Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»
Вопросы к тексту" (более всего подходит для изучения общих и вводных тем: «Язык — важнейшее средство общения», «Международное значение русского языка» и т. п.): каждому ученику предлагается готовый краткий конспект по изучаемой теме; ученик, прорабатывая данный текст, должен на полях расставить сигналы степени освоенности темы: «S» — известные факты; «+» — хотелось бы узнать подробнее… Читать ещё >
Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Тем самым происходит осознанное участие в процессе познавательной деятельности, принятие ответственности за собственные действия, т. е. формируется реальная субъектная позиция в учении и обучении.
Приемы данного этапа. «Цель и цели»: учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (достижимые ими лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути явления, понять главное определение, составить опорный конспект и пр.). Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники (учителю: не забыть вернуться к целям учащихся на заключительном этапе урока).
«Необычная обычность»: учащиеся самостоятельно предполагают, что может вызвать удивление при изучении данной темы или каким образом она может пригодиться в жизни. Очень популярный прием при изучении тем, связанных с этимологией: является ли исконным слово «сарафан»? связаны ли друг с другом слова «игла» и «хомут»? и т. д.[1] Обращение к истории русского языка можно связать с игрой «Машина времени».
«Вопросы к тексту» (более всего подходит для изучения общих и вводных тем: «Язык — важнейшее средство общения», «Международное значение русского языка» и т. п.): каждому ученику предлагается готовый краткий конспект по изучаемой теме; ученик, прорабатывая данный текст, должен на полях расставить сигналы степени освоенности темы: «S» — известные факты; «+» — хотелось бы узнать подробнее; «?» — нуждается в дополнительных разъяснениях. Происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика, что служит залогом адекватного включения его в учебный процесс.
«Знаю / не знаю»: напоминает предыдущий прием: после знакомства с темой и составления общего плана работы каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, что не знает, что хочет (может) узнать; сведение совокупной информации воедино дает учителю представление о том, на каком уровне находятся знания учащихся, каковы их интересы в данной области.
В ходе обсуждения часто выясняется, что каждый имеет некоторое представление об объекте обсуждения, а соединенные вместе знания дают определенное представление о предмете. Это учит не бояться незнания, дает возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него — самостоятельный, коллективный поиск, соединение усилий всех участников. Возникает ситуация, которую Г. А. Цукерман называет «ситуацией открытого незнания»[2], т. е. осознание того, что нет четкой границы между знанием и незнанием, что незнание преодолимо в коллективном сотворчестве. Так рождается понимание того, что знание может быть добыто именно совместными усилиями, что подготавливает к переходу на следующий этап урока.