Неврозы.
Основы специальной педагогики и специальной психологии
Алгоритм развития невроза: психическое напряжение вследствие психотравмирующей ситуации и вызванного ей внутреннего психологического конфликта накапливается, не находя разрешения в течение длительного (относительно) времени, приводя к расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма. Если психотравмирующая ситуация проходит или нивелируется, то психологический конфликт… Читать ещё >
Неврозы. Основы специальной педагогики и специальной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Неврозы — «группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся нерезко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванных воздействием психотравмирующих обстоятельств»[1]. Органические поражения головного мозга отсутствуют. Проявления носят соматовегетативный и эмоциональный характер. Относятся к группе психогенных заболеваний. Психогенные заболевания (психогении) — расстройства психической деятельности и болезненные состояния, вызванные психической травмой. Психическая травма — субъективно переживаемое объективное событие, воспринимаемое индивидом как угрожающее его идентичности, целостности, самоуважению.
Причины возникновения неврозов. Основной причиной возникновения невроза является наличие в сознании личности психологического конфликта, вызванного психотравмирующими раздражителями или ситуацией, с которыми он не в состоянии справится. Физиологическим механизмом невроза является срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения или сбоя нервных процессов.
Благоприятной почвой для развития неврозов являются:
- 1) резидуальная церебрально-органическая недостаточность;
- 2) педагогическая неграмотность родителей в сочетании с их психологической незрелостью, что выражается в неправильном типе воспитания, деформированном общении, проецировании своих психологических проблем на ребенка;
- 3) индивидуальные особенности личности, например, впечатлительность, мнительность, тревожность;
- 4) возникновение стрессогенной ситуации, например, смена места жительства, учеба, изменения в составе семьи, например, рождение второго ребенка, вынужденная длительная разлука со значимым близким, например, отъезд матери. Чем младше ребенок, тем менее значительные раздражители могут стать пусковым механизмом невроза, например, в раннем возрасте им может стать резкий неожиданный звук (лай собаки, крик, гудок) или помещение в ясли или больницу.
Если брать за критерий гендерный признак, то неврозы чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, а если возрастной, то в возрасте от трех до шести им страдает около трети детей, а в младшем школьном — более половины.
Алгоритм развития невроза: психическое напряжение вследствие психотравмирующей ситуации и вызванного ей внутреннего психологического конфликта накапливается, не находя разрешения в течение длительного (относительно) времени, приводя к расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма. Если психотравмирующая ситуация проходит или нивелируется, то психологический конфликт разрешается, а невроз прекращается или уменьшается.
Виды неврозов: 1) неврастения; 2) истерический невроз (истерия);
- 3) невроз навязчивых состояний.
- 1. Неврастения. Самая распространенная форма неврозов, характеризующаяся повышенным уровнем раздражительности и истощаемостью психических процессов. Возникает на фоне переутомления, а также вследствие интеллектуальных, физических или психологических перегрузок. Основными симптомами неврастении в психиатрии считаются раздражительная слабость, проявляющаяся в чрезмерном реагировании на практически любой малозначительный повод; несдержанность эмоций; отсутствие чувства отдыха после сна; резкое снижение работоспособности; нарушения сна; вегетативные расстройства (например, сердцебиение, холодность рук и ног, боли в области сердца). Вторичными симптомами могут быть: приступы головной боли; повышенная чувствительность ко всем внешним раздражителям (свет слишком яркий, звук слишком громкий); раздражают прикосновения к коже (например, одежда может казаться слишком колючей, жесткой). В развернутой форме неврастения встречается не ранее школьного возраста.
- 2. Истерический невроз (истерия). По частоте неврозов занимает второе место после неврастении. Истерия — это «состояние, возникающее в результате психической травмы и характеризующееся разнообразными, меняющимися проявлениями»[2]. Чаще возникает у девочек, чем у мальчиков. Истерические нарушения могут возникать не только при неврозе, но и при истерическом типе психопатии.
К возникновению истерического невроза располагают: 1) наличие в характере истерических черт; 2) впечатлительность; 3) повышенная чувствительность; 4) инфантилизм; 5) эгоцентризм.
Симптоматика истерического невроза разнообразна и может напоминать проявления самых различных болезней, которых на самом деле у ребенка нет, поэтому в психиатрии истерию называют «великой симулянткой». Симптомы, как правило, возникают сразу после психотравмирующего фактора, например, обиды, ссоры, физического насилия, и впоследствии; если это вызвало желаемую для ребенка реакцию, то данная форма реагирования закрепляется. Как правило, имитируются те заболевания, о которых ребенок слышал или имел возможность непосредственно наблюдать. Это могут быть, например, невозможность стоять или ходить, кашель, рвота, нарушения глотания, истерическая слепота. Дети-истерики не симулируют. Они действительно испытывают ощущения, о которых говорят.
Важной особенностью является то, что при истерическом неврозе патология может наблюдаться самая разнообразная. Это объясняется тем, что если в первый раз, например, при симптоме «боли в сердце», обидчик не признал свою вину, то в следующий раз, симптомы могут быть уже более выраженные, например, потеря чувствительности. Кроме того, сопутствующими симптомами имитации являются: 1) необычные позы или необычные симптомы («комок в горле», мгновенные обмороки, нехватка воздуха); 2) неустойчивость эмоций, быстрая смена настроений; 3) выражение эмоций с демонстративными проявлениями (стенаниями, рыданиями, заламыванием рук). То есть истерический невроз — это попытка решения ребенком внутреннего психологического конфликта, вызванного психогенной ситуацией, при помощи «бегства в болезнь».
3. Невроз навязчивых состояний. Данный вид невроза встречается наиболее редко и примерно с равной частотой, как у мужчин, так и у женщин. Чаще всего наблюдается у людей мыслительного типа или с тревожно-мнительными чертами, а также при психопатиях. В навязчивых состояниях выделяют: 1) фобии (навязчивые страхи); 2) обсесии (навязчивые мысли); 3) импульсии (навязчивые действия). В некоторых случаях все они могут сочетаться у одного ребенка. Но обычно у одного больного наблюдается одно какое-либо навязчивое состояние.
Общими особенностями всех навязчивых состояний являются:
1) постоянство и повторяемость симптоматики; 2) невозможность самостоятельного избавления от них; 3) осознание и восприятие больным данных состояний как болезненных и чуждых для него явлений.
Неврозы необходимо отличать от неврозоподобных состояний — нервно-психических расстройств, сходных с неврозами по проявлениям, но не имеющих психогенного происхождения. Неврозоподобные состояния отличаются от неврозов: 1) наличием связи расстройств с церебрально-органическими или соматическими заболеваниями;
2) стереотипностью и монотонностью проявлений; 3) отсутствием непосредственной связи с психотравмирутощими факторами.
Отличие неврозов от психопатий заключается в том, что при неврозах: 1) наследственность не имеет значения; 2) выражены чувства вины и стыда; 3) обратимость симптоматики при лечении и (или) благоприятном изменении социальной ситуации; 4) осознание своей болезни;
5) положительное отношение ребенка к лечению.
Невротические расстройства и психопатические нарушения носят взаимоисключающий характер.