Генеалогическое древо.
Педагогика досуга.
Организация досуга детей в семье
После того как ребенок хорошо усвоит информацию о маме, папе, бабушках и дедушках, можно переходить к рассказу о тетях и дядях, т. е. о братьях и сестрах мамы и папы, их женах, мужьях и детях. Это тоже второе поколение родственников. Ребенку рассказывают, что у дяди и тети есть жена и муж (на схеме они обозначены геометрическими фигурами меньшего размера), а также дети. Это двоюродные братья… Читать ещё >
Генеалогическое древо. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «генеалогия» берет начало от греческого слова genos — род. Генеалогическое древо — это родословная семьи. Ребенка дошкольника 5—6 лет уже можно привлекать к составлению истории своего рода. Целесообразно начать эту работу с самого ребенка и его ближайшего окружения.
На схеме (рис. 1) каждое поколение располагается на определенной ступени. Это очень удобно, поскольку помогает ребенку усваивать представления о развитии рода в системе. Первым на схеме обозначается он сам. Можно приклеить его фотографию или сделать рисунок. Рядом приклеивают фотографии братьев и сестер, если в семье несколько детей. Это первое поколение.
От фотографии ребенка вниз проводится линия, разделяющая схему на две части. Это «ствол». (Его можно изобразить, нарисовав ствол дерева, однако опыт показывает, что образная основа не помогает усвоению представлений об истории рода, в некоторых случаях даже мешает.).
От «ствола» вправо и влево обозначаются мама и папа (также можно использовать фотографии). Это второе поколение. Затем ниже на ступени — бабушки и дедушки. Очень важно, чтобы ребенок запоминал имена, отчества и фамилии родственников, род их занятий, место, где родились, то, как прошло их детство.
Родители могут вести летопись семьи. В специальную тетрадь или альбом записываются все сведения о родственниках, истории их жизни. Хорошо использовать документальные материалы (письма, телеграммы, дневники и пр.), аудиои видеозаписи (это могут быть воспоминания о каких-то ярких событиях в жизни, интересных встречах и т. д.).
После того как ребенок хорошо усвоит информацию о маме, папе, бабушках и дедушках, можно переходить к рассказу о тетях и дядях, т. е. о братьях и сестрах мамы и папы, их женах, мужьях и детях. Это тоже второе поколение родственников. Ребенку рассказывают, что у дяди и тети есть жена и муж (на схеме они обозначены геометрическими фигурами меньшего размера), а также дети. Это двоюродные братья и сестры. Они тоже относятся к первому поколению. Соответственно, на схеме эти родственники располагаются на одной ступени с ребенком.
Только после того как будут усвоены сведения о ближайших родственниках, можно продвигаться «в глубь веков».
Рис. 7. Генеалогическое древо Генеалогическое древо можно оформить в альбоме или на отдельном листе, а можно сделать панно: для этого на листе ватмана расчерчивается схема, которая заполняется по мере изучения истории семьи.
Можно поместить панно в специально изготовленную рамку или придумать более оригинальное оформление. Например, в форме старого манускрипта иди древнего документа, сохранившегося на «выделанной коже» (рис. 2, 3). «Состарить» бумагу можно с помощью концентрированного раствора марганцовокислого калия, чая или кофе. Их наносят кисточкой, ватным тампоном или губкой. После высыхания бумага приобретает коричневый оттенок. Не страшно, если не получится ровно окрашенной поверхности. Некоторые в окраске также помогут создать впечатление старины. Генеалогическое древо, выполненное подобным образом, с одной стороны, станет оригинальным украшением, а с другой — будет стимулировать познавательную активность ребенка. При этом следует помнить, что схема должна быть составлена по аналогии с приводимой далее. Овалы, которые окажутся еще не заполненными, будут возбуждать естественное детское любопытство. Взрослому нужно только постараться вовремя удовлетворять его.
Рис. 2.
Рис.З
Подчеркнем еще раз необходимость сопровождать схему различными записями и документами. Так постепенно будет оформляться летопись семьи.