Теоретические основы использования сказки при обучении говорению на английском языке младших школьников
Учебная деятельность в младшей школе, в первую очередь, оказывает помощь в развитии психических процессов познания ребенком окружающего мира через восприятия, ощущения. Младшие школьники отличаются тем, что они наиболее остро и свежо видят этот мир, обладают некой созерцательной любознательностью. Одна из типичных черт восприятия младшего школьника — это малая дифференцированность. Дети младшего… Читать ещё >
Теоретические основы использования сказки при обучении говорению на английском языке младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психолого-возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Как известно, каждая ступень развития ребенка и его возраст имеют свои психологические особенности. Дети определенного возраста занимают особое место в системе общественных отношений. Известный советский психолог и педагог А. Н. Леонтьев в своих работах писал о том, что каждому возрасту характерен какой-либо вид основной деятельности, которая обеспечивает кардинальные линии развития ребенка на одном из этапов [38]. Именно поэтому принципы обучения детей, к примеру, если мы говорим о младшем школьном возрасте, будут значительно отличаться от принципов обучения детей — подростков. В методической науке очень важно учитывать характерные особенности определенного возраста, чтобы правильно, корректно разработать программу для обучения какому-либо предмету. В данной главе речь пойдет о психолого-возрастных особенностях детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст — это «этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6−7 до 10−11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения» [20, с.374].
Младший школьный возраст — это особенный период в развитии ребёнка. Высшие психические функции и становление личности происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной — согласно периодизации Д.Б. Эльконина), которая сменяет игровую, выступавшую ранее ведущей в дошкольном возрасте [URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001. HTM]. Когда ребенок включается в учебный процесс, начинается перестройка всех процессов психики и её функций. Учение как основная деятельность существенно меняет мотивы его поведения, открывает новые источники для развития познавательных и нравственных сил.
Ребенок со временем начинает включаться в процесс труда. Игра, которая все еще играет важную роль, уже теряет свою первичную роль для развития и становления личности. У детей в возрасте от 6 до 7 лет могут наблюдаться фазы кризиса, и это зависит от того, насколько полно был пройден дошкольный период детства, и насколько своевременно началось школьное обучение. Многие дети психологически подготовлены к школе и радуются началу учебной жизни. Такая внутренняя позиция младшего школьника помогает ему быстро понять требования учителя, которые касаются правил поведения, норм отношений с товарищами, а также режима дня. Большое количество детей адаптируется быстро, но, существуют и дети из так называемой «группы риска», которые испытывают трудности в школьном обучении.
Когда ребенок приходит учиться в школу, наиболее важными для него будут следующие социальные мотивы: мотивы самосовершенствования (что означает быть развитым, культурным) и мотивы самоопределения (по окончанию школы продолжить учиться, а затем успешно работать). Ребенок должен осознавать социальную значимость обучения. Перечисленные мотивы — это результаты влияния социума (детский сад, семья). В первые школьные дни подобная атмосфера задает положительное отношение детей к труду и помогает воссоздать благоприятные условия для обучения. Но младшие школьники чаще всего живут сегодняшним днем. Именно поэтому огромное значение имеет в учебном процессе то, насколько грамотно будут поставлены ближние и дальние цели. Учитель должен сформировать ответственное отношение к обучению: оно заключается в умении младшего школьника осознанно подчинять свои действия актуальным, важным целям и задачам.
Существуют также и собственно личные мотивы: к примеру, мотивы благополучия (когда ребенок хочет получить хорошую оценку любой ценой, заслужить похвалу). Младшие школьники испытывают чувство гордости, невероятный всплеск сил, когда их педагог хвалит их. Учитель в начальной школе имеет огромное воспитательное воздействие. Это связано с тем, что педагог, с самого начала обучения в школе, является для детей явным авторитетом. Авторитет учителя — одна из важнейших предпосылок для обучения и воспитания в начальной школе [60, с. 264 — 285].
Учебная деятельность в младшей школе, в первую очередь, оказывает помощь в развитии психических процессов познания ребенком окружающего мира через восприятия, ощущения. Младшие школьники отличаются тем, что они наиболее остро и свежо видят этот мир, обладают некой созерцательной любознательностью. Одна из типичных черт восприятия младшего школьника — это малая дифференцированность. Дети младшего школьного возраста могут ошибиться или не совсем точно дифференцировать похожие объекты при их восприятии. Еще одной особенностью восприятия учащихся данного возраста является его тесная связь с тем, что ребенок делает. На данном уровне психического развития восприятие коррелирует с действиями на практике. Если ребенок трогает предмет, берет в руки, делает с ним какие-то манипуляции, это значит, что так он его воспринимает. Также, характерной является и ярко выраженная эмоциональность при восприятии у детей младшего школьного возраста.
