Заключение.
Историческое развитие теории обучения
Например, деятельность учителя называют то преподаванием, то обучением. Говорят и об «обучении как особой форме познания», хотя на самом деле имеется в виду учение, то есть познавательная деятельность лишь одного из участников процесса обучения — ученика. Ничего хорошего в этом нет. Неточность в употреблении понятий и терминов приводит к запутанности, неясности изложения. Выработка строгой… Читать ещё >
Заключение. Историческое развитие теории обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Таким образом, в нашей работе мы рассмотрели следующие вопросы: задачи и функции дидактики, ее понятийный состав; историческое развитие дидактики, и оптимизационные методы современной дидактики.
Определили, что на развитие дидактики влияют многие факторы. Особенно сильно воздействие других научных дисциплин, изучающих те или иные стороны обучения и образования в целом. Иногда в тот или иной термин вкладывается иной, заимствованный из обыденной практики, ненаучный смысл. Поэтому строгой упорядоченности в ее понятийном составе пока еще нет. В разных дидактических трудах можно встретить употребление одного и того же термина в разных значениях.
Например, деятельность учителя называют то преподаванием, то обучением. Говорят и об «обучении как особой форме познания», хотя на самом деле имеется в виду учение, то есть познавательная деятельность лишь одного из участников процесса обучения — ученика. Ничего хорошего в этом нет. Неточность в употреблении понятий и терминов приводит к запутанности, неясности изложения. Выработка строгой и однозначной терминологии — это непреложное требование научной методологии.
Это позволит как анализировать процесс обучения, по отдельным его элементам, так и рассматривать в целом, как систему, в которой элементы связаны в единую структуру, где каждый из них выполняет определенную функцию. На основе упорядоченной понятийной системы, с учетом специфики дидактики, можно проникать в сущность дидактических концепций прошлого и настоящего, проектировать процесс обучения с определенными характеристиками.
Раскрыли историческую значимость педагогических учений М. Монтеня, Я. А. Коменского и Ж.-Ж. Руссо. Они внесли огромный вклад в развитие педагогики. В своих трудах они положили начало таким педагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский), принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания (Монтень), и многим другим.
Что объединяет этих трех великих педагогов, это — теория обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды: «Великая дидактика» Коменского, «Эмиль или о воспитании» Руссо, «Опыты» Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня обучения носит в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах дают уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и когда преподавать и чему учить.
Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями, первопроходцами в области обучения. Они оставили за собой колоссальное педагогическое наследие, благодаря которому идеи развития изучаются, и практикуются и по сей день.
Рассмотрели оптимизационные методы дидактики: проблемное обучение, свернутые информационные структуры, нелинейное структурирование учебного процесса, дистанционное обучение.
Все четыре оптимизационных метода дидактики, хотя имеют присущие им отличительные черты вместе с тем допускают использование в учебном процессе в различных комбинациях. В таком случае, как правило, действует система обучения, сгенерированная одним из ведущих оптимизационных методов. Дистанционное образование, модулируя достаточно близко к дневной форме обучения педагогическую среду, одновременно имеет реальную возможность предложить обучающемуся индивидуализированную систему обучения, отвечающую наилучшим образом его познавательным возможностям и личностным особенностям.