Педагогическое сопровождение студентов — будущих педагогов в выборе стратегий адаптации
Жизнь в условиях современного трансформирующегося общества предъявляет как никогда высокие требования к конкурентоспособности личности, её гибкости, пластичности, способности быстро адаптироваться и адекватно реагировать на малейшие изменения во всех сферах жизнедеятельности. В этой связи перед системой высшего педагогического образования встаёт целый ряд не свойственных ей ранее задач, одна… Читать ещё >
Педагогическое сопровождение студентов — будущих педагогов в выборе стратегий адаптации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Жизнь в условиях современного трансформирующегося общества предъявляет как никогда высокие требования к конкурентоспособности личности, её гибкости, пластичности, способности быстро адаптироваться и адекватно реагировать на малейшие изменения во всех сферах жизнедеятельности. В этой связи перед системой высшего педагогического образования встаёт целый ряд не свойственных ей ранее задач, одна из которых — формирование и развитие у обучающегося набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. Эти компетенции включают, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию выпускника, способность адаптироваться к новым ситуациям — социальную адаптивность.
Социальная адаптивность — способность личности к осуществлению выбора стратегий адаптации, отвечающих её потребностям и оптимизирующих взаимодействие с социальной средой. «Адаптационная стратегия, — по определению М. В. Рома, — это осознанные и неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия) обеспечивающие личности субъективно воспринимаемое, объективно складывающееся состояние личностной адаптированности» [7, с. 84]. Сообразно с этим, личность будет считаться адаптивной, если выбранная ею стратегия адаптации способствует достижению состояния адаптированности.
В силу многообразия адаптивных форм поведения в современной научной литературе существует множество классификаций стратегий адаптации. Так, например, Н. Н. Мельникова на основе анализа характера взаимодействия среды и субъекта адаптационного процесса выделяет следующие стратегии адаптации:
- · стратегии активного изменения среды или партнёра;
- · стратегии активного изменения себя;
- · стратегии активного ухода из среды и поиск новой;
- · стратегии активного ухода от контакта со средой и погружение в свой внутренний мир;
- · стратегии пассивной репрезентации себя;
- · стратегии пассивного подчинения условиям среды;
- · стратегии пассивного выжидания внешних изменений;
- · стратегии пассивного выжидания внутренних изменений [4].
М.В. Ромм разработал и предложил к использованию интерпретативную классификационную систему стратегий адаптации, выделив:
- · стратегию интерпретативного переопределения;
- · стратегию интерпретативного самоопределения;
- · стратегию интерпретативной коррекции процесса адаптации;
- · стратегию поиска / обретения идентичности;
- · стратегию мировоззренческой реконструкции;
- · стратегию модификации субъективного образа социальной реальности;
- · стратегию конструирования образа индивидуального адаптивного пространства;
- · стратегию интерпретативного подражания;
- · стратегию смысловой стигмации;
- · стратегию конформистской адаптации;
- · стратегию нонконформистской адаптации [7, С. 177 — 178].
А.А. Налчаджян, разрабатывая теорию адаптации на уровне личностных механизмов, предложил следующую классификацию стратегий адаптации:
- · активное изменение ситуации или, образно говоря, стратегия нападения;
- · уход, отступление, бегство из проблемной ситуации;
- · стратегия приспособления без ухода и без изменения ситуации;
- · стратегия предварительной адаптации к прогнозируемым проблемным ситуациям будущего [5].
При всём многообразии стратегий адаптации невозможно выделить одну универсальную, срабатывающую во всех адаптационных ситуациях. В природе не существует идеальной адаптации и не существует идеальной стратегии адаптации. Проблема социальной адаптивности личности связана не с усвоением и воспроизводством одной «наилучшей», но с выбором оптимальных в каждой конкретной адаптационной ситуации приёмов и способов адаптации.
На выбор индивидуальных стратегий адаптации влияет целый комплекс объективных и субъективных факторов. Эффективность же осуществляемого личностью выбора определяется сформированностью компонентов социальной адаптивности: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-практического [2].
Мотивационно-ценностный компонент включает в себя:
- · готовность следовать существующим в обществе нормам и правилам поведения;
- · наличие действенных мотивов и устойчивой установки на активное изменение своего положения;
- · сформированность установки на осознанный ответственный выбор стратегий адаптации в обществе.
Когнитивный компонент адаптационных способностей предполагает наличие у будущего педагога:
- · системы знаний и представлений личности о себе как субъекте адаптационного процесса;
- · представлений об основных закономерностях протекания процесса адаптации и существующих стратегиях адаптации в обществе;
- · знаний о правилах эффективного общения и поведения в конфликтной ситуации.
Деятельностно-практический компонент адаптационных способностей включает в себя:
- · сформированность навыков саморегуляции психофизического состояния в стрессовой ситуации;
- · умение действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации;
- · владение техникой эффективного общения и разрешения конфликтной ситуации.
Таким образом, целенаправленное развитие социальной адаптивности будущих педагогов как способности личности выбирать наиболее эффективные индивидуальные стратегии адаптации в обществе возможно через формирование компонентов адаптивности в ходе педагогического сопровождения обучающихся.
