Создание школьной системы качества в образовательном процессе
Оценка педагогических кадров. Существующая система оценки (аттестации) педагогических и руководящих работников позволяет оценить профессиональную компетентность работников по показателям «Квалификация», «Профессионализм», «Продуктивность». Помимо этого, при оценке кадрового потенциала учреждения используются такие показатели, как обеспеченность кадрами, образовательный уровень, уровень… Читать ещё >
Создание школьной системы качества в образовательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В контексте концепции развития образования в Российской Федерации до 2020 года представление о качестве жизни человека неотделимо от качества его образования.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет образование как важнейшую жизненную ценность, главный фактор развития. Исходя из этой взаимосвязи, качество образования можно рассматривать как средство социализации личности, предполагающей реализацию ее основополагающих потребностей при активном взаимодействии с социумом. Федеральная целевая программа по развитию образования на 2011;2015 годы определяет стратегическую цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, среди которых и задача формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг путем создания:
- — прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;
- — прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
- — механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
Данный подход, закрепленный в стратегически значимых документах, долгосрочных целевых программах развития образования на 2011;2015 годы регионального и муниципального уровней, нацеливает каждое образовательное учреждение на выбор стратегии оценки качества.
Необходимость создания системы оценки качества образования школьного уровня обусловлена введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В образовательном учреждении должна быть создана система получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе — определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования), на основе которой можно будет принимать управленческие решения.
Одной из задач школьной системы оценки качества образования является разработка таких требований к содержанию и структуре образовательного процесса, которые бы смогли давать отдельным школьникам возможности реально строить свои индивидуальные образовательные маршруты, используя как учебные, так и внеучебные виды деятельности.
Создать школьную систему оценки качества образования нельзя также и без осмысления последних тенденции в оценке результатов обучения, являющиеся основанием для её разработки и внедрения.
- 1. Переход к когнитивной точке зрения на обучение и оценку, то есть:
- · от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрению также процесса обучения;
- · от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;
- · от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;
- · внимание к метапознанию (самоконтролю, общеучебным умениям и умениям,
связанным с волевыми проявлениями личности (мотивации и другим сферам, влияющим на процесс обучения и образовательные достижения);
- · изменение значения понятия «знающий» и «умеющий», отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.
- 2. Изменение формы оценки: переход от письменной проверки к аутентичной проверке, основными особенностями которой являются:
- · значимость для учащегося;
- · приоритет комплексных умений;
- · наличие выбора ответа из ряда правильных;
- · ориентация на стандарты, известные учащимся;
- · учет динамики индивидуальных достижений учащихся.
- 3. Изменение характера оценки, проводимой учителями, самооценки учащихся, оценки, проводимой родителями: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) — к комплексной — портфолио (оценке работ, выполненных учащимися за определенное время).
- 4. Переход от одномерного к многомерному измерению — от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно.
- 5. Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений учащихся к оценке достижения группы учащихся:
- · оценка умений работать в коллективе;
- · оценка результатов групповой работы.
Оценка качества образования должна также опираться на современные модели обучения и строиться на основе общественно-профессиональной экспертизы.
Общественно-гражданские институты должны участвовать в оценке качества образования на всех уровнях и в рамках всех существующих оценочных процедур в целях осуществления общественной экспертизы, подготовки информации об общественной удовлетворённости деятельностью образовательных учреждений, педагогов, системы образования в целом.
Школьная система оценки качества образования (ШСОКО) Работа по этой проблеме в школе требует: разработки Концепции системы оценки качества образования МБОУ «СОШ»; организационно-управленческая модель ШСОКО, Стандарт сбора информации о состоянии образовательной системы (система критериев и показателей оценки качества образования), Технологическая карта сбора информации об индивидуальных образовательных достижениях обучающегося, Технологическая карта сбора информации о профессиональных достижениях педагога в межаттестационный период.
Концепция системы оценки качества образованияопределилаосновные положения системы оценки качества образования, основные цели, задачи и принципы функционирования СОКО, основные элементы, особенности организации и технологии оценки качества образования, основные подходы к оценке индивидуальных достижений обучающихся, оценке образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, а также варианты внешней оценки качества образования.
Положение о СОКО ОУ установило единые требования при проведении оценки качества образования, определило принципы функционирования системы оценки качества образования ОУ, ее организационную и функциональную структуру, а также основных пользователей системы оценки качества образования.
