Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Содержание и методы подготовки студентов по предмету «Маркетинг» в системе профессионального туристского образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время разработан целый ряд учебных пособий для изучения туристского маркетинга. Это «Маркетинг в туризме» Ю. Н. Борисова, Н. И. Гаранин, Ю. В. Забаев, А. И. Сеселкин, М., РМАТ, 1996, «Маркетинг в туризме» А. Т. Кириллов и Л. А. Волкова, СПб. Изд-во С.-Петербургского университета, 1996, «Маркетинг в туризме», Минск, Экономпресс, 1998 и ряд других. Эти учебники содержат основные… Читать ещё >

Содержание

  • туристского образования
  • СпецИальность 13.00.08 — теория и методика -----------------профессионального образования
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель: доктор педагогических наук Шишов С. Е
  • Москва,
  • 1. Введение
  • --Глава1. Подготевка студентов в системе профессио-— нального образования и развитие туристской отрасли
    • 1. 1. Современное состояние ¦пти^^лй
  • ---------^"""""vn w±pav^jm п перспективы ее развития
  • 1. -2- Педагогические методы и приемы обученияв системе профессионального образования
    • 1. 3. Психологические аспекты формирования личностных профессионально значимых качеств обучаемых
    • 1. 4. Специфика туристского маркетинга
    • 1. 5. Выводы по главе
  • Глава 2. Основы подготовки студентов по предмету
  • «Маркетинг» в системе профессионального образования
    • 2. 1. Активизация учебного процесса путем использования современных педагогических технологий
    • 2. 2. Формирование знаний, умений, навыков и личностных профессионально значимых качеств в процессе подготовки студентов в условиях реальных рыночных отношений
    • 2. 3. Методы педагогических исследований и их эффек- 104 тивность
    • 2. 4. Оценка результатов экспериментальной работы 11 g
    • 2. 5. Выводы по главе 2
  • Заключение

Содержание и методы подготовки студентов по предмету «Маркетинг» в системе профессионального туристского образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Туристский бизнес занимает особое место в мировой экономике. Это одна из наиболее быстро развивающихся «отраслей—м-ирового—хозяйетват-на^тготгго, которой приходится около 6% мирового валового продукта. Доходы от туризма составляют около 7% доходов мирового экспорта, в абсолютном выражении это уступает только доходам от экспорта нефти. По прогнозам экспертов в начале третьего тысячелетия туризм станет ведущей экспортнойотраслью в мире.

Туристский бизнес привлекает внимание предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

В России в настоящее время уже свыше 50 тысяч фирм работают в области туризма. Несмотря на внешние проявления туристского бума в России, влияние туризма на экономику страны все еще незначительно. Подавляющее большинство туристских фирм работают в области выездного туризма, однако, в последнее время поток выезжающих за рубеж, в связи со сложившейся в России экономической ситуацией, резко сократился.

По самым оптимистичным расчетам в индустрии туризма России на душу населения занято в 30 раз меньше работающих, чем в среднем в мире. Эти обстоятельства неблагоприятно влияют на экономику страны, не позволяют использовать огромные потенциальные возможности туризма как наиболее рентабельной отрасли хозяйства.

Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996г.) провозглашает приоритет развития внутреннего, въездного и социального туризма. Кроме того, разработаны и утверждены региональные программы по развитию туризма в Иркутской области и Республике Бурятия. Реализация этих документов в масштабах регионов и государства в целом, учитывая привлекательность туристского бизнеса, потребует привлечения квалифицированных кадров.

Особенность туристского продукта, динамизм его изменения в связи с постоянным изменением потребительского спроса оказывают «существенное влияние на маркетинг в туризме. В силу этого туристский маркетинг имеет целый ряд характерных черт, которые выделили его в отдельное направление как науки и учебной дисциплины.

По мнению французских специалистов Р. Ланкара и Р. Оллье туристский &bdquo-маркетинг — это «серияосновных методов и приемов, выработанных для исследования, анализа и решения поставленных задач» [81].

Специфика учебной дисциплины, безусловно, требует особого отношения и творческого подхода к организации учебного процесса по дисциплине «Маркетинг в туризме».

В настоящее время разработан целый ряд учебных пособий для изучения туристского маркетинга. Это «Маркетинг в туризме» Ю. Н. Борисова, Н. И. Гаранин, Ю. В. Забаев, А. И. Сеселкин, М., РМАТ, 1996, «Маркетинг в туризме» А. Т. Кириллов и Л. А. Волкова, СПб. Изд-во С.-Петербургского университета, 1996, «Маркетинг в туризме», Минск, Экономпресс, 1998 и ряд других. Эти учебники содержат основные положения туристского маркетинга, позволяющие дать обучаемым определенный набор теоретических знаний в области изучаемого предмета, но кроме знаний обучаемые должны получить не менее важный набор навыков и умений для работы в стремительно меняющейся среде туристского рынка. Особенности преподавания такого предмета как «Маркетинг», требующего от специализирующихся в этой области высокой коммуникабельности, гибкости, творчества и новаторства и тем более подготовка специалистов в области туристского маркетинга явились основанием для проведения настоящих исследований в области педагогики представленных в материалах диссертации.

Объект исследования — профессиональная подготовка менеджеров туризма в области маркетинга.

Предмет исследования — содержание, методы подготовки студентов по предмету «Маркетинг» в системе профессионального туристского образования.

Цель исследования — методическое обеспечение подготовки студентов в области маркетинга в системе профессионального туристского образования.

Гипотеза исследования включает комплекс предположений. Практические навыки работы в области туристского маркетинга будут формироваться более эффективно при следующих условиях:

— широкое использование активных форм и методов обучения,.

— приближение учебных занятий проводимых с использованием различных педагогических приемов и методов к условиям реального рынка,.

— использование особенностей ярмарочно-выставочной деятельности для организации учебного процесса.

Задачи исследования:

1. Выявить соответствие навыков и личностных профессионально значимых качеств специалистов в области туристского маркетинга современным требованиям регионального рынка Иркутской области.

2. Разработать методики проведения занятий по предмету «Маркетинг в туризме» позволяющие обеспечить повышение эффективности привития обучаемым навыков для работы в области туристского маркетинга.

3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Методологической основой исследования являются научные педагогические труды: Ю. К. Бабанского, Е. Я. Голанта, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, И. Т. Огородникова,.

B.Ф.Паламарчук, В. И. Паламарчук, И. П. Подласого, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной, Н. Г. Морозовой, А. Н. Алексюка, Н. М. Верзилина, С .Г. Шаповаленко.

Теоретической основой исследования являются труды, посвященные вопросам психологии и педагогики таких ученых как Л. С. Выготский,.

C.Л.Рубйнштейн, Ю. А. Самарин, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев.

В вопросах посвященных профессиональным аспектам педагогической деятельности при подготовке специалистов туристского профиля мы «опирались на труды В. А. Квартальнова, И. В. Зорина, И. Д. Солодухина.

В ходе исследований применялись как теоретические, так и эмпирические методы (обобщение, сравнение, абстрагирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, экспертные оценки).

Этапы исследования. Исследования проводились с 1993 по 1999 год.

Первый этап с 1993 по 1994 год включал в себя анализ научно-методической литературы, была сформулирована проблема исследований и произведена первая опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, проводились серии локальных поисковых экспериментов, в процессе которых выяснялось состояние профессиональной подготовки в области маркетинга.

Второй этап с 1994 по 1996 год. На этом этапе разработаны методики практического обучения маркетингу в условиях реального рынка, проведение их экспериментальной апробации в условиях ярморочно-выставочной деятельности.

Третий этап с 1996 по 1999 год. Произведена разработка структуры процесса формирования личностных профессионально значимых качеств в рамках изучения предмета «Маркетинг в туризме», проведены опытно-экспериментальные работы по ее внедрению, подведены итоги эксперимента и определена его эффективность.

Экспериментальная база исследований — Сибирский колледж строительства и предпринимательства, г. Иркутск, 1994 год, две учебные группы общей численностью 58 человек, два преподавателя, колледж-компания «Сиб-Фин-Эдас"^ г. Иркутск, 1996 год, две учебные группы, общей численностью 62 человека, три преподавателя, Иркутский филиал Российской международной академии туризма, 1999 год, общая численность студентов 66 человек, три преподавателя. Всего в эксперименте приняло участие 186 студентов и 8 преподавателей.

