Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Особенности духовного общения на примерах, взятых из произведений русской литературы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лидия Михайловна научила мальчика не только французскому языку и правильному произношению французских слов, она научила его жить самостоятельно. Они постоянно говорили друг с другом, уже взрослый человек учил мальчика как узнать свой внутренний мир. Учительница привязалась к нему и стала заботиться о нем, как о родном сыне, потому что видела, как он скучает по дому, оставшись один в новой… Читать ещё >

Особенности духовного общения на примерах, взятых из произведений русской литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Микроисследование

Начнем наше исследование с того, что посмотри, что же обозначает термин ОБЩЕНИЕ. Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимодействие, восприятия и понимания другого человека. Человеческое общение может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми. Общение является достаточно многогранным явлением. Оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение.

Общение — это не просто взаимодействие, а совместная деятельность для получения результата, которого трудно, а иногда и невозможно добиться в одиночку. Особенно общение требуется детям и неважно, в каком возрасте они находятся, они всегда нуждаются в нем. Иногда учитель и ученик духовно связаны друг с другом, например, один сделал что-то для другого или указал на правильный путь.

Для начала мы выделим несколько видов общения:

  • 1) по разновидности субъектов общения: реальное (в котором существует реальный партнер) и ирреальное («присутствует» иллюзорный, воображаемый партнер);
  • 2) по способу общения: вербальное (словесное) и невербальное (общение с использованием мимики и жестов, прикосновений);
  • 3) по установочной задаче: фатическое (с целью установления контакта) и нефатическое (с целью передачи информации);
  • 4) по количеству участников общения: межиндивидуальное, групповое, массовое;
  • 5) по положению коммуникантов в пространстве и времени: контактное и дистантное;
  • 6) по внешним условиям общения и соблюдению социальных ролей коммуникантов: официальное и неофициальное.

Общение между людьми происходит на разных уровнях. Характеристика этих уровней поможет педагогу сориентироваться в разнообразных партнерах и ситуациях общения, построить эффективное взаимодействие с ребятами. И которые возможно использовать при работе с детьми. Вот эти уровни:

Деловой уровень. Общаясь на деловом уровне, люди могут извлекать из контактов не только зримые «плоды» совместной деятельности, учитель вполне может разговаривать со своим учеником как со взрослым, давая тем самым понять, что уважает его мнение.

Игровой уровень. На игровом уровне общение отличают полнота и человечность, тонкость содержания и богатство оттенков взаимоотношений. На этом уровне взрослый может показать ребенку, например, как не скучно добывать знания или учиться новому.

Данный уровень характеризуется подлинным интересом к личности ребенка, глубокой открытостью и разнообразием пристроек, что делает общение праздничным, увлекательным и продуктивным в плане взаимопонимания. Игровой уровень очень эффективен в педагогическом общении, когда учитель играет роль рассеянного, нуждающегося в помощи знающих и добрых детей.

Есть еще один уровень который нам ни менее важен:

Духовный уровень. Это высший уровень человеческого общения. Партнер воспринимается как носитель духовного начала, что пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению. Духовное общение соединяет в себе самые привлекательные черты игрового и делового.

(живой интерес к личности партнера, взаимное побуждение к спонтанности, совместный поиск истины, благовидное стремление к единодушию и согласию). Духовность достигается не отбором тем, а глубиной «диалогического проникновения» друг в друга, так как интерес к личности партнера максимально глубокий, что дает импульс к полной собственной открытости и взаимодополняемости позиций.

Итак, мы узнали что такое общение и каких видов оно бывает, давайте теперь рассмотрим разные типы общения на примере произведений русской литературы и попробуем понять какие особенности духовного общения присутствуют в этих примерах.

Первый пример это произведение В. Г. Распутина «Уроки французского».

Герой рассказа — маленький мальчик — попадает из привычной деревенской обстановки в райцентр, где ему необходимо продолжить учебу в пятом классе. «Так, в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь» , — говорит герой.

Но мальчик не предполагал, какие испытания ждут его на новом месте. Он мучительно переживает оттого, что находится далеко от дома, рядом нет никого из родных, а постоянное чувство голода заставляет его играть в «чику» — азартную игру на деньги.

Мальчику нужно было выиграть рубль, чтобы купить баночку молока. «Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока… обедал и садился за уроки» .

