Концепция художественно-эстетического образования в профильной школе Л. Л. Алексеевой
На основе разработанной в современном образовании модели «комплексного портфолио» (Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская) представлена структура и основные материалы этой формы фиксирования достижений учащихся в обучении искусству. В общем виде такая модель представляет собой совокупность учебных, художественно-творческих и общественно-значимых достижений школьников. Учебные достижения… Читать ещё >
Концепция художественно-эстетического образования в профильной школе Л. Л. Алексеевой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Профильное обучение в современном образовании — это действительное обеспечение молодых людей разнообразными возможностями выбора дальнейшей профессиональной деятельности в соответствии с их интересами и способностями. Федеральный базисный учебный план, предлагающий в качестве одного из возможных профилей художественно-эстетический, побуждает обратиться к имеющемуся отечественному опыту в этой сфере, выявить особенности художественно-эстетического образования школьников в разные исторические периоды и рассмотреть реальные возможности его осуществления на современном этапе реформирования российской школы.
В основе разработанной Л. Л. Алексеевой концепции лежат следующие положения.
Триада «познание — вдохновение — прогресс», учитывающая исторически сложившиеся отечественные традиции и современные образовательные инициативы развития российской школы, обеспечивает достижение ключевых целей и задач личностной, профессиональной и социокультурной направленности на завершающей ступени школы.
Исходные методологические позиции — фундаментальность, художественность и рациональностьу концентрирующие в себе специфику содержания, сущность, характерные черты и основные свойства, всю совокупность глубинных связей специализированной подготовки, предопределяют процесс дальнейшей эволюции и качественных преобразований специализированной подготовки старшеклассников в данной области.
Предложенные принципы — признание самобытной творческой природы растущего человека в качестве исключительной ценности, преемственность как необходимость и сущность специализированной подготовки, опора на всеобщие эстетические способы отношения человека к миру, реализация на практике основных свойств художественно-эстетического образования, дифференциация как приоритет в освоении содержания, определяют эффективность обучения в старшей школе и результативность художественно-творческой деятельности.
Ключевые педагогические условия, подразумевающие особую эмоционально насыщенную художественно-творческую среду, содержательно и эстетически увлекательную атмосферу обучения, осуществление целостного педагогического процесса во всей совокупности его компонентов, включая двустороннее духовное взаимообогащение учителя и ученика и полноценную творческую деятельность, являются залогом успешной реализации художественно-эстетического образования старшеклассников.
Разработанное дидактическое сопровождение, представляющее предложенные типологии уроков искусства, нестандартные формы организации обучения, комплекс методов и приемов формирования профессиональнохудожественных умений и навыков, гарантирует высокую степень художественно-творческой активности учащихся, их гармоничное развитие, и в итоге принципиально иной уровень специализированной подготовки в области искусства.
Разработанное программное сопровождение, включающее элективные курсы междисциплинарного характера и курс углубленного изучения профильных учебных предметов, обеспечивает глубинное осмысление общечеловеческих культурных ценностей и преобразование старшеклассниками полученной содержательной информации в «личностное достояние».
Система оценки качества художественно-эстетического образования, базирующаяся на учебных, художественно-творческих, общественно-значимых достижениях и разработанных критериях во взаимосвязи с процедурой государственной итоговой аттестации, отражает действительные результаты обучения каждого старшеклассника вне сравнения с итогами других учащихся.
Действенность и эффективность специализированной подготовки связана с развитием эмоционально-духовной сферы личности растущего человека, где результатом воздействия становится наличие у молодого поколения эстетического идеала как меры воплощения красоты в искусстве и жизни и как основы творчества в любой избранной сфере деятельности.
Перспективы развития художественно-эстетического образования как итога обучения на предыдущих ступенях, ориентированные на дальнейшую разработку учебно-методического обеспечения профильной школы основываются на концептуальном представлении об искусстве как о книге жизни человечества в прошлом, настоящем и будущем.
