Методика формирования интереса дошкольников к изобразительной деятельности
Основой формирования интереса к изобразительной деятельности является положение отечественных и зарубежных педагогов и психологов (О.В. Запорожець, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.). о том, что интересы проявляются и формируются в процессе содержательной, организованной деятельности. Мы исходили также из мысли В. О. Крутецького, что формирующая и развивающая способность… Читать ещё >
Методика формирования интереса дошкольников к изобразительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основой формирования интереса к изобразительной деятельности является положение отечественных и зарубежных педагогов и психологов (О.В. Запорожець, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.). о том, что интересы проявляются и формируются в процессе содержательной, организованной деятельности. Мы исходили также из мысли В. О. Крутецького, что формирующая и развивающая способность деятельности должна быть организована по следующим принципам:
носить творческий характер;
отвечать требованиям развивающего обучения;
быть глубоко положительно мотивированным.
Ребенок должен испытывать чувство радостного удовольствия от деятельности, от осознания своих успехов и достижений в избранной деятельности. Закономерно, интерес к изобразительной деятельности невозможно сформировать без обучения. Положение о зависимости интереса от учебы, характеризующий подход психологов и педагогов к проблемам формирования интересов является принципиально важным (Л.И. Божович, Л. С. Славина, Л. А. Гордоном, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина и др.).
Появление интереса — это предпосылка и своеобразный показатель художественного развития, формирование интереса, а также средство повышения эффективности обучения изобразительной деятельности. При формировании интереса к изобразительной деятельности важным является положение психологов о том, что это не замкнутый в себе автономный процесс (С.Л. Рубинштейн).
Как отмечает Н. Г. Морозова, формирование интереса происходит эффективно, если изначально готовится почва для формирования, позже создается положительное отношение к предмету и деятельности и, наконец, формируются в соответствии интересы в процессе специально организованной, систематической, познавательной, творческой деятельности детей.
Учитывая положение при решающее значение взрослого в формировании интереса, большую роль следует отнести воспитателю, его личной заинтересованности, определенному уровню художественной подготовки, знанием и практическим умениям в различных видах изобразительной деятельности, учету индивидуальных и типологических особенностей дошкольников. С этой целью воспитателям следует знакомиться с изобразительным искусством; учиться техники работы с различными изобразительными материалами и методики руководства изобразительной деятельностью детей с целью формирования интереса к ней.
Успешное протекание изобразительной деятельности и формирование интереса к ней предусматривает создание материальных условий. Руководствуясь мнением С. Л. Рубинштейна о том, что интерес к той или иной деятельности у детей в значительной степени закрепляется, когда ребенку дать конкретные предметы, вещи, которые имеют этот интерес в материализованном виде.
Для изобразительной деятельности необходимо создать следующие условия:
обеспечить занятия разнообразными художественными материалами для изобразительной деятельности;
подобрать наглядный материал (произведения изобразительного искусства, иллюстрации из книг и др.);
оборудовать уголок (центр) для самостоятельной изобразительной деятельности.
Это подготовит почву для формирования интереса и способствовать созданию у детей положительного отношения к деятельности. В обучении следует выделить те стороны, которые смогли привлечь внимание детей, активизировать мышление. Важное значение имеет создание положительного эмоционального фона, связанного с деятельностью. В значительной степени этому способствует разнообразие форм предыдущей работы:
наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей действительности;
чтение художественной литературы;
рассмотрения произведений изобразительного искусства;
целенаправленный просмотр диа-, кино-, видеофильмов, кукольных спектаклей, прослушивание музыкальных произведений;
проведения анализа детских работ, выполненных на предыдущих занятиях;
создания перед занятием и на занятии проблемных ситуаций;
подготовка материала к занятию, предварительное обсуждение темы, распределение обязанностей для выполнения коллективных работ на др.