Учился он хорошо. Только с французским не ладилось из — за произношения. И вот появляется человек, который помогает герою с изучением французского, последовательно и терпеливо занимается с мальчиком, направляя его внимание на настоящие ценностные ориентиры. Это Лидия Михайловна.

Когда учительница выбрала, именно, его для занятий он еще не понимал, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым и узнала, что ребята играют на деньги. Тогда она решила, во что бы то ни стало помочь ему.

Лидия Михайловна научила мальчика не только французскому языку и правильному произношению французских слов, она научила его жить самостоятельно. Они постоянно говорили друг с другом, уже взрослый человек учил мальчика как узнать свой внутренний мир. Учительница привязалась к нему и стала заботиться о нем, как о родном сыне, потому что видела, как он скучает по дому, оставшись один в новой обстановке, и ему все чуждо, незнакомо. Они стали друзьями и узнали внутренний мир и состояние души друг друга.

Здесь присутствовали почти все виды общения: вербальный (учительница гладила его по голове, дотрагивалась до него, проявляя заботу), невербальный, т. е. словесный, как я уже сказал они много и подолгу говорили друг с другом. Фатический вид общения проявлялся с целью установления контакта, а нефатический с целью передачи информации.

У преподавателя и ее ученика появилась духовная связь которая была только во благо мальчику, ведь главным достижением Лидии Михайловны было не то, что она научила мальчика французскому языку, — она научила его разбираться в себе, своем душевном состоянии, привила ему чувство справедливости, вселила уверенность в собственных силах и помогла не бояться проявлять себя.

Второй пример, который хотелось бы привести, отрицательный в некотором смысле пример А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

В одной из глав мы знакомимся с Петром Греневым, но тогда еще в малолетстве Петрушей.

У меня есть учитель-француз, вот только у него на уме было покутить, да выпить, его мало интересовал ребенок и его образование, как говорили про него он «не был врагом бутылки» и вряд ли его интересовала поэзия и высокие матери.

Учитель не подходил к своему воспитаннику не прикасался к нему, мальчик не слышал никогда от него доброго слова или похвалы и почти все время был предоставлен себе. К сожалению, ребенок и вырос таким, малообразованным, карточным игроком, славным кутилой, то бишь, что видел в детстве с того и взял пример, а всему виной этот самый учитель, которому совершенно не было дело до паренька. Здесь общество учителя, который должен нести свет и знания негативно повлияла на ребенка, и это было уже не исправить. Здесь не присутствовало ни одного из видов общения, а о духовной связи и говорить не приходится.

И третий пример который я хочу привести, это история о благородстве и укрощении мальчика.

История началась тогда, когда двух парней ловили на площади за кражу, одно поймали другого-нет. Тот, кто был пойман и сразу же помещен в школу-интернат, где ему совсем не нравилось. Начались уроки, и тут начались уроки, и тут о встретил его, своего любимого учителя. Взрослый мужчина лет сорока с бородой, усами и очках подкупил мальчика сначала своей опрятной внешностью, а потом уже объемом знаний. Учитель видел, что ученик хочет заниматься, быть лучше, он уже перестал сопротивляться, ходил покорно на уроки, но больше всего ему нравилось у «НЕГО» у того кто открыл ему неизведанный мир, показал много нового. И в этом примере существовали тоже все виды общения.

Вывод

На основе трех примеров можно сделать вывод, что многое зависит и формируется у детей благодаря учителю, так же можно сделать вывод, что особенности духовного общения зависят от того как общается и одевается учитель. В последнем примере мальчика в первую очередь подкупил опрятный внешний вид своего преподавателя, а потом его умение общаться с ребятами, его эрудиция, мальчику захотелось стать таким же. После долгих разговоров с учителем и прослушивания рассказов о других странах, у мальчика появляется цель, он хочет стать лучше. Это и есть особенность общения — умение найти подход к каждому и показать, что нужно становится лучше. В первом примере, доброта и невербальное общение преподавателя, желание помочь, отношение ласковое и доброе помогло ее воспитаннику не только выжить, но и чувствовать себя нужным. Во втором же напротив мы видим, что духовного общения не было, как и просто общения, поэтому мальчик рос сам по себе и этот пример отличается своей негативной окраской от этих двух. Особенности общения у каждого преподавателя свои, мы разобрали лишь литературные отрывки, которые похожи с жизненными ситуациями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой