Обидная страница. Я обижаюсь, или «не подходи ко мне, я обиделся!»
Педагог: «Закроем на минутку глаза и представим, что мы на кого-то обиделись. На счет раз, два, три мы все превратимся в очень обиженных мальчиков и девочек (педагог тоже превращается вместе с детьми). Сейчас мы будем смотреть друг на друга и подмечать то, что нам может подсказать, что Ваня, например, обиделся (не отвечает на вопросы, хмурит брови, сел в углу и ни на кого не смотрит и т. п… Читать ещё >
Обидная страница. Я обижаюсь, или «не подходи ко мне, я обиделся!» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мы все по-разному реагируем на обиды, и очень многое из наших реакций мы взяли из дошкольного детства.
Ход занятия
- 1. Понять, на что обижаются дети-дошкольники, можно при помощи простой игры: «Брось мяч и скажи свою обиду». Перед тем как бросить мяч, каждый говорит слова: «Я обижаюсь, когда…» Педагог может взять при необходимости инициативу на себя и, бросив мяч, сказать детям, на что он обижается, что его обижает в поведении детей. Такое доверительное игровое общение педагога с детьми помогает откорректировать нежелательное поведение детей. В случае, если кто-то из детей сильно бросает мяч-обиду, можно отметить, что «это обида вместе с мячиком вылетает из тебя и теперь тебе будет гораздо легче».
- 2. Проигрывание ситуации «Что сделать, если тебя кто-то обидел?» помогут увидеть, как реагируют дети в случае обиды.
Детям предлагается вспомнить ситуации, когда их кто-то обидел. Например, называется ситуация «Толкнули на прогулке, и я упала в грязь», или «Наступили на ногу», или «Мне не дали стихотворение для чтения на празднике» и т. п. Определяются действующие лица, например мальчик, который толкнул, и девочка, которая обиделась. Ребенок, предъявивший ситуацию, назначает того, кого он хочет видеть в роли мальчика и девочки (в роли кого-то из героев может быть и предъявитель ситуации). Педагог, работающий с детьми, назначается на любую роль наравне с детьми. Выбранные герои разыгрывают сценку перед всеми участниками занятий, которые наблюдают за происходящим действием. С детьми заранее обговаривается, что они играют как будто, не делают друг другу больно и в этой ситуации, когда мальчик толкает, достаточно будет только дотронуться до девочки, это игра. После проигрывания ситуации обсуждается поведение девочки (отошла в сторону и заплакала, например). Кто по-другому поступает, когда его толкают? Покажите? Предложенная ситуация может разыгрываться несколько раз по желанию детей.
3. Пантомима «Я обиделся (-лась)» поможет педагогу увидеть, как по-разному внешне проявляется обида у детей дошкольного возраста.
Педагог: «Закроем на минутку глаза и представим, что мы на кого-то обиделись. На счет раз, два, три мы все превратимся в очень обиженных мальчиков и девочек (педагог тоже превращается вместе с детьми). Сейчас мы будем смотреть друг на друга и подмечать то, что нам может подсказать, что Ваня, например, обиделся (не отвечает на вопросы, хмурит брови, сел в углу и ни на кого не смотрит и т. п.)». Можно устроить мини-соревнование с призами (жетончики, наклейки, календари и т. п.): «Кто больше проявлений обид заметит друг у друга?».
4. Игра «Попроси прощения» помогает понять, как можно исправить ситуацию, если ты кого-то напрасно обидел, помогает увидеть конструктивные пути выхода из трудных ситуаций.
Педагог спрашивает: «Как сделать, чтобы на тебя не обижались?» Один из способов — это попросить прощения. Но просить прощение нужно по-особому, используя для этого волшебные слова, взгляд, голос и движения. Еще очень важно знать, в какой момент лучше всего подойти попросить прощения. Для игры можно предложить те ситуации, которые дети вспомнили в задании «Проигрывание ситуации «Что сделать, если тебя кто-то обидел?». Например, ситуация «Наступили на ногу». Для игры выбирается тот, кому наступили на ногу (он будет экспертом, оценивающим, насколько тот, кто просит прощения, достиг цели — его захотелось простить). Все по очереди (педагог в качестве примера для подражания или, наоборот, в качестве примера, как не надо просить прощения) просят у главного героя игры (эксперта) прощения. Эксперт выбирает того, кто лучше всех попросил прощения, и объясняет почему.
5. Ролевая игра «Ты обиду не держи, поскорее расскажи!» поможет ребенку найти один из способов того, как можно справиться с обидой". Эта игра подводит ребенка к тому, что про обиду можно рассказать, ее можно нарисовать, про нее можно даже прокричать громко-громко, а еще про нее можно и спеть.
Педагог: «Мы сегодня вспомнили много разных обид, которые могут нам мешать. Но обиды нам мешают только до тех пор, пока мы не начнем с ними что-то делать: рассказывать, рисовать, петь, лепить из пластилина, кричать, вырезать из бумаги и т. п. Сейчас каждому из вас нужно выбрать свою самую любимую обиду (она с вами живет уже давно), придумать и продемонстрировать всем, как с ней можно расстаться, как от нее можно избавиться». На подготовку к игре дается 5—10 минут. В распоряжении детей бумага, рисовальные средства, пластилин, ножницы, бумага, клей, музыкальные инструменты и т. п. Устраивается конкурс на «Лучшее избавление от обид». Специальная комиссия (из старших по возрасту детей или из педагогов) оценивает выступления детей. Выбираются победители, которые награждаются ценными призами (блокноты, маленькие игрушки) и медалями.
- 6. Ребенку дается следующая инструкция: «На свободном месте нарисуй сначала свою самую большую обиду, постарайся, чтобы она не вылезала за границы листка». Далее ведущий говорит: «А теперь нарисуй, как ты справишься со своей обидой, что ты сделаешь, для того чтобы не обижаться».
- 7. Домашнее задание: спроси своих родителей (бабушку, дедушку), как они справляются со своими обидами. Попроси родителей для тебя зарисовать (записать) то, как они справляются с обидами.