Выбор методов и средств обучения
Специфика обучающихся (возрастные, половые, индивидуальные, национальные отличия, отношение к религиозным конфессиям, своеобразие сформировавшихся взаимоотношений внутри коллектива, региональная самобытность, социальные отличия (город, деревня), жизненный опыт обучающихся. Потенциал и самобытность обучающего: степень его общего развития и эрудиции, его профессиональная педагогическая культура… Читать ещё >
Выбор методов и средств обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Подготовка к занятию и его проведение — это своеобразная наука, где имеют свое место и методы и средства обучения, с их многообразием и возможностями их совершенствования. Избрание методов и средств обучения является делом сложным, связанным с комплексом ограничений в возможностях, с зависимостью от практических условий, причин, обстоятельств и т. д. Предпочтение тех или иных методов и средств обусловливают цели и задачи учебновоспитательного процесса в целом, предусматривающего обучение, развитие и воспитание, исходя из современных положений дидактики.
На выбор преподавателем методов и средств обучения влияет целый комплекс условий и факторов как объективного, так и субъективного характера. Обычно выделяются следующие:
- 1. закономерности и действительно работающие принципы обучения, отвечающие современным тенденциям формирования системы обучения:
- — специфика методики конкретного учебного предмета (дисциплины), особенность его запросов к выбору предназначаемых общедидактических методов;
- — цели и задачи содержания конкретного урока;
- — количество времени на усвоение программного материала;
- — материально-технический потенциал учебного заведения (оборудование, наглядные пособия, необходимые площади и т. д.);
- — условия среды (географическая, социальная, микрои макросреды);
- — масштабность содержания и требований, которые необходимо усвоить, уровень их сложности.
- 2. Уровень развитости мотивации обучения:
- — уровень сформированное™ познавательной активности и заинтересованности к обучению;
- — степень подготовки обучающихся (имеются ли знания, каковы их ширина и глубина, многообразие, степень интеллектуального развития, работоспособности, организованности, воспитанности, развитости учебных навыков);
- -специфика обучающихся (возрастные, половые, индивидуальные, национальные отличия, отношение к религиозным конфессиям, своеобразие сформировавшихся взаимоотношений внутри коллектива, региональная самобытность, социальные отличия (город, деревня), жизненный опыт обучающихся.
- 3. Тип урока и его структура:
- — учитывание особенностей построения предыдущих занятий;
- — наполненность аудитории обучающимися.
- 4. Сформировавшиеся между обучающим и обучающимися манера взаимоотношений, стиль управления учебной и воспитательной деятельностью, манера педагогического общения.
- 5. Потенциал и самобытность обучающего: степень его общего развития и эрудиции, его профессиональная педагогическая культура, теоретическая и практическая подготовленность, методическое мастерство, размер опыта практической деятельности, индивидуальные отличительные черты.
Принимая во внимание данный комплекс обстоятельств и условий, обучающий склоняется к выбору конкретных методов и средств обучения или их симбиоза для успешного проведения занятия.
Правильное избрание тех либо иных методов и средств обучения является наиважнейшим элементом улучшения процесса обучения. Действенным выбором тех или иных методов и средств обучения является такое соединение и соотношение методов и средств обучения на учебном занятии, которое помогало бы обрести оптимальные для заданных условий (особенности содержания учебного занятия, своеобразие коллектива и др.) учебновоспитательные итоги за предусмотренное или минимально нужное время.
Возникает закономерный вопрос, всё же какие методы считаются максимально результативными?
Словесные методы разрешают за минимально короткое время транслировать значительную по размеру информацию, обозначить перед обучающимися проблемы, наметить возможности их преодоления, помогают развить абстрактное мышление обучающихся.
Но односторонне используя только словесные методы, преподавателем затрудняется постижение учебного материала, особенно учащимся, у которых наглядно-образная моторная память и наглядно-образный тип мышления. Словесных методов недостаточно и для создания умений и навыков у обучающихся.
Наглядными методами повышается действенность процесса обучения, особенно для обучающихся, у которых сильно развито наглядно-образное мышление; пробуждается заинтересованность к обучению, повышается работоспособность обучающихся.
Бесспорно, что практические методы обучения играют важнейшую роль, вырабатывая практические умения и навыки, укрепляя связь теории и практики. Однако, практические методы тоже не в силах найти решение всему кругу задач обучения, поскольку они не способны обеспечить систематическое и глубокое усвоение теоретического знания, развить логическую речь, абстрактное мышление.
Поэтому можно сделать вывод, что максимальную эффективность способны дать разные симбиозы средств и методов, исходящие из задач учебного занятия, специфичности обучающихся, своеобразия ситуаций, особенностей условий и др.