Список использованной литературы
Леонтьева А. В. Подготовка будущих социальных педагогов к деятельности по оптимизации детско-родительских отношений: автореф. дисс. … канд. педагог. наук / А. В. Леонтьева. — Майкоп, 2007. — 110 с. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: в 2 т. — М.: Академия, 2001. — Т.2. — 410 с. Словарь социального педагога и социального… Читать ещё >
Список использованной литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Аркин Е. А. Ребёнок в дошкольные годы / Е. А. Аркин. — М.: Просвещение, 1986. — 260 с.
- 2. Арон Р. История социологии в Западной Европе и США / Р. Арон. — М.: Наука, 1993. — 480 с.
- 3. Афанасьева Т. М. Завтрашние родители / Т. М. Афанасьева. — М.: Педагогика-Пресс, 2002. — 99 с.
- 4. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с.
- 5. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2003. — 840 с.
- 6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.
- 7. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Дементьева // Соц. исследования — 2001. — № 11. — С.108−118.
- 8. Земска, М. Семья и личность: Пер. с польск. Л. В. Васильева / М. Земска. — М.: Прогресс, 1986. — 220 с.
- 9. Исаев Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — Л.: Медицина, 1980. — 184 с.
- 10. Куровская, С. Н. Педагогика семьи: пособие / С. Н. Куровская. — Мн.: Тесей, 2006. — 192 с.
- 11. Леонтьева А. В. Подготовка будущих социальных педагогов к деятельности по оптимизации детско-родительских отношений: автореф. дисс. … канд. педагог. наук / А. В. Леонтьева. — Майкоп, 2007. — 110 с.
- 12. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. — М.: Просвещение, 1982. — 310 с.
- 13. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов вузов: В 2 кн. — Кн.2 / И. П. Подласый. — М.: Академия, 1999. — 320 с.
- 14. Помощь родителям в воспитании детей / под ред. В. Я. Пилиповского. — М.: Высшая школа, 1992. — 165 с.
- 15. Психология личности: Словарь-справочник / под ред. П. П. Горностая и Т. М. Титаренко. — Киев: Рута, 2001. — 410 с.
- 16. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб: Питер, 2002. — 432 с.
- 17. Реан А. А. Развитие и социализация личности в семье / А. А. Реан. — СПб: Питер, 1998. — 180 с.
- 18. Семья и формирование личности / под ред. А. А. Бодалева. — М.: Просвещение, 1989. — 206 с.
- 19. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М.: Академия, 2002. — 450 с.
- 20. Словарь социального педагога и социального работника / под ред. И. И. Калачевой, Я. Л. Коломинского, А. И. Левко. — 2-е изд. — Мн.: БелЭН, 2003. — 390 с.
- 21. Смирнова Е. О. Факторы семейного воспитания / Е. О. Смирнова, М. В. Быкова // Народное образование. — 2000. — № 6. — С.106−112.
- 22. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. — СПб: Питер, 2000. — 368 с.
- 23. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: в 2 т. — М.: Академия, 2001. — Т.2. — 410 с.
- 24. Фурутан А. Отцы, матери, дети: практические советы родителям: Пер. с англ. / предисл. К. Г. Митрофанова / А. Фурутан. — М.: Прогресс, 1992. — 192с.
- 25. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В. М. Целуйко. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 125 с.
- 26. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. — Мн.: Народная асвета, 1998. — 320 с.
- 27. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие / М. В. Шакурова. — М.: Академия, 2002. — 365 с.
Приложение 1
Тестовый материал к методике ADOR.
№. | Мой отец (моя мать). | Да. | Частично. | Нет. | |
Очень часто улыбается мне. | |||||
Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет. | |||||
Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня. | |||||
Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться. | |||||
Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает. | |||||
Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться. | |||||
Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять. | |||||
Постоянно жалуется кому-то на меня. | |||||
Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо. | |||||
За одно я то же один раз наказывает, а другой —прощает. | |||||
Очень любит делать что-нибудь вместе. | |||||
Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу. | |||||
Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал. | |||||
Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу. | |||||
Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения. | |||||
Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно. | |||||
Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан. | |||||
Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу. | |||||
Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер | |||||
Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет. | |||||
Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения. | |||||
Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано. | |||||
Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен. | |||||
Практически позволяет мне делать все. что мне нравится. | |||||
Меняет свои решения так, как ему удобно. | |||||
Часто хвалит меня за что-либо. | |||||
Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь. | |||||
Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился. | |||||
Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе. | |||||
Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет. | |||||
Старается открыто показать; что любит меня. | |||||
Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе. | |||||
Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом. | |||||
Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя». | |||||
Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее. | |||||
Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу. | |||||
Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею. | |||||
Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу. | |||||
Всегда легко меня прощает. | |||||
Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало. | |||||
Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо. | |||||
Постоянно указывает мне, как себя вести. | |||||
Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит. | |||||
Проведение каникул я планирую по собственному желанию. | |||||
Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным. | |||||
Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил. | |||||
Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел. | |||||
48. | Пренебрегает мною, как мне кажется. | ||||
Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) — это моя крепость. | |||||
Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях. | |||||
Приложение 2
Результаты тестирования по методике ADOR.
