Введение.
Проблемное обучение в начальной школе
Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является… Читать ещё >
Введение. Проблемное обучение в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Традиционный тип объяснительно-иллюстративного обучения в общеобразовательной школе строится как система усвоения учащимися готовых знаний. Эти знания ими осмыслены и закреплены в памяти и по необходимости могут быть воспроизведены. Но при таком обучении мало внимания обращается на развитие творческого мышления ученика. В 60−70-е годы педагоги и психологи Дж. Брунер — США, В. Оконь — Польша; в нашей стране М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А. В. Брушлинский и др. стали разрабатывать новое направление в методике обучения, получившее название проблемного.
Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Психическое существует, прежде всего, как процесс и вне процесса его нет. Само мышление — это процесс непрерывного взаимодействия человека с объектом познания и включает анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Внешние воздействия на результаты процесса мышления определяются, преломляясь через внутренние условия мышления: мотивацию, личностные особенности субъекта, ценностные ориентации и установки, способности, прошлый опыт. Следовательно, чтобы организовать собственную мыслительную деятельность школьника, надо создать и соответствующие внешние условия.
Психологи признают, что начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.
Проблема — это та проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: систему знаний, практический опыт поиска и др. Значит, важной задачей преподавателя является формирование ценностного отношения ученика к знанию, познавательного интереса.
Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности.
Предлагаются следующие варианты создания проблемных ситуаций на уроках.
- 1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
- 2. Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.
- 3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.
- 4. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
- 5. Создание проблемных ситуаций через различные способы решения одной задачи.
- 6. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.