Надежность и достоверность результатов исследования обусловлена исходными позициями, базирующимися на методологических и теоретических принципах психологии и педагогики, репрезентативностью экспериментальных данных, взаимопроверкой данных, подтвердивших правильность выдвинутой гипотезы.

Научная новизна исследования:

1. Изучено состояние специальных навыков и личностных профессионально значимых качеств специалистов, работающих в области туристского маркетинга. Показано, что уровень специальных навыков и личностных профессионально значимых качеств не отвечает требованиям реального туристского рынка в части использования приемов и методов управления маркетингом и осуществления маркетинговых коммуникаций.

2. Разработаны методики повышения эффективности обучения студентов с целью привития практических навыков и умений, личностных профессионально значимых качеств при подготовке специалистов в области туристского маркетинга? особенностью которых являются:

— комплексное использование различных активных методов обучения,.

— ! проведение учебных занятий в условиях реального рынка,.

— преимущественное развитие у обучаемых навыков, умений и личностных профессионално значимых качеств.

3. Разработана концепция практического обучения маркетингу студентов туристского вуза в условиях ярмарок-выставок (на базе Международного выставочного комплекса «СИБЭКСПОЦЕНТР») в системе профессионального образования.

Практическая значимость исследования:

Разработана структура формирования знаний, умений и личностных профессионально значимых качеств обучаемых в процессе изучения предмета «Маркетинг в туризме», которая внедрена и используется при подготовке специалистов в колледж-компании «Сиб-Фин-Эдас» и Иркутском филиале Российской международной академии туризма. Разработаны методические указания по изучению отдельных вопросов туристского маркетинга. Теоретические положения и практические методики, разработанные автором, могут быть использованы в других учебных заведениях, при преподавании учебных курсов «Маркетинг» и «Маркетинг в туризме» .

На защиту выносится:

1. Структура процесса формирования знаний, умений, навыков и личностных профессионально значимых качеств в рамках изучения предмета «Маркетинг в туризме» в Иркутском филиале Российской международной академии туризма, позволяющая активно влиять на формирование практических навыков и личностных профессионально значимых качеств обучаемых путем комплексного использования различных методов обучения.

2. Методики проведения практических занятий по предмету «Маркетинг в. туризме» в Иркутском филиале Российской международной академйи туризма основанные на преимущественном использовании активных методов обучения и объединяющие учебный процесс и реальный рынок Туристских услуг.

3. Концепция практического обучения маркетингу в реальных рыночных условиях на базе ярмарочно-выставочных комплексов (Международный выставочный комплекс «СИБЭКСПОЦЕНТР»), определяющая структуру учебного процесса, формы и методы его организации, позволяющая обучать туристскому маркетингу, используя I реальную маркетинговую среду и систему маркетинговых коммуникации. Апробация и внедрение результатов исследования.

Промежуточные результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях методических советов Сибирского колледжа строительства и предпринимательства, г. Иркутск, 1994 год, колледж-компании «Сиб-Фин-Эдас», г. Иркутск, 1996 год, Иркутского филиала Российской международной академии туризма, 1999 год, на региональной научно-практической конференции средних специальных учебных заведений Сибири и Дальнего Востока (1997г.), на научно-практической конференции при Иркутском государственном техническом университете (1999г.), на научно-практической конференции «Индустрия туризма на Байкал^», проводимой Иркутским филиалом Российской международной академии туризма и Институтом географии Сибирского отделения Российской академии наук (г. Иркутск, 1999 г.), на региональной научно-практической конференции в г. Казань (Татарстан, 2000 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по главе 2.

1. Проведенные нами исследования показали, что решение второй задачи настоящего диссертационного исследования — привитие в процессе профессиональной подготовки обучаемым практических навыков для работы в области туристского маркетинга и воспитание у них необходимых личностных профессионально значимых качеств лежит в области совершенствования педагогических технологий на базе широкого использования активных методов обучения.

2. Активная рыночная среда в условиях ярмарок-выставок создает наиболее благоприятную обстановку для осуществления практического обучения туристскому маркетингу. Она позволяет обучать студентов в реальных условиях сегодняшнего дня, использовать новейшие приемы и методы маркетинга и, развивая познавательную активность обучаемых, вовлекать их в реальный рыночный процесс.

