Профессиональные умения и знания социального педагога.
Личностные качества социального педагога
Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; Основы работы с персональным… Читать ещё >
Профессиональные умения и знания социального педагога. Личностные качества социального педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные умения социального педагога:
- — умение понять воспитанника, знание психологии общения, отношений, педагогической психологии;
- — речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как развивается речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи;
- — умение выразить свое отношение к поступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой);
- — владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь сдерживать себя.
Социальный педагог должен знать:
- — приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
- — основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
- — общую и социальную педагогику;
- — педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
- — основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены;
- — социально-педагогические и диагностические методики;
- — методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
- — современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
- — основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- — методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- — технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- — социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т. п.;
- — правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
У всех представителей профессии «социальный педагог» следует отметить общие специфические черты. В качестве специальных способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.
Кроме того, социальный педагог должен обладать такими профессионально важными качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость.
Поскольку социальный педагог работает с детьми, то его профессиональная компетентность будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах.
Можно выделить следующие личностные качества социального педагога:
- — гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.);
- — психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);
- — психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);
- — психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).
Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм переходит из разряда философских категорий в стойкое психологическое убеждение.
Перечисляя личностные особенности социального педагога, нужно сказать, что они не являются общими для разных уровней и сфер социально-педагогической деятельности. Они зависят и от социально-политических, экономических особенностей государства и его культуры. Однако, в целом, они задают профиль личности социального педагога.
Успешная реализация социальным педагогом ведущих функций и социальных ролей позволит создать условия, при которых усиливается способность ребенка по мере взросления отстаивать право на неприкосновенность внутреннего мира собственной личности, способность противостоять невзгодам жизни и самому оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.