемых, 36… Читать ещё >
Теоретические основы деятельности социального педагога в учреждении дополнительного образования с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характеристика семей, имеющих детей с отклонениями в развитии
Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или пси-хического развития, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения.
Социальная поддержка таких семей — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выжи-ванием, лечением, образованием, социальной адаптацией и ин-теграцией в общество. Родители в подобных семьях испытывают воздействие многообразных негативных факторов, которые можно обозначить как семейный стресс. Семейный стресс может носить неожиданный и/или хронический характер, но всегда создает напряженность внутри семейной группы, что нарушает ее ус-тойчивость. Социальное нездоровье такой семьи требует допол-нительных видов социально-педагогической деятельности, на-правленных на помощь родителям. Это социальная реабилитация и социальная интеграция семьи, т. е. восстановление ее социаль-ного статуса [1].
Успешность решения этих проблем напрямую зависти от использования всех возможностей и связана с целе-направленной социально-педагогической работой, включающей широкий спектр долгосрочных мер помощи семье комплексного характера — медицинского, правового, психолого-педагогическо-го, экономического. Содержание этих мер направлено на:
- · расширение контактов семьи, преодоление изоляции, вклю-чение ее в общественную жизнь;
- · налаживание семейного микроклимата;
- · организация психологической поддержки родителей;
- · организация правовой поддержки семьи: информация, защи-та законных прав и интересов [6].
Эффективность процессов реабилита-ции и интеграции ребенка во многом это зависит от типа внутри-семейных отношений и стиля семейного воспитания. По этим признакам семьи, имеющие детей со значительными отклонени-ями развития (с инвалидностью), можно дифференцировать на четыре группы.
Первая группа — родители с выраженным расширени-ем сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жиз-недеятельности семьи. Родители имеют неадекватные пред-ставления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нару-шений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты. Стиль поведения взрос-лых членов семьи (мать, бабушка) характеризуется сверхзаботли-вым отношением к ребенку, ограниче-нием социальных контактов. Часто наблюдается страх утраты ребенка. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей-одиночек.
Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное вли-яние на формирование личности ребенка, что проявляется в эго-центризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.
Вторая группа семей характеризуется стилем холодно-го общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных кон-тактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому пер-соналу, пытаясь компенсировать собственный психический дис-комфорт за счет эмоционального отвержения ребенка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из нее, который избирает семья. Именно в этих семьях наи-более часто встречаются случаи скрытого алкоголизма родителей.
Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тре-вожности, нервно-психической напряженности, порождает ком-плекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуве-ренность в своих силах.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудниче-ства — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последова-тельном осмыслении необходимого объема помощи, развитии са-мостоятельности ребенка в процессе становления особых спосо-бов его взаимодействия с окружающим миром.
Родители из этой группы семей отмечают, что рождение тако-го ребенка не стало фактором, ухудшившим отношения между супругами, «беда сплотила», объединила в экстремальной ситуа-ции, укрепила взаимопомощь, «опору друг на друга». В этих семь-ях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные со-дружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ре-бенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт пережи-вания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспита-ния способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении меж-личностных отношений как в семье, так и вне дома. Родители детей — инвалидов, посещающих учреждения дополнительного образования, как правило, это представители этой группы.
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской ус-тановкой на авторитарную лидирующую позицию (чаще отцов-скую). Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых на-казывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учи-тывая при этом его двигательных, психических и интеллектуаль-ных возможностей. За отказ от выполнения этих требований не-редко прибегают к физическим наказаниям.
При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повы-шенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.
В семьях, имеющих детей с инвалидно-стью, очень высок процент разводов. Практический опыт работы с этими семьями показывает, что многие семьи, считающиеся полными, фактически представляют собой семьи матерей-одино-чек, так как отец не живет с семьей, хотя официально брак не расторгнут. Только небольшой процент разведенных отцов актив-но помогают в воспитании и реабилитации ребенка. В основном общение отцов с бывшей семьей ограничивается лишь оказанием материальной помощи, причем зачастую нерегулярной. Мать вы-нуждена одна нести все тяготы ежедневных забот о ребенке и обес-печивать все необходимые мероприятия по его лечению, обучению, реабилитации.
Перечисленные факты указывают на множественные сложные проблемы воспитания ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи, раскрывают зависимость уровня социальной актив-ности и адекватности его поведения от структуры семьи, семей-ного микроклимата и стиля семейного воспитания [1].
Основные проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии На первое место среди экономических, социальных, психоло-го-педагогических, медицинских, этических проблем семей, име-ющих детей с инвалидностью, выдвигается материальное положе-ние. По данным выборочных исследований государственной службы статистики РФ, всего 5% родителей в таких семьях относятся к категории высокооплачиваемых, 36% родителей не имеют постоянного места работы. Основная часть семей располагает весьма скромным достатком, который складывается из заработной платы мужа и социальной пенсии ре-бенка по инвалидности. Мать в этих семьях лишена возможности полноценно работать. В каждой десятой семье мать имеет случайные заработки. Надом-ные формы труда в настоящее время развиты недостаточно, пред-приятия не идут на утверждение гибкого трудового графика и предоставление права на неполный рабочий день для матери ре-бенка-инвалида.
На втором месте находятся проблемы обучения и реабилитации ребенка средствами образования.
Большинство детей обучаются в специализированных образо-вательных учреждениях интернатного типа. Это дети с нарушени-ями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, легкой степенью умственной отсталости. При такой форме обучения дети в течение как минимум пяти дней в неделю оторваны от семьи. В результате происходит отчуждение семьи от активного процесса воспитания, что сказывается на изолированности семейной системы от нужд и проблем ребенка.
Еще одна наиболее распространенная форма обучения и реа-билитации детей-инвалидов — реабилитационные центры. Число таких центров по России растет. В их структуре имеется несколько основных подразделений. В рамках психолого-педагогической по-мощи реализуются индивидуальные реабилитационные програм-мы детей средствами общего и дополнительного образования. Негативными моментами дан-ной формы обучения являются трудности, связанные с транспорт-ными неудобствами и короткой продолжительностью пребывания детей в условиях центра. Средняя продолжительность пребывания в центре для основной массы детей составляет от 20—30 дней до года. Только 4% детей-инвалидов имеют возможность пройти там полный курс реабилитации и школьного обучения (от одного года до 5 лет) [21].
Для детей с серьезными соматическими заболеваниями, тяже-лыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, психиче-скими расстройствами предусмотрена форма надомного обучения. А для всех детей, обучающихся на дому, на пер-вый план выступают проблемы изоляции от сверстников, выклю-чения из сферы полноценных взаимоотношений с социумом.
Задачами социального педагога в этом случае являются снабжение семьи полноцен-ной информацией обо всех возможных видах реабилитационных образовательных услуг, координация деятельности имеющихся социальных служб, учреждений и специалистов, их представляющих [4].
Большой проблемой является низкий уровень информированности семей о деятельности реабилитационных, образовательных учреждений для детей-инвалидов, а также о работе социальных служб [12].
Низка и правовая самостоятельность семьи, имеющей ребенка-инвалида. Родители плохо ориентируются в быстро меня-ющемся законодательстве, зачастую не знают, на какие льготы они могут рассчитывать [16].
Поэтому оказание социально-педагогической и социально-психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, является очень серьезной и важной проблемой.
В учреждениях дополнительного образования на данный момент имеются практически все условия для обучения и воспитания ребенка — инвалида и социально — психологической поддержки его семьи.