3. Серия педагогических экспериментов, проведенных с различными учебными группами в рамках изучения предмета «Маркетинг» показала, что методические разработки по проведению практических занятий и сама структура учебного процесса позволяют существенно повысить эффективность профессиональной подготовки туристских кадров в области маркетинга и в тех же временных рамках учебного процесса полнее сформировать требуемые качественные характеристики обучаемых.

Заключение

.

На основании проведенных исследований мы пришли к следующему заключению:

1. Подготовка профессиональных кадров существенно отстает от потребности туристской отрасли, особенно в плане формирования практических навыков, умений и личностных профессионально значимых качеств. Имеющиеся учебные заведения и применяемые методики преподавания предмета «Маркетинг» не удовлетворяют спрос современного рынка.

2. В процессе подготовки у будущего специалиста туристской отрасли должны быть выработаны практические навыки в вопросах этйки и стилистики деловой речи, психологии общения, установления и развития деловых контактов проведения маркетинговых исследований и рекламного мастерства, умения аналитически мыслить, вырабатывать и принимать решения, ориентироваться в условия5Г~~рынка. Наряду с навыками и умениям, должны сформироваться такие личностные профессионально значимые качества как ответственность, внимание, коммуникабельность, деловая активность, предприимчивость и самостоятельность.

3. В целях повышения эффективности профессиональной подготовки туристских кадров, работающих в сфере туристского маркетинга, в учебном процессе целесообразно Использование таких методов обучения как упражнения, практический метод, методы программированного обучения, ситуационный метод в сочетании с беседами и дискуссиями, решение производственных ситуационных задач, имитация деятельности на тренажере, деловые игры и их элементы и др.

4. Разработанная структура процесса формирования знаний, умений и навыков и личностных профессионально значимых качеств в рамках изучения предмета «Маркетинг в туризме» в Иркутском филиале Российской международной академии туризма, апробирована на практике.

Она позволяет эффективно и комплексно формировать необходимые набор профессиональные качества менеджеров туристского профиля.

5. Методики практического изучения туристского маркетинга в условиях современного рынка с использованием активных методов обучения в системе профессиональной подготовки специалистов на базе Международного выставочного комплекса «СибЭкспоЦентр» позволяют существенно повысить эффективность подготовки туристских кадров в области маркетинга.

6. Проведенная в процессе обучения по предмету «Маркетинг» серия экспериментов, в которой использовались предлагаемые нами методические разработки проведения практических занятий, подтвердила правильность выдвинутой гипотезы исследований.

7. Разработана концепция практического обучения маркетингу в реальных рыночных условиях на базе ярмарочно-выставочных комплексов (Международный выставочный комплекс «СибЭкспоЦентр»). Суть концепции заключается в перенесении практических занятий в условия ярмарок-выставок с соответствующей тематикой.

8. Методические разработки представленные в настоящей работе могут быть использованы в других учебных заведениях для обучения маркетингу и туристскому маркетингу. Для их использования преподавателю не требуется особого таланта или специальной переквалификации.

