Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников
Чтение разных видов детских сказок (авторских, народных, волшебных): Д. Н. Мамин — Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные уши — Косые глаза — Короткий хвост»; Павел Бажов «Серебряное копытце»; В. Катаев «Цветиксемицветик «; В. Катаев «Дудочка и кувшинчик». Русские народные сказки «У страха глаза велики»; «Крылатый, мохнатый да масленый», «Зимовье зверей»; Братья Гримм «Горшок каши… Читать ещё >
Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На основе анализа методической литературы нами разработана технология развития словесного творчества посредством фольклора:
1этап. Цель: обогащение знаний о сказке как о жанре. Задачи: уточнить представление детей о жанровых особенностях сказки; познакомить со структурой; обогащать литературный опыт.
Формы, методы:
1. Чтение разных видов детских сказок (авторских, народных, волшебных): Д. Н. Мамин — Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные уши — Косые глаза — Короткий хвост»; Павел Бажов «Серебряное копытце»; В. Катаев «Цветиксемицветик «; В. Катаев «Дудочка и кувшинчик». Русские народные сказки «У страха глаза велики»; «Крылатый, мохнатый да масленый», «Зимовье зверей»; Братья Гримм «Горшок каши»; «Бременские музыканты»; С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
2. Анализ сказок, выделение основных частей: завязка, экспозиция, кульминация, развязка.
- 3. Анализ сказочных предметов, языковая особенность в выделении простейших приёмов: словесное описание, замена предметов.
- 2 этап. Цель — обучение сочинению сказок на основе развития воображения детей в процессе сочинения сказок. Задачи: познакомить детей с приемами ТРИЗ; учить детей применять различные приёмы в собственных сочинениях. Формы, методы:
- 1. Технология ТРИЗ: метод фокальных объектов (придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта; сочинить сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения; проанализировать художественное произведение или картину).
- 2. «Тайна двойного» или выявление противоречий. (Солнце — это хорошо. Оно светит, радует. Солнце — это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет. Начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель побуждает находить противоречия в том или ином явлении.
- 3. Разрешение противоречий (обратить вред в пользу; объединение — разъединение; приём копирования; принцип дробления; принцип матрёшки; принцип изменения окраски; - разрешение противоречий во времени).
- 4. Метод мозгового штурма (формирование цели занятия; объявление проблемы; формирование ограничений; выявление элементов, подлежащих улучшению; выдвижение идей). Анализ выдвинутых идей (отбор решений, встречающихся в художественной литературе; отбор оригинальных решений; практическое выполнение; итог).
- 5. Метод проб и ошибок. Он используется для решения несложных задач. Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.
- 3 этап. Цель: активизация словесного творчества детей, развитие умения сочинять собственные произведения. Задачи: учить детей, опираясь на полученный опыт, сочинять собственные произведения; совершенствование в сочинении сказок.
Формы, методы: Сочинение сказок в разных видах деятельности; конкурс на лучшую сказку; создание книги — сказок; презентация сказки.
Итак, для педагогов особо значима проблема словесного творчества детей на материале фольклора. Устное народно творчество, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово,.
Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический, который развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накоплением опыта переживаний и жизненных впечатлений.