Восприятие человека человеком
Эмпатические способности человека возрастают, как правило, с жизненным опытом. Они — одна из составляющих его эмоционального интеллекта. Хотя эмпатия рассматривается как необходимая составляющая профессий, ориентированных на человека, современные люди не стремятся ее развивать в себе: сопереживание — слишком тяжелая эмоциональная нагрузка, управлению которой мешает замкнутость переживаний… Читать ещё >
Восприятие человека человеком (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Способность видеть и понимать людей формируется у человека с первых дней его жизни. У вас уже есть немалый опыт в изучении людей, в чем-то успешный, а в чем-то нет. Скорее всего, вы руководствуетесь некоторыми простыми правилами восприятия человека, умеете интерпретировать то, что видите. Однако такой опыт чаще всего не осознается человеком. Его следует извлечь, проанализировать и структурировать так, чтобы использовать в работе, совершенствуя свои способности и умения. Рассмотрим это подробнее.
Восприятие человека человеком существенно отличается от восприятия неодушевленного предмета. Другой всегда видится пристрастно. Психологи утверждают, что человек не может смотреть на другого человека беспристрастно. Направление восприятию человеку задают его же собственные мотивы, цели, ценности, эмоциональное состояние, прошлый опыт.
Вам необходимо научиться отслеживать то, что вы привносите в характеристику другого от себя, «свое присутствие». Если человек вам не понравился, если вам трудно с ним, не забывайте: психологические черты — это свойства, то есть то, что проявляется при взаимодействии. Человек оказался трудным в общении, но в общении с вами! Вполне возможно, что в общении с другими людьми он окажется, напротив, весьма приятным и легким собеседником. Да и в общении с вами он может проявиться по-другому, например, в другой обстановке, где вас не связывают определенные ролевые обязательства.
Психологические механизмы восприятия и понимания
Существуют различные механизмы восприятия и понимания другого человека, которыми владеет практически любой взрослый. Основными из них можно считать следующие (рис. 4.7):
- — идентификация,
- — стереотипизация,
- — эмпатия,
- — рефлексия.
Рис. 4.7. Основные механизмы восприятия
Чаще всего люди бессознательно пользуются следующими распространенными механизмами:
- — идентификацией,
- — стереотипизацией.
Идентификация — неосознаваемое отождествление себя с другим человеком, группой, образцом. Этот механизм включается у человека в самом раннем детстве, помогая ребенку определить свою полоролевую идентичность и ценностные ориентации, сформировать многие черты личности и поведенческие стереотипы. Этот метод в психологии еще называют проекцией, когда процесс и результат постижения другого человека заключаются в сознательном или бессознательном перенесении собственных свойств, состояний, мотивов и потребностей на другого человека.
Вспомните, как часто люди произносят такие фразы: «Он совсем как я», или: «Между нами нет ничего общего». Обратите внимание, какие эмоциональные состояния сопровождают эти фразы. Как правило, радостное в первом случае (похожи), настороженное — во втором. К сожалению, человек, который привык пользоваться этим способом, неосознанно воспринимает непохожих на себя людей как непонятных, чужих, а потому неправильных, нехороших.
Стереотипизация — восприятие, классификация и оценка человека на основе определенных представлений какой-то социальной группы. Каждый человек в той или иной степени подвержен влиянию социальных стереотипов — этой системе обобщенных и упрощенных взглядов на ту или иную группу людей. Социальные стереотипы распространяются на национальность, возраст, пол, профессиональную принадлежность и т. п. К процессу стереотипизации относятся и попытки построения психологических типажей, своего рода клише, которое накладывается на человека с целью отнесения его к той или иной группе.
Задание_.
Приступая к работе с новой учебной группой:
- — проследите, какой из механизмов — идентификацию или стсреотипизацию — вы чаше используете, создавая свое представление о человеке;
- — обоснуйте свое предпочтение в выборе того или иного механизма.
В процессе интеллектуального и эмоционального развития как результат богатого жизненного опыта у человека появляются и иные механизмы восприятия и понимания другого человека, например:
- — эмпатия,
- — социально-психологическая рефлексия.
Эмпатия — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Эмпатически настроенный человек извлекает эти состояния из своей памяти. Такая эмпатия называется эмоциональной. Существуют еще когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнении, аналогии), и предикативная эмпатия как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретной ситуации.
Эмпатические способности человека возрастают, как правило, с жизненным опытом. Они — одна из составляющих его эмоционального интеллекта. Хотя эмпатия рассматривается как необходимая составляющая профессий, ориентированных на человека, современные люди не стремятся ее развивать в себе: сопереживание — слишком тяжелая эмоциональная нагрузка, управлению которой мешает замкнутость переживаний в рамках собственного опыта и отсутствие рефлексии.
Рефлексия' — здесь трактуется как понимание другого человека путем размышления «за» него. Классические примеры этого способа демонстрируют детективы, в которых следователи рассуждают о том, как поступит человек с такими-то психологическими особенностями в такой-то ситуации.
Рис. 4.8. Возможные результаты рефлексии самого себя
Рефлексия — один из сложнейших процессов, предполагающий не просто знания о человеке, его личностных особенностях, эмоциональных реакциях и познавательных возможностях, но и знание человеком самого себя и того, каким, по его мнению, воспринимают его другие люди. Способность к рефлексии связана с уровнем умственного развития человека, в частности с развитием диалектического мышления.
Приведем некоторые возможные результаты, которые может дать рефлексия применительно к себе самому (рис. 4.8):
- — каким я вижу самого себя;
- — каким меня видят другие;
- — каким бы я хотел выглядеть в глазах других;
- — какой я есть в реальности.
' Рефлексия (от лат. reflexio) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Прим. ред.
Не правда ли — весьма богатое смысловое поле для саморазвития?
Вспомните свой опыт обучения на курсах: как вы строили свое суждение о тьюторе и своих сокурсниках? Выявив, таким образом, используемые вами способы, оцените их преимущества и недостатки.
Механизмы восприятия. | Использую в ситуациях. | Достоинства. | Недостатки. |
Идентификация. | |||
Стереотипизация. | |||
Рефлексия. | |||
Эмпатия. |
Задание_.
Используя тот или иной механизм, следует помнить, что в процессе восприятия неизбежны искажения, которые необходимо учитывать, чтобы не попадать в их ловушки. К таким искажениям относят, например, эффект ореола, гала-эффект и др.