Вместе с тем, пути дальнейшего совершенствования предлагаемых методик и повышения эффективности профессиональной подготовки туристских кадров в области маркетинга, вероятнее всего, следует искать в углублении исследований психологических аспектов формирования необходимых знаний, умений, навыков и личностных профессионально значимых качеств и именно на этой основе совершенствовать методологию учебного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы турйзма: Сборник научных трудов. Вып. — 1 / Науч. ред. И. В. Зорин. — М., 1997. — 402 с.
  2. Алексеева Т. А,. Один из методов реализации проблемно-развивающего обучения // Среднее специальное образование. 1999. № 9. С. 21−23.
  3. Г. М. Социальная психология: Учеб. для высш. уч. завед. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
  4. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб. метод, пособие. — М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
  5. М.С. Познавательная деятельность студентов -движущая сила процесса обучения // Среднее специальное образование. 1997. № 11−16−18.
  6. М.С. Выбор оптимальных методов, средств и форм обучения // Среднее специальное образование. 1999. № 5.-6. 21−23.
  7. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 160 с.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика., 1977. — 256 с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  10. Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин Н. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю. К. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. -479 с.
  11. И. Бахир В. К. Развивающее обучение // Начальная школа. 1997. № 5,-С. 26−31.
  12. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1966. — 344 с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  14. Д.Н. Некоторые теоретические вопросы психологии обучения//Вопросы психологии. 1976. № 2 г С. 39−45.
  15. А.Е. Активизация познавательной деятельности студентов педагогического факультета при обучении педагогике: Методологические и психолого-педагогические аспекты образования. Тверь, 1992. — С. 60−69.
  16. Н.И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королев Ф. Ф. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1968. — 526 с.
  17. В.В. и др. Менеджмент туризма. М.: РМАТ, 1996.
  18. В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект -пособие для студентов, педагогов и учителей. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 192 с.
  19. Введение в обшую дидактику / Под редакцией В.Оконь. М.: Высш. шк. 1990.-219 с.
  20. Д. Новая жизнь психологической педагогики // Вопросы философии. 1999. № 8.- 6.129−142.
  21. О. Метод конкретных ситуаций в преподавании управленческий дисциплин // Альма Матер. 1997. № 6.-0. 45- 48.
  22. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., 1982. — т.1. — 487 е.- т.2 — 504с.- т. З — 367 е.- т.4 — 432 е.- т.5 — 369 е.- т.6 — 397 с.
  23. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. — 500 с. .
  24. Б. Л. Малькова З.А. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие. М.: Институт практической психологии, 1996. — 256 с.
  25. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. -289 с.
  26. Т.В. Традиционное и проблемное обучение в педагогике и проблемы освоения инновационных методов // Среднее специальное образование. 1998. №.3:6. 39−43.
  27. .С. Философия образования для XXI века. М., 1998. -608 с.
  28. .С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике. М.: Педагогика, 1986. — 110 с.
  29. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. -448 с.
  30. Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекц. -М.:Черо, 1996.- 88 с.
  31. Е. Н. Исследование рынков // Маркетиг в России и за рубежом. 1999. № 1:С. 13−35.
  32. Е.П. Основы маркетинга: Учебник для вузов. М.: Финпресс, 1999. — 656 с.
  33. Е.П. Процесс маркетинговых исследований // Маркетинг в России и за рубежом. 1997, нояб., дек. С. 21−43,
  34. . Что такое психология: В 2-х т., изд. 2-е, стереотипное,.т.2, пер. с франц.-М.: Мир, 1996. 376 с.
  35. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  36. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: АПН РСФСР, 1957. — 256 с.
  37. Д.М. Нетрадиционные формы урока // Среднее специальное образование. 1999. № 6:0. 9−11.
  38. А.П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие / Под общ. ред. З. М. Горбылевой. Мн.: Экономпресс, 1998. -400 с.
  39. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Просвещение, 1987. — 189 с.
  40. Г. А. Практикум по педагогике: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ, — М.: Просвещение, 1986. 112с.
  41. В.Я. Маркетинговые исследования: опросы для менеджеров: Монография / Волж. гос. инж.- пед. ин-т. Ниж. Новгород, 1998.- 185 с.
  42. Н.М. Как активизировать обучение в вузе? Горький, 1989.- 72 с.
  43. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме, — М., 1997. 265 с.