№ п/п. | Испытуемые. | Шкалы. | ||||||
позитивного интереса. | враждебности. | автономности. | ||||||
отец. | мать. | отец. | мать. | отец. | мать. | |||
1. | Виктория А. | |||||||
2. | Егор А. | |||||||
3. | Никита В. | |||||||
4. | Светлана В. | |||||||
5. | Дмитрий В. | |||||||
6. | Максим Д. | |||||||
7. | Марина З. | |||||||
8. | Виктория И. | |||||||
9. | Анастасия И. | |||||||
10. | Александр К. | |||||||
11. | Влад К. | |||||||
12. | Карина К. | |||||||
13. | Янина К. | |||||||
14. | Маргарита К. | |||||||
15. | Максим Л. | |||||||
16. | Владимир М. | |||||||
17. | Антон О. | |||||||
18. | Виктория О. | |||||||
19. | Владислав П. | |||||||
20. | Евгения П. | |||||||
21. | Игорь Р. | |||||||
22. | Ростислав Р. | |||||||
23. | Константин С. | |||||||
24. | Анастасия С. | |||||||
25. | Артем С. | |||||||
26. | Ярослав Т. | |||||||
27. | Артем Ф. | |||||||
28. | Марина Х. | |||||||
29. | Кристина Я. | |||||||
30. | Станислав Я. | |||||||
Приложение 3
Тестовый материал к тесту описания поведения К. Томаса.
Ответ «А». | Ответ «Б». | |
1. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. | Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. | |
2. Я стараюсь найти компромиссное решение. | Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои. | |
3. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. | Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. | |
4. Я стараюсь найти компромиссное решение. | Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. | |
5. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. | Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности. | |
6. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. | Я стараюсь добиться своего. | |
7. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. | Я считаю возможным уступить, чтобы добиться своего. | |
8. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. | Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. | |
9. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. | Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. | |
10. Я твердо стремлюсь достичь своего. | Я пытаюсь найти компромиссное решение. | |
11. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. | Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. | |
12. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. | Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. | |
13. Я предлагаю среднюю позицию. | Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. | |
14. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. | Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. | |
15. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. | Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. | |
16. Я стараюсь не задеть чувств другого. | Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. | |
17. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. | Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. | |
18. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. | Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. | |
19. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. | Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. | |
20. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. | Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех. | |
21. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. | Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. | |
22. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. | Я отстаиваю свои желания. | |
23. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого. | Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. | |
24. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. | Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. | |
25. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов. | Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. | |
26. Я предлагаю среднюю позицию. | Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. | |
27. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры. | Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. | |
28. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. | Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого. | |
29. Я предлагаю среднюю позицию. | Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. | |
30. Я стараюсь не задеть чувств другого. | Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. | |
Ключ к тесту.
№. | Соперн. | Сотрудн. | Компр. | Избег. | Приспособ. | |
А. | Б. | |||||
Б. | А. | |||||
А. | Б. | |||||
А. | Б. | |||||
А. | Б. | |||||
Б. | А. | |||||
Б. | А. | |||||
А. | Б. | |||||
Б. | А. | |||||
А. | Б. | |||||
А. | Б. | |||||
Б. | А. | |||||
Б. | А. | |||||
Б. | А. | |||||
Б. | А. | |||||
Б. | А. | |||||
А. | Б. | |||||
Б. | А. | |||||
А. | Б. | |||||
А. | Б. | |||||
Б. | А. | |||||
Б. | А. | |||||
А. | Б. | |||||
Б. | А. | |||||
А. | Б. | |||||
Б. | А. | |||||
А. | Б. | |||||
А. | Б. | |||||
А. | Б. | |||||
Б. | А. | |||||
Приложение 4
Результаты тестирования по методике К. Томаса.
№ п/п. | Тип поведения в конфликтной ситуации. | ||||||
сопернич. | сотруднич. | приспособ. | компромисс. | избегание. | |||
1. | Виктория А. | ||||||
2. | Егор А. | ||||||
3. | Никита В. | ||||||
4. | Светлана В. | ||||||
5. | Дмитрий В. | ||||||
6. | Максим Д. | ||||||
7. | Марина З. | ||||||
8. | Виктория И. | ||||||
9. | Анастасия И. | ||||||
10. | Александр К. | ||||||
11. | Влад К. | ||||||
12. | Карина К. | ||||||
13. | Янина К. | ||||||
14. | Маргарита К. | ||||||
15. | Максим Л. | ||||||
16. | Владимир М. | ||||||
17. | Антон О. | ||||||
18. | Виктория О. | ||||||
19. | Владислав П. | ||||||
20. | Евгения П. | ||||||
21. | Игорь Р. | ||||||
22. | Ростислав Р. | ||||||
23. | Константин С. | ||||||
24. | Анастасия С. | ||||||
25. | Артем С. | ||||||
26. | Ярослав Т. | ||||||
27. | Артем Ф. | ||||||
28. | Марина Х. | ||||||
29. | Кристина Я. | ||||||
30. | Станислав Я. | ||||||