Изучение длительной эволюции российской профильной школы и места предметов искусства в ней показало необычайную сложность и противоречивость этого процесса — от полного отсутствия пения и музыки, рисования и др. в таблицах уроков, изучения их «по желанию», «усмотрению» и т. п., освоении на факультативных необязательных курсах — до существования художественно-промышленного цикла в первой четверти XX в., т. е. специализированной подготовки в области искусства на старшей ступени общеобразовательной школы. Тем не менее именно такой процесс эволюции предопределил возможности успешной реализации художественно-эстетического образования в современной профильной школе. Признание предметов искусства в качестве особо важных и незаменимых в сложнейшем процессе становления эстетических идеалов и убеждений взрослеющих школьников, убедительно продемонстрированное в программах и учебных планах второго десятилетия прошлого века, стало не только беспрецедентным историческим фактом, но и залогом успешной реализации художественно-эстетического образования на современном этапе развития школы.
Современный этап развития профильного обучения в стране характеризуется в целом позитивными тенденциями, как на уровне основополагающих государственных документов, так и в плане готовности широкой социальной практики к преобразованиям в этой области. Новые государственные стандарты школьного образования обеспечили наличие специализированной подготовки в области искусства на завершающей ступени общего образования. Это подразумевает художественно-эстетический профиль, в рамках которого возможны углубленное изучение профильных учебных предметов искусства и подготовка выпускников школ к освоению программ среднего и высшего профессионального образования в сфере музыкального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, кинообразования, театрального, танцевального искусства и др. Вместе с тем появление после длительного перерыва художественно-эстетического профиля в старшей школе обозначило ряд существенных проблем, в числе которых отсутствие теоретико-методологической и учебно-методической базы, соответствующей требованиям времени, недостаток современных учебников по профильным предметам искусства, неразработанность системы оценки образовательных достижений учащихся, ограниченное использование возможностей дистанционного обучения.
Итогом анализа содержательных характеристик деятельности в целом является определение ее сущности: художественно-творческая деятельность на завершающей ступени общего образования, соотносимая с общим понятием деятельности как частное с целым, представляет собой процессу направленный на выражение обобщенного эстетического отношения к миру в свойственных каждому виду искусства средствах, и качественно новый, эстетически ценный «предметный» результат как итог познания и преобразования действительности. В этом ключе обучение на третьей ступени общеобразовательной школы, связывающее воедино категорию деятельности, теоретическое мышление, творчество, мыслительный эксперимент и др., представляется оптимальным для реализации ключевых целей и задач художественно-эстетического образования школьников.
Сущность художественно-эстетического образования как конкретного результата обучения на старшей ступени школы и процесса непрерывного приобретения и обновления имеющихся знаний в дальнейшей профессиональной деятельности каждого учащегося представляется очевидной через рассмотрение в философском, культурологическом и социальном аспектах. Это позволяет выявить его определенную смысловую составляющую и показать единство всех образующих элементов. Философский аспект рассмотрения фиксируется на обозрении таких понятий, как общество — человек — образование, неразделимых в процессе исторического развития. Говоря об отношениях общего образования в сфере искусства и общества в целом, следует отметить их изначальную непреодолимую потребность друг в друге. На протяжении всего культурно-исторического развития человечества ни одно образование какого бы то ни было уровня не существовало вне общества и искусства, ни одно общество не могло обойтись без образования и искусства. И чем дальше, тем все более тесным становится их взаимодействие, потому как сам процесс эволюции общества человека — образования, и художественно-эстетического в том числе, не остановим, он бесконечен, принципиально нс замкнут.
В качестве фундаментальной теоретической базы специализированной подготовки в области искусства выступают: общие позиции в отношении закономерностей эстетического освоения и преобразования мира человеком, сформулированные в трудах отечественных мыслителей-энциклопедистов XIX в.; концептуальные идеи ведущих представителей научных школ педагогики искусства разработанные в первой половине прошлого столетия; положения психологической науки о деятельности человека, обобщающие культурно-исторический и общественно-производственный опыт поколений; постулаты педагогики и психологии художественного творчества, представляющие его как проявление духовной сущности человека. Это является необходимой и достаточной теоретико-методологической базой для разработки стратегических направлений развития специализированной подготовки старшеклассников в данной сфере.