В научной литературе под педагогическим сопровождением понимается:
- · пролонгированная помощь и защита педагогом своего воспитанника в процессе его личностного самостановления (Е.А. Александрова, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин и др.);
- · интегративная технология, предполагающая создание условий для научения самостоятельному планированию своей жизненной стратегии (Е.А. Александрова, В. П. Бондарев, И. Г. Ершова, И. А. Липский и др.);
- · совместная с воспитанником включённость в проблему, конструктивное её решение (Е.А. Александрова, Р. В. Овчарова, С. Я. Ромашина и др.);
- · работа по созданию условий для осознания молодым человеком альтернативы свободного выбора (О.С. Газман, С. М. Юсфин и др.);
- · совместный поиск скрытых ресурсов развития воспитанника при опоре на его собственные возможности (О.С. Газман, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, А. И. Тубельский и др.);
- · выработка механизмов саморегуляции, иммунитета к неблагоприятным воздействиям (Р.В. Овчарова) и др. [3].
Под педагогическим сопровождением будущих педагогов в выборе стратегий адаптации понимается система взаимодействия субъектов образовательной деятельности, направленная на создание условий для успешной адаптации обучающихся к образовательному процессу учреждения профессионального образования и развитие их адаптационных способностей как внутреннего фактора адаптации.
В соответствии с основными положениями личностно ориентированного подхода в профессиональном образовании педагогическое сопровождение будущих педагогов в высшей школе строится на принципах:
- · комплексности воздействия на группу объективных и субъективных факторов адаптации;
- · стимулирования субъектной позиции обучающихся в ходе адаптации;
- · учёта половозрастных и индивидуальных особенностей протекания адаптационных процессов;
- · опоры на субъектный опыт обучающихся;
- · учёта педагогического потенциала социокультурной образовательной среды адаптации.
Педагогическое сопровождения студентов — будущих педагогов в выборе стратегий адаптации осуществляется через:
- · диагностику индивидуальных особенностей личности, оказывающих влияние на протекание адаптационных процессов и выбор стратегий адаптации;
- · индивидуальное и микрогрупповое консультирование;
- · проведение тренинговых занятий, направленных на развитие адаптационных способностей обучающихся;
- · включение в вариативную часть спецкурсов по проблемам адаптив-ного поведения;
- · разработку методических рекомендаций для профессорско-преподавательского состава и др. [2].
Педагогическое сопровождение включает в себя и педагогическую поддержку. Под педагогической поддержкой С. И. Попова понимает педагогическое влияние на субъекта, содействующее увеличению меры его способности решать проблемы собственной жизни [6, с. 15]. Сопровождение отличается от поддержки своей непрерывностью, комплексным характером и опосредованностью. Поддержка эпизодична, адресна, направлена на преодоление конкретных затруднений и предполагает большую инициативу со стороны педагога в оказании помощи.
Педагогическая поддержка будущих педагогов в выборе стратегий адаптации направлена на:
- · стимулирование у обучающихся процессов самопознания, самосовершенствования, самореализации, формирование адекватной самооценки как регулятора адаптационной деятельности;
- · создание условий для самостоятельного решения обучающимися своих проблем своим собственным, индивидуальным способом;
- · подготовку обучающихся к осуществлению ими выбора оптимальных в каждой конкретной адаптационной ситуации стратегий адаптации.
Педагогическая поддержка будущих педагогов в выборе стратегий адаптации осуществляется на основе принципов:
- · согласия обучающегося на помощь и поддержку;
- · опоры на наличные силы и потенциальные возможности личности;
- · ориентации на способность обучающегося самостоятельно преодолевать препятствия;
- · совместности, сотрудничества, содействия;
- · конфиденциальности (анонимности);
- · рефлексивно-аналитического подхода к процессу и результату и др.
Технологический арсенал педагогической поддержки студентов — будущих педагогов в выборе стратегий адаптации составляют такие методы и приёмы, которые, по мнению Е. В. Бондаревской, соответствуют требованиям диалогичности, деятельностно-творческого характера, направленности на поддержку индивидуального развития, предоставления обучающимся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения [1]. В этой связи в процессе развития социально адаптивности будущих педагогов, широко используются: создание ситуации выбора, создание ситуации успеха и неуспеха, акцент на достоинствах, проявление симпатии, проекция результата, просьба, совет, доверительная беседа, обсуждение на равных, возложение полномочий, акцент на результате деятельности и др.
Целенаправленное развитие адаптивности будущих педагогов как способности личности выбирать наиболее эффективные индивидуальные стратегии адаптации строится на признании обучающегося субъектом собственного развития и жизнедеятельности. Педагог, воздействуя на внутренние факторы, определяющие эффективность выбора, и активизируя саморегуляционные процессы, лишь создает условия для осуществления ответственного выбора. Сам выбор, выбор осознанный и сообразный взглядам, убеждениям, ценностным ориентациям личности, осуществляется самим обучающимся.
Библиографический список
- 1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Ростов-на-Дону, 2000.
- 2. Воскрекасенко О. А. Развитие адаптационных способностей обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования: учебное пособие. Пенза, 2010.
- 3. Леонова Е. Н. Педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников вуза: автореф. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2010.
- 4. Мельникова Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: дис. … канд. психол. наук. СПб., 1999.
- 5. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М., 2010.
- 6. Попова С. И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. М., 2005.
- 7. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 2002.