Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста, влияние дидактических игр
Е. А. Флерина подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей. Она обращает внимание на правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи, чистое произношение, на использование художественной литературы как метода речевого развития… Читать ещё >
Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста, влияние дидактических игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Научные исследования в области развития речи детей дошкольного возраста
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке [51, с. 26].
Методика развития речи детей дошкольного возраста стала складываться сравнительно недавно — в 20−30-е гг. нашего столетия. Появился большой интерес к исследованию детской речи. На первых съездах по дошкольному воспитанию была выдвинута задача всестороннего воспитания детей в тесной связи с жизнью, с современностью. Обращалось внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни [46, с. 16].
Фридрих Фребель считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но и их свойства, качества. Развитие речи Ф. Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой [55, с. 26].
Е.И. Тихеева много внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом. Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала, в словарных упражнениях.
Что касается вопросов развития речи в отечественной педагогике, то следует отметить вклад, который внес К. Д. Ушинский. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развитие речи на основе развития знаний и мышления. К. Д. Ушинский разработал и основал систему обучения родному языку, которая имеет три цели: [18, с. 6−7].
- 1) развитие дара слова;
- 2) усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой;
- 3) усвоение грамматики, или логики языка.
Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог Ян Амос Коменский. В своей работе «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», развитию речи он посвящает целую главу. В качестве средства развития речи Я. А. Коменский предлагает использовать стихи, прибаутки, художественные рассказы, сказки о животных [18., с. 5].
Большой вклад в становление методики развития речи и использования живого слова в детском саду внесла Е. А. Флерина. Вопросы речевого развития детей и использования художественной литературы в дошкольном учреждении изучались ею в контексте эстетического воспитания.
Е.А. Флерина подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей. Она обращает внимание на правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи, чистое произношение, на использование художественной литературы как метода речевого развития.
Большое влияние оказали исследования сотрудников лаборатории развития детской речи, которые проводились под руководством Ф. А. Сохина. Особое внимание уделялось вопросам развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи [46, с. 7].
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования Н. П. Ивановой, В. В. Гербовой, Е. М. Струниной А.П. Иваненко, и др.