В роли ключевого понятия подготовки старшеклассников в области искусства выступает художественно-педагогический процесс, представляющий собой специально организованное, эстетически и содержательно наполненное воздействие обучающего на обучающихся с целью их последовательного, разностороннего развития и достижения запланированных результатов образования. Этот процесс особым образом связан с художественно-педагогической деятельностью} которая в самом общем смысле понимается как обеспечение передачи мирового художественного опыта человечества, создание оптимальных условий для творческого развития молодежи и предоставление возможностей в плане полноценного социального самоопределения юношей и девушек. Такая деятельность подразумевает не только обмен необходимой, хотя, возможно, и важной для обеих сторон эстетической информацией. Здесь имеются в виду и отношения, характеризуемые глубоко осознаваемой содержательностью, двусторонним взаимообогащением, причем в неразрывном единстве как со стороны учащихся в плане будущей профессиональной деятельности, так и со стороны учителя в художественно-педагогическом ее аспекте. Эти «деятельностные соприкосновения» являются и основой передачи традиций, от чего и рождается глубокое осмысление взаимосвязей искусства с жизнью социума и разнообразными явлениями отечественной и мировой художественной культуры. И в этом случае можно говорить о художественно-педагогическом общенШу представляющем собой двустороннее, эстетически значимое и осмысленное взаимообогащение учителя и учащихся через совместную художественно-творческую и художественно-педагогическую деятельность, осуществляемую в их неразрывном единстве.
Выдвинутые методологические позиции, но смыслу и значению подобны закономерностям и сводятся к следующим взаимодополняемым и неразрывным составляющим: фундаментальность, художественность и рациональность. Фундаментальность понимается как средоточие существенного в содержании обучения, воплощение глубины, основной сути изучаемых предметов, их специфики и характерных свойств. Фундаментальности присущи такие качества, как отражение глобальных проблем современной культуры и социума, представление объективной художественной картины мира в противоречивом и непрерывном развитии, демонстрация художественных явлений и современных тенденций культурного развития общества. Фундаментальность, таким образом, выражает общую направленность содержания художественно-эстетического образования на старшей ступени школы.
Художественность в качестве исходной позиции процесса обучения в целом закономерно определяется как проявление сущности искусства — художественного отражения действительности — в общественном бытии и общественном сознании, вбирая при этом все существующее многообразие объективной реальности. Художественность в данном случае является всеобразующим началом в плане функционирования и организации, свойств и форм, а также характера самой деятельности в профильном обучении и непосредственно выводит на глубокое внутреннее осознание растущим человеком собственного бытия, понимание неограниченных возможностей духовного становления через «соприкосновение» с общечеловеческими ценностями.
Рациональность представляет собой логически обоснованную совокупность определенных, исторически выработанных стандартов и эталонов в отношении художественных ценностей, общепринятых представлений о материальной и духовной деятельности. В этом ключе рациональность близка целесообразности, суть которой сводится к разумности, соответствию обозначенной цели, практической значимости и, главное, к сознательным действиям человека в достижении запланированных результатов. В целом фундаментальность, художественность и рациональность как исходные позиции единого художественно-педагогического процесса обеспечивают сохранение и дальнейшую эволюцию качественных преобразований системы художественно-эстетического образования на завершающей ступени школы.
Результатом рассмотрения ключевых содержательных характеристик, исходных методологических позиций, основных принципов обучения и др. в старшей школе становится определение стратегических направлений развития художественно-эстетического образования. В ряду ближайших перспектив выделены: создание учебника нового поколения по мировой художественной культуре для изучения на профильном уровне в соответствии с современными тенденциями развития учебной литературы и в опоре на концептуальные идеи педагогики искусства; разработка учебно-методического обеспечения по различным направлениям подготовки, включающего программы, учебники и учебные пособия, в том числе и электронные образовательные ресурсы, по разным видам искусства для профильной школы с учетом отечественных традиций в области художественного образования и эстетического воспитания; разработка элективных курсов по искусству для наибольшей вариативности, дифференциации и индивидуализации образования, а также для возможности широкого их выбора старшеклассниками, исходя из индивидуальных интересов и способностей.
Формы обучения старшеклассников в области искусства предполагают гибкое взаимодействие традиционных и нетрадиционных вариантов.