Организационно-управленческая модель предусматривает взаимодействие различных элементов в рамках системы оценки качества образования, участие институтов самоуправления, разграничение функций различных структур. Модель является достаточно мобильной, так как предусматривает создание временных исследовательские коллективов педагогов и экспертных групп, направленных на решение конкретных задач оценки качества образования в ОУ.
Основные цели, задачи и принципы функционирования и развития системы оценки качества образования МБОУ «СОШ».
Под качеством образования в Концепции понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования — процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.
Система оценки качества образования — совокупность управленческих и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуальной базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательного учреждения в целом, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
Оценка качества образования нацелена на фиксацию состояния и динамики развития системы образования в образовательном учреждении.
Целями системы оценки качества образования ОУ являются:
- 1) формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования в ОУ;
- 2) получение объективной информации о состоянии качества образования в ОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- 3) повышение уровня информированности субъектов образовательного процесса о качестве образования в ОУ;
- 4) принятие обоснованных управленческих решений.
Основными задачами СОКО ОУ являются:
- — формирование системы показателей, позволяющей эффективно реализовывать цели оценки качества образования;
- — оценка уровня образовательных достижений обучающихся;
- — оценка состояния и эффективности образовательного процесса в образовательном учреждении;
- — оценка состояния и эффективности системы управления в образовательном учреждении;
- — оценка качества реализации образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
- — изучение и внедрение современных технологий оценки качества образования;
- — анализ качества образования и выявление факторов, влияющих на него.
В основу системы оценки качества образования положены принципы:
- 1) объективности, достоверности, полноты и системности информации о состоянии качества образования в ОУ;
- 2) открытости и общественного характера процедур оценки качества образования;
- 3) оптимизация количества показателей с учетом потребностей разных уровней управления ОУ;
- 4) инструментальности и технологичности используемых показателей;
- 5) сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными и федеральными аналогами;
- 6) доступности информации о состоянии и качестве образования для всех субъектов образовательного процесса и для общественности (в том числе социальных партн? ров);
- 7) соблюдения педагогических норм при проведении процедур оценки качества образования.
Основные элементы системы оценки качества образования Система образования образовательного учреждения в СОКО ОУ представлена следующими элементами:
- — обучающиеся и их индивидуальные образовательные достижения;
- — педагоги (обучающие);
- — образовательные программы;
- — образовательный процесс;
- — ресурсное обеспечение образовательного процесса;
- — система управления ОУ.
С целью создания внутреннего единого концептуального и информационного пространства образовательного учреждения, решения проблем формирования системного подхода к оценке качества образования в рамках ОУ, разработана организационно-управленческая модель, включающая в себя управленческие и общественные структуры, деятельность которых направлена на создание единой системы оценки качества образования. Функции элементов организационно-управленческой модели системы оценки качества образования должны быть закреплены в Положении о системе оценки качества образования в МБОУ «СОШ».
Основными пользователями системы оценки качества образования являются:
- 1) обучающиеся и их родители (законные представители);
- 2) учредитель образовательного учреждения;
- 3) органы управления и самоуправления образовательного учреждения (совет ОУ, педагогический совет, методический совет, совет родителей, совет старшеклассников);
- 4) социальные партн? ры;
- 5) общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования. В образовательном учреждении используются педагогические измерительные материалы сформированности ключевых компетентностей обучающихся, для оценки достижений обучающихся не только в рамках районных контрольных работ, но и в ходе промежуточной аттестации.
Кроме этого, в образовательном учреждении при проведении контрольно-оценочных процедур интегрированного характера разрабатываются матрицы оценивания результатов проектной деятельности обучающихся.
Социально-культурный опыт обучающегося, согласно концептуальному замыслу Программы развития, предполагает также формирование навыков самопознания, самопроектирования, саморефлексии. В условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» способность к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Поэтому ещ? одним подходом, необходимым для оценки индивидуальных достижений обучающихся, является субъект-субъектный подход, предполагающий единство оценки обучающего и самооценки обучающегося.
Важным направлением СОКО ОУ станет также разработка организационно-методического инструментария и нормативного обеспечения, позволяющего фиксировать и оценивать внеучебную активность учащихся (портфолио).