  44. И.В., Квартальнов В. А. Толковый словарь туристских терминов. Москва/Афины, 1994. — 407 с.
  45. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972. — 152 с.
  46. Использование учебных деловых игр в процессе совершенствования психологической подготовки студентов: Метод, пособие для преподавателей. Таганрог: Пед. ин-т., 1993. — 14 с.
  47. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2110″ Педагогика и психология" / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981. — 367 с.
  48. В.Г., Кондратьева Л.JT. Психология : Учебник для индустр.- пед. техн. М.: Высш. шк., 1989. — 383 с.
  49. А.Г. Современные педагогические технологии: Методические рекомендации. М., 1994. — 28 с.
  50. А.Г. О дидактическом материале для самостоятельной работы при ознакомлении с новым материалом // Сб. «Новые исследования в педагогических науках». М.: 1972. № 5.-С. 103.
  51. В.А. Взаимодействие межшкольных УПК и промышленных предприятий в экономическом воспитании учащихся / Сборник «Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. М., 1986.
  52. Я.А. Великая дидактика: В книге Избранные педагогические сочинения: Учпедгиз, 1955. 651с.
  53. Кан-Калик В.А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество.-М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  54. П.Ф. Педагогика наука или искусство? : Избр.пед.соч. — М., 1982. — С. 49−62.
  55. М.В. Правовое регулирование маркетинговой деятельности // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1: С. 121−128.
  56. В.А. Гуманитарные проблемы развития туризма: История и современность // Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. -• М.: Финансы и статистика, 1998. т.1 — 286 с.
  57. В.А. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по Туризму в России // Туризм: теория и практика: Избр. труды В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — т.5, — 248 с.
  58. В.А. Новые цели и функции туризма // Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. -т.3, — 384 с.
  59. В.А. Социальный туризм // Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — т.2. — 256с.
  60. В.А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере РМАТ. М., 1997. — 15 с.
  61. Квартальнов В, А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания: Зарубежный опыт. М., 1990. — 80 с.
  62. В.А., Зорин И. В. Чепик В.Д. и др. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности „Рекреация и туризм“: Проект // Актуальные проблемы туризма. М., 1997. — вып. 1. — Щс,
  63. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России: Из опыта образовательных учреждений социального туризма, 1987−1997 гг. М., 1997. — 212 с.
  64. А.Т., Волкова JI.A. Маркетинг в туризме. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. — С. 126.
  65. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1995. — 96 с.
  66. Г. Инновации: путь в высшее общество // Поиск. 1997, № 46. С. 8.
  67. И.Ф. Развивающие педагогические технологии активного обучения // Среднее профессиональное образование. 1997. № 3.» I-. 30−32.
  68. Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов: Изд. 4-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1974. -447 с.
  69. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Под общ. ред. Б. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  70. И.Ф. Развивающие педагогические технологии активного обучения // Среднее профессиональное образование. 1997. № 3.~ С. 30−32.
  71. Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов: Изд.4-е, доп. и перераб. М., Просвещение, 1974. -447 с.
  72. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко, под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко.- М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  73. Г. Д., Соколова М. И. Практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест-контроль: Учебное пособие / Под ред. акад. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 240 с.
  74. В.Т. Проблемное обучение: истоки и сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — С. 140.
  75. В.Т., Наводнов В. Г. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России. 1994. № 1:0.165−172.
  76. И. Основы общей дидактики. М.: Высш. шк., 1986. — 269 с.
  77. Курс практической психологии: Учебн. пособие. Ижевск: Изд. Удмуртского ун-та. 1996. — 448 с.
  78. Курс практической психологии, или как добиться успеха: Учебное пособие Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996. — 443 с.
  79. Г. П. Тренинг по маркетингу: Учебно-методические рекомендации по курсу «Основы маркетинга» // Изв. вузов. Сев-Кавк. регион, общ. науки. 1998. № 1гС. 81- 84.
  80. Н.Н. Основы психолии знаний: Учебное пособие для студентов, изучающих курс «Основы психологии и педагогики." — М.: РМАТ, 1997. 295 с.
  81. Н.Н. Психология менеджмента: Практикум по курсу «Основы психологии и педагогики». М.: РМАТ, 1998. — 235с.
  82. Р., Оллье Р- Туристический маркетинг: В сб.: Академия рынка: маркетинг. М.: Экономика, 1993. -380с.