При этом подчеркнем важность применения в старшей школе таких форм, как диспут, «уроки-портреты», дискуссия, brainstorm («мозговой штурм»), урок-интервью, «урок-прогноз». Привлечение нетрадиционных форм обучения в средней (полной) общеобразовательной школе не только способствует усвоению учебного материала, но и активизирует мышление школьников, развивает стремление к самообразованию, учит содержательному общению со сверстниками, а в итоге делает сам художественно-педагогический процесс обучения увлекательным. Все предлагаемые методы и приемы нацелены на решение важнейших целей и задач художественно-эстетического образования в их неразрывном единстве. Так, метод «вхождения» в культуру организует процесс познания художественной культуры от рассмотрения культурного разнообразия и уникальности окружающего мира, накопления художественных впечатлений, распознавания палитры эстетических чувств других людей к выражению собственных художественных переживаний с помощью различных видов искусства, пониманию особого значения «отзвука прошлого» в культуре настоящего, осознанию причастности каждого ученика к культурному наследию будущего.
Метод художественно-синкретического обобщения информации, вбирающий всю совокупность средств выразительности различных искусств, позволяет раскрыть смысл искусства как такового, целостного и неделимого, выражающего духовное сущее человека независимо от избираемых средств, и управлять процессом формирования профессионально-художественных умений и навыков.
Метод интуитивного предвосхищения художественных событий в одном случае на основе ведущей идеи (смыслового «зерна») какого-либо произведения искусства (музыкального, изобразительного, танцевального, театрального и др.) помогает школьникам воссоздать прообразы ее будущего развития (сопоставление, столкновение и т. п.). В другом варианте интуитивное предвосхищение касается процессов предстоящего развития художественных событий искусства в обобщенном виде.
Прием ассоциаций исходит из присущей искусству в целом особенности порождать в сознании человека явления, производные от воспринимаемых идей, образов, слов. Действие приема основывается на «автоматическом вызове» скрытых в психике человека и закрепившихся в прошлом опыте связей (сходных, контрастирующих или смежных).
Прием «открытия» интонационных смыслов, с помощью которого старшеклассники по наименьшей частице воплощения художественной мысли уясняют содержательную составляющую искусства в целом. Сущность приема сводится к поиску в художественно-образном отражении реальной действительности общечеловеческих «интонаций культуры», фокусирующих эстетические идеалы, феномен духовности, национальные традиции.
Прием «невербального эмоционального отклика» заключается в том, что юноши и девушки выражают свое впечатление от произведения одного вида искусства с помощью выразительных средств каких-либо других видов искусств.
Прием художественного коллажа основан на представлении о «коллаже» как сочетании стилистически чуждых и неоднородных фрагментов произведения искусства (изобразительного, музыкального, танцевального, экранного и др.). Выбирая наиболее выразительные, с точки зрения старшеклассников, элементы, возможно выстраивание различных версий произведения искусства, его интерпретаций в стилевом и эстетическом многообразии.
Прием творческого переосмысления художественных традиций предполагает осознанное «погружение» в систему традиции и глубокое осмысление взаимосвязей искусства с социальной жизнью и другими явлениями отечественной и мировой культуры. Главным ориентиром при разработке многообразных и разноуровневых современных вариантов постижения искусства является мысль В. В. Давыдова о том, что «искусство позволяет канонизировать наши чувства в эстетически приемлемой форме».
Оценка качества профильного обучения старшеклассников предложена в русле перспективных тенденций современного образования, т. е. применения портфеля индивидуальных учебных достижений (портфолио) как варианта накопительной оценки результатов обучения. В самом общем виде портфолио представляет собой совокупность всех «продуктов» разнообразных образовательных достижений каждого учащегося за период профильного обучения. Применение портфолио направлено на решение главнейшей задачи: определить индивидуальные образовательные достижения каждого учащегося, его личностные результаты в процессе специализированной подготовки, вне сравнения с итогами других старшеклассников. При этом сама итоговая оценка качества художественно-эстетического образования во взаимосвязи со стандартной процедурой государственной итоговой аттестации приобретает большую личностную направленность, практико-ориентированный характер и в целом отражает действительные результаты обучения в области искусства.
На основе разработанной в современном образовании модели «комплексного портфолио» (Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская) представлена структура и основные материалы этой формы фиксирования достижений учащихся в обучении искусству. В общем виде такая модель представляет собой совокупность учебных, художественно-творческих и общественно-значимых достижений школьников. Учебные достижения касаются в первую очередь того, что изучал каждый старшеклассник в процессе специализированной подготовки (профильные учебные предметы, тематика элективных курсов, проектов, исследовательской деятельности). Художественно-творческие достижения демонстрируют, как изученный материал воплотился в многообразных видах деятельности каждого учащегося. И третий элемент структуры портфолио представляет социальнозначимый итог учения и деятельности старшеклассника, иначе говоря, показывает, какое общественное и культурное значение приобрели его достижения в сфере искусства, включая итоги участия в олимпиадах, конкурсах и т. п. Все это в целом и составляет общие образовательные достижения выпускника средней (полной) школы в рамках художественно-эстетического профиля.
