Введение.
Семья как объект социально-педагогической деятельности и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности… Читать ещё >
Введение. Семья как объект социально-педагогической деятельности и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности — все эти качества приобретается в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.
Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.
Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость успешности формирования личности. Обуславливается, она, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.
За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. когда ребенок приходит в школу, он представляет мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки поведения, уровень интеллекта — все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенные в семье физическое и духовное развитие становится залогом его первых школьных успехов.
Семья передает эстафету воспитания школе и продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс личностного формирования ребенка обретает двух мощных субъектов воспитания: первичный субъект — «семья» и вторичный, столь же мощный, — «школа».
Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни членов общества. Семья — сильнейший фактор воспитания.
Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию и развитию социальных качеств ребенка. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему взрослые учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Проблема исследования: влияние семьи на развитие социальных качеств личности ребенка.
Объект исследования: семья как объект социально-педагогической деятельности.
Предмет исследования: развитие социальных качеств личности ребенка.
Цель исследования: рассмотреть степень влияния семьи на развитие социальных качеств личности ребенка.
Задачи исследования:
- · изучить теоретические основы данной проблемы;
- · раскрыть основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;
- · исследовать психолого-педагогические основы семейного воспитания;
- · влияние семьи на развитие социальных качеств личности ребенка.
Гипотеза исследования: развитие социальных качеств личности ребенка во многом определяется факторами семейного воспитания.
Методологической основой исследования являются труды чешского психолога З. Матейчика, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.
Методы исследования:
- · теоретический анализ научно-методической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы;
- · изучение передового педагогического и семейного опыта.
- · эмпирический.
Научная новизна определяется поиском эффективных форм семейного воспитания.
Практическая значимость: использование методических рекомендаций, предложенных в работе, в семейном воспитании.