В деятельности по оценке индивидуальных достижений учащихся следует учитывать ряд аспектов:
- — качество образования — категория индивидуальная, и наиболее корректно и объективно может быть определена на уровне конкретного реб? нка;
- — сумма, механическое сложение различных частных показателей качества образования никогда не будут до конца полными, не дадут целостного представления о личности обучающегося;
- — достигнутые результаты личностного роста трудно поддаются фиксации.
Наиболее продуктивным способом оценки качества образования нам представляется оценка по динамике изменений его результата.
При анализе результата образования на основе проблемно-ориентированного подхода выявление причин его возможного ухудшения или улучшения непременно будет сопряжено с одновременным анализом образовательного процесса и его ресурсного обеспечения.
2) Оценка образовательного процесса.
Среди факторов, оказывающих влияние на качество образование, важное место занимает то, каким образом организован образовательный процесс. Некачественный процесс не может дать качественного результата. В школе, как и в большинстве российских образовательных учреждений, господствует традиционная классно-урочная система. Преодоление классно-урочной системы — процесс инновационный, требующей функционирования образовательного учреждения в режиме эксперимента, потому что новые формы организации образовательного процесса при очевидных преимуществах, заключающихся в том числе и в направленности на повышение качества образования, вызывают и определённые трудности, не являясь панацеей от всех проблем. В связи с вышесказанным возникает необходимость смягчения отрицательных факторов и противоречий, присущих классно-урочной системе.
Многопредметность учебного плана, его несбалансированность и отсутствие преемственности на разных ступенях обучения могут стать серьёзными отрицательными факторами воздействия на качество образования. Учебный план МБОУ «СОШ» должен быть направлен на формирование информационной, коммуникативной, социально-правовой, экологической компетентности обучающихся. Принцип вариативности реализуется через оптимальный выбор образовательных программ, использование вариативных, учитывающих индивидуальные особенности обучающегося и стиля учения, педагогических технологий, выбор обучающимися дисциплин компонента ОУ учебного плана.
В рамках классно-урочной системы трудно учесть разное отношение обучающихся к тому или иному предмету в одном и том же коллективе, определяющееся неодинаковыми психолгическими особенностями детей. Разное отношение к учению, разная мотивация, разные способности определяют разные, не всегда оптимальные результаты. Учить по-разному всех, особенно в больших по наполняемости классах, сложно. В качестве эффективного способа решения этого затруднения выступает проектирование образовательного процесса на основе уч? та индивидуально-типологических особенностей личности.
Индивидуально-типологические особенности личности рассматриваются нами как основа индивидуально-ориентированного обучения, предполагающего адаптацию содержания учебного материала с уч? том методов познания обучающихся, корректировку форм и методов обучения в соответствии с результатами когнитивных исследований, использование методов мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся, разработку гибкой системы вариативных заданий, позволяющих оценить достижения обучающихся в динамике, в соответствии с его предпочитаемыми учебными стилями.
3) Оценка ресурсного обеспечения образовательного процесса.
Эффективный образовательный процесс должен быть обеспечен комплексом условий (нормативно-правовых, кадровых, технологических, программно-методических, информационно-аналитических, материально-технических).
Оценка педагогических кадров. Существующая система оценки (аттестации) педагогических и руководящих работников позволяет оценить профессиональную компетентность работников по показателям «Квалификация», «Профессионализм», «Продуктивность». Помимо этого, при оценке кадрового потенциала учреждения используются такие показатели, как обеспеченность кадрами, образовательный уровень, уровень и периодичность курсовой подготовки, уровень стабильности коллектива (отсутствие «текучки» кадров), уровень развития сотрудничества в коллективе и т. д. формированию ответственности педагогов за конечный результата труда способствует рассмотрение показателей и критериев качества образования (индивидуальных достижений обучающихся) как основы оценки профессионализма и продуктивности их деятельности. Большое значение прида? тся самооценке педагогических работников в ходе нулевого и межаттестационного этапов аттестации. При оценке профессиональной компетентности педагогов применимы также такие показатели, как готовность к инновационной деятельности, участие в работе методических объединений, уровень владения педагогическими технологиями, уровень социальной и профессиональной активности педагога (участие в педагогических чтениях, конференциях, методических семинарах, наличие публикаций).