Некоторые особенности данного возраста касаются концентрации внимания у учащихся в начальной школе. Главная особенность — слабость произвольного внимания. Младший школьник еще ограничен в своих возможностях, он не может полностью регулировать внимание и управлять им. Произвольное внимание ребенка в начальной школе требует близкой мотивации. Если ученикам старших классов уже удается поддерживать произвольное внимание даже при том условии, что есть только дальняя мотивация (они могут заставлять себя сосредотачиваться на скучной и трудной работе только ради результата, который ждет их в будущем), то младший школьник сможет заставить себя усердно поработать только в том случае, если у него есть близкая мотивация (он знает, что получит хорошую оценку, надеется заслужить похвалу учителя, стремится лучше всех выполнить какое-либо задание и т. д.).
Непроизвольное внимание у младших школьников развито намного лучше. Всё новое, необычное, яркое, особенное без усилий привлекает внимание учеников. Процесс обучения оказывает влияние и на возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте. Роль смыслового запоминания растет, младший школьник уже может более сознательно управлять своей памятью и даже регулировать отдельные ее проявления. Так как в этом возрасте преобладает первая сигнальная система в деятельности, младшие школьники имеют более развитую наглядно-образную память, а не словесно-логическую. Дети в таком возрасте лучше и быстрее запоминают и надолго сохраняют в памяти сведения, случаи, происшествия, лица, предметы, факты, но не абстрактные определения или описания. Младшие школьники запоминают механически, не осознавая при этом смысловые связи в данном им материале.
Одной из основных тенденций в развитии воображения детей младшего школьного возраста является совершенствование воссоздающего воображения. Его принцип действия таков: ребенок представляет то, что он воспринимал ранее; или же создает образы по описанию, схеме, рисункам и т. д. Более правильное и четкое отражение действительности совершенствует воссоздающее воображение. Также начинает и развиваться творческое воображение: создаются новые образы, в результате преобразования или переработки впечатлений прошлого опыта ребенка, которые в итоге могут составить новое сочетание.
Еще одна особенность младшего школьного возраста — это общая недостаточность воли: ребенок в этом возрасте пока еще не обладает большим опытом упорной борьбы за поставленную цель, не может преодолеть множество трудностей и преград. Младший школьник может и расстроиться при неудаче, а иногда даже потерять веру в то, что он может достигнуть успеха. Дети в этом возрасте зачастую могут быть капризными. Причиной такого поведения могут быть упущения воспитания в семье. Если ребёнок привыкает к тому, что любые его капризы и желания выполнялись родителями, то в школе капризность и упрямство будут выражать протест ребёнка против определенных правил в школе, которые часто бывают твердыми и строгими.
Младшие школьники крайне эмоциональны. Поэтому, их психическая деятельность часто имеет эмоциональную окраску. Все мысли и действия детей имеют эмоциональную окраску. Также, младшие школьники не могут держать под контролем свои чувства и их проявления. Дети ведут себя непосредственно и всегда откровенны, когда выражают радость, печаль, страх, удовольствие или разочарование. Их эмоциональность также находит выражение в неустойчивости эмоций: дети часто переменчивы в настроении, склонны к аффектам, и мгновенным переменам радости и печали, страха и гнева. Со временем дети учатся регулировать свои чувства и уже могут сдерживать их проявления.
Завершая разговор о психолого-возрастных особенностях младших школьников, стоит отметить, что именно в младшем школьном возрасте есть большие возможности для воспитания отношений в коллективе. Если такое воспитание осуществляется должным образом, то за несколько лет младший школьник обретает крайне важный для своего дальнейшего развития опыт деятельности в коллективе и для коллектива. Чтобы воспитать коллективизм, детей нужно приобщать к участию в общественных делах. А созданию благоприятной атмосферы для коллективного взаимодействия в классе начальной школы способствуют различные виды деятельности, к примеру, работа со сказками. Речь о сказках как важном элементе воспитания и обучения пойдет в следующем параграфе.