  83. Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века): Учебное пособие. — М.: Издательский дом «Форум», 1998. — 584 с.
  84. М.Л. и др. О ролевом методе обучения экономике школьников в России // Экономическое образование в школе. С-Пб., 1995.-С. 30−46.
  85. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы, 2-е изд., перераб.- М.: Высш.шк., 1991. 224 с.
  86. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981. — 186 с.
  87. И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  88. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя, 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1992. 224 с.
  89. В.К. Туризм и Байкал: Нам не жить друг без друга // Вост.- Сиб. Правда, 1995, 28 июня, Выставка ярмарка «Байкал: туризм, отдых, экология» в г. Иркутске.
  90. Д. Социальная психология.- Санкт- Петербург, 1988. -688 с.
  91. . Байкальский туризм: перспективы развития // Аргументы и факты. прил. «Аргументы и факты в Вост. Сибири». — 1995, .№ 26.-С. 3.
  92. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 560 е., ил.
  93. М.И. Современный урок, 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  94. М.И. Проблемное обучение. М., 1975. — 367 с.
  95. Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учеб. пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997! — 120 с.
  96. Е. Кейс и кейс-метод: условия применения // Маркетинг. 1999. № 2, — С А13- 120.
  97. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н, В. Кузьминой, — JL: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
  98. Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986. — 200 с.
  99. С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Высш. шк. 1995. — 207 с.
  100. Р.С. Психология: Учебн. для студентов высших учебн. заведений: В 3 кн. М.: Просвещение, Владос, 1985. Кн. 1. — 688 с.
  101. Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Просвещение, 1985.- 173 с.
  102. Организация и методика игровой деятельности: Теорет. курс: Программа / Московский экспер. гуманит. ун-т. М., 1994. — 18 с.
  103. В. Процесс обучения. М., 1962. — 171 с.
  104. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967. — 472 с.
  105. Основы маркетинга: Метод, пособие / Сост. О.В. Воронкова- 'Гамб. гос. ун-т.- Тамбов, 1997.- 33 с.
  106. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна.-М.: Педагогика, 1987. 235 с.
  107. Паламарчук В. Ф'. Школа учит мыслить. М., 1986. -250с.
  108. А.П., Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1997, нояб., дек. Ш 83−96.
  109. Панкрухин А. Г1. Образовательные услуги: Точка зрения маркетолога// Альма Матер. 1997. № З.-С. 27−32
  110. Л.М. Связь методики учебного предмета с психологией // Сов. педагогика. 1987. № 6.-6V 52−58.
  111. Педагогика. Учебное пособие для педучилищ. М.: Просвещение, 1981. — 367 с.
  112. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.:. Просвещение, 1968. — 526 с.
  113. Педагогика: Уч. Пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского, 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1988. 480 с.
  114. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  115. Ю.С. Использование «Интернет» в системе маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1гС. 36- 47.
  116. В.И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика. -Минск, Нар. асвета, 1977. 256 с.
  117. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. М.: Тандем, РОСПЕДАГЕНСТВО, 1997. — 174 с.
  118. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1966. — 432 с.
  119. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. К. Н. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
  120. Политика и практика маркетинга: Учеб.- метод, пособие / Авт. колл.: В. В. Кеворков, С. В. Леонтьев, — М.: ЗАО «КОНСЭКО», 1998. 192 с.
  121. М.И. Практикум по методике обучения во ВТУзах: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 94 е., ил.
  122. Практическая психология для преподавателей / Под ред. Тутушкиной М. К. М.: Филинъ, 1997. — 328 с.
  123. Практикум по маркетингу / И. А. Леншин, В. П, Лукин, О. В. Фирсанова, А-В. Юрченко. Орел: Труд, 1997. — 176 с.
  124. Программа «Поддержка инноваций в высшем образовании»: Инновационный образов, проект // Поиск. 1998. № 3.- С. 9−14.
  125. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией Альбухановой К.А.- М., 1998. 320 с.
  126. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией Радугина А. А. -М., 1999. 256 с.
  127. Психология развивающейся личности / Под ред. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 240 е., ил.
  128. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г., 2-е изд., перераб., доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996.440 е., ил.
  129. В.О. Нужен ли принцип системности в дидактике // Сов. педагогика. 1982. № 2:?. 56−60.
  130. И.В. Так что такое туризм и почему им нужно управлять // Бизнес. 1988. № 9−10.-6. 44−45.
