Я —стратег своей жизни
Не нужно пугаться, если дети не все обнаруживают за игровым сюжетом глобальные проблемы человеческой жизни — для некоторых из них смысл игры пусть остается в самой игре. Со временем, в процессе духовного развития и обогащения, количество понимающих философическую идею, заложенную в игровых действиях, увеличится. Для какой-то части группы размышления о жизни и о характере собственной жизни станут… Читать ещё >
Я —стратег своей жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методики, представленные в этом разделе, ориентируют участников на ценность человеческой жизни и человека как творца собственной жизни, стратега своей судьбы.
Цель предлагаемых групповых игр — инициировать размышление детей о ходе событий и умении управлять разворачивающейся судьбой. Деятельность игровая выводит школьников на фундаментальные проблемы, такие, как счастье, удача, ответственность, воля, успех, общение, молодость, старость и другие.
Не нужно пугаться, если дети не все обнаруживают за игровым сюжетом глобальные проблемы человеческой жизни — для некоторых из них смысл игры пусть остается в самой игре. Со временем, в процессе духовного развития и обогащения, количество понимающих философическую идею, заложенную в игровых действиях, увеличится. Для какой-то части группы размышления о жизни и о характере собственной жизни станут привычными, и тогда они реализуют себя как стратеги жизни.
Триптих
В названии игры заложен вполне определенный смысл: (гр. triptychos) — «сложенный втрое» — указывает на то, что композиционно игра будет выстраиваться на сложении трех частей, трех картин, трех створок и т. д.
Группа детей разделяется на «художников» и «публику». Первые «рисуют» картину из трех частей, объединенных единой темой, и представляют на «экспертизу», чтобы получить право экспонировать в «зале № 1», «зале № 2» или «зале № 3», а «эксперт» решает, в каком «зале» состоится экспозиция триптиха.
Вторые («публика»), присутствуя при экспертизе, выбирают один из «залов», который они хотели бы посетить, чтобы полюбоваться представленными триптихами; им открывается доступ только в один из залов.
«Художники», разумеется, словесно создают свою картину по темам мировоззренческого плана: «Жизнь человека, юность, зрелость, старость», или «Каникулы современного человека: июнь, июль, август», или «Семья: папа, мама, дети», или «Сутки: утро, день, вечер».
Прием трех частей выводит играющих на идею динамичности жизни, переходов одного явления в другое. «Рисуя» жизнь в ее протекании, школьник невольно себя вовлекает в этот жизненный поток и определяет там свое место.
«Экспертиза» «картины» производится по вполне очерченным критериям: по выходу автора к поиску смысла жизни; по обращению автора к самосовершенствованию; по способности человека нести ответственность за себя и других; по духовной наполненности времени жизни ит. д.
Например, тема «Жизнь человека» определит содержание «экспозиций» следующим образом: в «зал № 1» будут направлены картины, представляющие жизнь как наслаждение, в «зал № 2» — картины, отражающие жизнь как общение с другими людьми; в «зал № 3» попадут только картины, несущие в себе символическое отражение поиска смысла жизни.
Критерии экспертизы не оглашаются до тех пор, пока «публика» не разойдется по «залам». Чтобы «публике» легче было произвести такой выбор, можно предложить «художникам» набросать на доске (она тоже поделена на три части) одну деталь из своего триптиха условными знаками или рисунками.
«Художники» благодарят «публику» за внимание. Но могут в процессе игры изменить свою позицию, заявив, что изменяют свое художественное направление.
Вот как выглядит мизансцена игры.
В финале «эксперт» стягивает на себя внимание всех, расположившихся у доски, отмечая, что любая позиция имеет место в жизни и главное для человека осознавать ее, чтобы оставаться субъектом своей жизни. «Публика» и «художники» расходятся (под музыку). Завершается игра экспресс-оценкой: что значила для каждого участника данная игра? Как он себя чувствовал? Что извлек?