Учебные достижения учащихся оцениваются, но специально разработанным критериям, к примеру, для профильных учебных предметов таковыми являются: общая культура речи; полнота, содержательность и соответствие ответа требуемым вопросам; логика изложения мыслей, обоснованность собственных позиций, аргументация выводов; владение основными понятиями и категориями изучаемого предмета; оригинальность, своеобразие ответа. Предложенные критерии призваны с максимально разнообразных сторон оценить процесс индивидуального продвижения каждого учащегося.
Итак, художественно-эстетическое образование в профильной школе является основополагающим фактором сохранения и развития отечественных традиций, связанных с эстетическими идеалами, художественными ценностями и творческими преобразованиями. Неоднозначный и подчас противоречивый процесс эволюции художественно-эстетического образования предопределил возможности его успешной реализации в современной российской школе. Сложившиеся на протяжении двух столетий идеи обеспечили признание предметов искусства, показали их значение для обогащения духовного мира растущего человека и ознаменовали собой качественно иные возможности художественно-эстетического освоения мира учащимися.
Современное художественно-эстетическое образование в контексте философского, культурологического и социального рассмотрения представляет собой единый процесс формирования эмоционально-духовной сферы юношества через многообразную художественно-творческую деятельность, процесс становления эстетических взглядов и убеждений творчески мыслящего человека, ориентированного на исторически сложившийся эталон гармонично развитой личности.
Концептуальной основой профильного обучения в области искусства выступает триада «познание — вдохновение — прогресс», позволяющая реализовать художественно-эстетическое образование во всем его содержательном смысле, в соответствии с современными требованиями в условиях реформирования и перспективного развития российской школы. Разработанные методологические позиции — фундаментальность, художественность и рациональность, отражающие в полной мере сущностные связи и основные свойства, характерные черты и специфику содержания специализированной подготовки в данной сфере, обеспечивают современное качество обучения и направленность его дальнейших эволюционных преобразований.
Сформулированные принципы, в ряду которых признание самобытной творческой природы молодого человека в качестве исключительной ценности, реализация на практике основных свойств художественно-эстетического образования, дифференциация как приоритет в освоении содержания, преемственность как необходимость и сущность специализированной подготовки, опора на всеобщие эстетические способы отношения человека к миру, способствуют эффективному постижению специфики будущего профессионального образования или профессиональной деятельности.
Комплекс педагогических условий, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов художественно-педагогического процесса, создание эмоционально-увлекательной атмосферы обучения, организацию художественно-творческой среды, двустороннее духовное взаимообогащение учителя — ученика и полноценную творческую деятельность, обеспечивает успешность реализации художественно-эстетического образования в старшей школе.
Дидактическое сопровождение специализированной подготовки в области искусства, основанное на сочетании традиционных и нестандартных форм организации обучения, методов и приемов, применении типологий уроков искусства, способствует принципиально новому качеству освоения духовно-эстетических ценностей культуры, полноценному художественному общению учащихся с мировым духовным наследием и высокой степени художественно-творческой активности старшеклассников.
Разработанные программы элективных курсов междисциплинарного характера («Театр песни», «История России в музыкальных образах», «Классическая литература в музыке XIX—XX вв.») и углубленного изучения профильных учебных предметов («Искусство bel canto») предопределяют преобразование учащимися полученной содержательной информации в «личностное достояние» через глубинное осмысление общечеловеческих культурных ценностей, самостоятельную и разнообразную творческую деятельность.
Перспективы развития художественно-эстетического образования в профильной школе, связанные с разработкой научно-методического обеспечения нового поколения на основе ряда принципов: всеобъемлемости, общечеловеческой значимости, соответствия современным требованиям развития общества, культуры и личности и др., в полной мере обеспечивают возможность реализации концептуального представления об искусстве как о книге жизни человечества.
- [1] Алексеева Л. Л. Художественно-эстетическое образование в профильной школе: эволюция и перспективы развития: автореф. дис… докт. пед. наук. М., 2009.