Оценка технологических условий. В школе сосуществуют различные варианты образовательных практик (когнитивная, аффективная, самореализации, воспитательная, креативная и др.), хотя преобладающей оста? тся когнитивная. Выстраивание образовательной практики требует специфического содержания образования, особенностей образовательного процесса, своих методов. При реализации различных образовательных практик педагогами школы используются элементы педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (проблемное обучение, игровые технологии, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала); на основе эффективности управления и организации учебного процесса (групповые технологии, технология С. Н. Лысенковой, технология уровневой дифференциации); новых информационных технологий, технологий развивающего обучения, педагогической поддержки, частнопредметных педагогических технологий. Разнообразие педагогических технологий указывает на расширение поля педагогического воздействия. Технологический подход предполагает модель достижения результата образования, движение от цели к результату, поэтому в системе оценки качества образования в ОУ при оценке технологических условий применимы такие показатели, как:
- — операциональность педагогических целей;
- — соответствие процесса целям обучения;
- — рациональность использования педагогических при? мов и средств;
- — диагностичность результата образования.
А также:
— степень использования новых информационных технологий иные процессуальные показатели качества образования.
Оценка программно-методических условий. Применимы такие показатели, как уровень и направленность образовательных программ, степень разработанности рабочих программ педагогов, степень использования авторских программ, соответствие рабочих программ педагогов образовательной программе образовательного учреждения и государственным образовательным стандартам (ФК и НРК), степень обеспеченность методической литературой, степень вовлеч? нности педагогов в методическую работу и др.
Оценка информационно-аналитических условий. Применимы такие показатели, как уровень информированности родителей о содержании и направлениях деятельности ОУ, о нормативно-правовой основе процессов, связанных с оценкой качества образования (итоговая аттестация, ЕГЭ, промежуточная аттестация); уровень сформированности аналитической культуры педагогов, уровень информированности педагогов о новых тенденциях в развитии федеральной и региональной системы образования, уровень информированности обучающихся о критериально-оценочной базе системы оценки качества образования и др.
Оценка материально-технических условий. Применимы такие показатели, как оснащённость учебных кабинетов, степень компьютеризации образовательного пространства, достаточность мультимедийной техники, программно-информационное обеспечение, обеспеченность учебной и методической литературой, обеспеченность учебным оборудованием для проведения практических занятий, обеспечение безопасных условий учебной и внеучебной деятельности обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, обеспечение условий труда педагогов в соответствии с нормами охраны труда.
Внешняя оценка качества образования Внешняя оценка качества образования — это оценка, данная качеству образования государством в лице государственных аттестационных и аккредитационных комиссий, социумом, профессиональной средой и др.
В условиях системы оценки качества образования ОУ особое значение приобретает внешняя оценка со стороны непосредственных заказчиков и пользователей образовательных услуг — родителей обучающихся. Система качества образования ОУ обеспечивает реализацию прав родительской общественности по включению в процесс оценки качества образования в образовательном учреждении, а также права на получение объективной и полной информации о состоянии и динамике качества образования в образовательном учреждении и об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся. В данном случае применимы такие показатели, как удовлетворенность/неудовлетворенность получаемым образованием — уровнем осваиваемой образовательной программы и качеством обучения, а также условиями обучения — комфортность, личная безопасность и т. д.
Внешняя оценка социума — это определение конкурентоспособности выпускника на рынке труда, процесс его адаптации. В условиях системы оценки качества образования ОУ применимы такие показатели, как конкурентоспособность выпускников средней школы на рынке образовательных услуг (то есть при поступлении в ВУЗы и ССУЗы), способность выпускников основной школы к продолжению образования, степень адаптации выпускников (продолжение образования либо трудоустройство) и т. д.
В перспективе необходимо развитие независимых (внешних) оценок качества деятельности ОУ — оценок, полученных в результате независимых от образовательного учреждения процедур.
Организационная структура системы оценки качества образования ОУ Организационно-управленческая модель системы оценки качества образования МБОУ «СОШ» может быть представлена следующими элементами:
- 1) Координационный совет по развитию системы оценки качества образования;
- 2) Администрация образовательного учреждения;
- 3) Мониторинговая служба;
- 4) Методический совет;
- 5) Временные исследовательские коллективы педагогов и экспертные группы;
- 6) Аттестационная комиссия;
- 7) Педагогический совет;
- 8) Школьные методические объединения;
- 9) Оргкомитет школьного интеллектуального Фестиваля;
- 10) Организации школьного самоуправления (конференция ОУ, Управляющий совет, совет старшеклассников)