  131. Решетников В. А, Образовательные программы в контексте социальных технологий / Образование в переходном обществе: матер.конф. Иркутск, 1995.- чЛ, С. 14−22.
  132. В.М. Азбука педагогического труда (для преподавателей технических ВУЗов). М.: Высшая школа, 1990.
  133. Российская педагогическая энциклопедия: В 5-ти т.- т.1.: А-м / гл.ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- 608 с.
  134. СЛ. Проблемы общей психологии В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. — 239 с.
  135. И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларуская навука, 1998. — 319 с.
  136. В. В. Пищулин Н.П. Педагогика будущего // Пол.ис. 1996. № 3:^.146−155.
  137. Н.В. Педагогика: Учеб. пособие для пед. училищ, Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение, 1978. — 351 с.
  138. О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999., № 1.-С. 48−59.
  139. П.И. Психолого-педагогические аспекты формирования профессиональной направленности обучения // Специалист. 1999. № 7.-С. 30−32.
  140. В.Б. Туризм : эволюция, структура, маркетинг. -М.: Ось-89, 1998. 160 с.
  141. Г. И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. 1999. № 1.-G. 19−24.
  142. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в ССУЗ. М.: Высшая школа, 1990. — 56 с.
  143. Я. и др. Методика и методы педагогического исследования.- М.: Педагогика, 1989. 219 с.
  144. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. — 224 с. .
  145. Л.П. Личностно-деятельный подход к формированию личности в учебном процессе // Среднее специальное образование. 1998. № 1.-е. 7−10.
  146. Н.А. Дидактика: Уч. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974. — 222 с.
  147. A.M. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  148. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения: Кн. для учителей школ, преподавателей сред. спец. и высших учеб. заведений, М.: Моск. психолого- социальный ин-т, Флинта, 1998.- 364 с.
  149. Т.А. Педагогика: Наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Совершенство, 1998. — 368 с.
  150. Л.Д. Основы психологии. Издание третье, перераб. и доп. Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-672 с.
  151. В.Н. Избранные сочинения. М.: Педагогика, 1979.- 558 с.
  152. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособ. М., 1998. -288 с.
  153. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.- 343 с.
  154. А.И., Литвинович Г. В. Новые технологии обучения в профессиональном образовании как средство оптимизации и предложения на рынке труда // Инновационная деятельность в образовании. 1994. № 1.-е. 80−83.
  155. Т.Н. Рынок туристических услуг России // Международный бизнес России. 1966. № 11.-6. 24−27.
  156. Туризм это более чем серьезно, особенно в Бурятии / Бурятия, 1996, 12 апр., Республиканская Программа «Развитие туризма в Республике Бурятия на 1997- 2005 годы».
  157. Тутушкина М, К. Практическая психология: Учебн. / Под ред доктора психолог. Наук, проф. М. К. Тутушкина М.: Изд. АСВ, СПб: Изд. «Дидактика Плюс».- 1997. — 336 с.
  158. Е.А. Новые технологии и новые подходы в образовательном процессе // Среднее специальное образование. 1997. № 4. С. 21−23.
  159. Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых игр, тестов по курсам «Менеджмент», «Маркетинг». М.: Финансы и статистика, 1997.
  160. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагог, колледжей / Под ред. Пидкасистого П.И.- М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
  161. К.Д. Избранные педагогические произведения.- М., Просвещение, 1968. 557 с.
  162. И.Д. Вызов критической педагогики // Вопросы философии. 1998. № 12.-С. 55−62.
  163. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие, 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮристЪ, 1997, — 512 с.
  164. В. Образование и тестирование // Учит, газета, 1997, 16 дек. (Нововведение в вузах: тестирование).
  165. Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб.-метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. М.: Высш. шк, 1991. -320 с.
  166. А.П. Маркетинг услуг. Макросреда индустрии сервиса // Маркетинг. 1997. № 3 г С. 98−108.
  167. С.Е. Деловые игры: Методика и практика проведения деловых игр. М.: Институт туризма, 1991. — 87 с.
  168. В., Бурляев В. Экспертно-обучающие системы//Высш. обр. в России. 1997. № 2: С. 108−113.
  169. А.Ф. Современные педагогические технологии-основа повышения качества подготовки специалистов // Среднее специальное образование. 1998. № 2.-С. 33−38.
  170. Э.А. Специфика методического эксперимента // Сов. педагогика. 1986. № 3."С. 61−65.
  171. Т.К. О некоторых вопросах психологии усвоения знаний и совершенствования навыков // Среднее специальное образование. 1997. № 1: С? 22−25. ,
  172. А.М. Маркетинговая деятельность на рынке гурпродукта // Маркетинг. 1998. № 4. С. 60−65.
Заполнить форму текущей работой