Этапы методической работы над сжатым изложением
Такая работа даёт хорошие результаты при подготовке к сжатому изложению на ОГЭ. Так как я работаю в двух школах: в своей, в п. Восточный, и в с. Кошай, то приведу результаты ОГЭ за два года, где показаны маски ответов за ИК 1−3 и маски ответов за ГК 1−4, ФК 1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; В 1-ой части экзамена… Читать ещё >
Этапы методической работы над сжатым изложением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Кратко изложить прослушанный текст — сложное задание, поэтому мы рекомендуем сначала поработать с текстом, который можно увидеть, прочитать. Текст, визуально воспринимаемый, удобен для первого этапа обучения сжатому изложению, на нём удобно отрабатывать различные приёмы компрессии.
Последовательность работы при визуальном восприятии текста.
- 1. Прочитайте исходный текст.
- 2. Сформулируйте основную тему и идею текста.
- 3. Подчеркните ключевые слова и предложения.
- 4. Выделите в тексте микротемы или сформулируйте самостоятельно.
- 5. Выделите в тексте компоненты, которые можно подвергнуть компрессии.
- 6. Используйте различные способы сжатия, сократите текст.
- 7. Проверьте наличие всех микротем.
- 8. Поверьте связь между частями изложения.
- 9. Проверьте наличие авторского замысла.
- 10. Проверить изложение на наличие ошибок.
- 11. Напишите сжатое изложение.
После того как первый этап работы по сокращению текста освоен, можно переходить к более сложному — изложению по тексту, воспринимаемому на слух. Логически выстроить работу помогут предварительные записи, на их основе составляется подробный план. Именно подробный план не позволяет удалить из текста важную для содержания информацию, благодаря ему сохранится также последовательность и связность частей.
Восприятие текста требует умения погружаться в авторский замысел, идею произведения, умения структурировать содержание. Чтобы избежать подробного явления, необходимо вникнуть в смысл прослушанного текста, найти ключевые слова, выделить микротемы. Такой анализ позволяет правильно провести следующую часть работы — компрессию.
Степень сжатия исходного текста в изложении может быть различной, однако важна не степень сжатия текста, а то, может ли выпускник передать содержание исходного текста сжато. Необходимо чётко следить за тем, чтобы в сжатом изложении сохранились все микротемы исходного текста.
Основными содержательными формами компрессии являются:
- 1. разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
- 2. свёртывание исходной информации за счёт обобщения.
В 1-ой части экзамена, изложении, эксперты проверяют следующие коммуникативно-речевые умения выпускника:
- — умение отобрать в исходном тексте основное и существенное;
- — умение сокращать текста разными способами;
- — умение правильно и логично излагать свои мысли;
- — умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Перед написанием сжатого изложения обучающиеся знакомятся с критериями (ИК 1-ИК 3), по которым будет оцениваться содержание сжатое изложение, и критериями (ГК 1-ГК 4, ФК 1), по которым проверяется грамотность изложения совместно с сочинением. (см. Приложение 3)
Такая работа даёт хорошие результаты при подготовке к сжатому изложению на ОГЭ. Так как я работаю в двух школах: в своей, в п. Восточный, и в с. Кошай, то приведу результаты ОГЭ за два года, где показаны маски ответов за ИК 1−3 и маски ответов за ГК 1−4, ФК 1.
Маска ответов ОГЭ-9 за 2013;14 учебный год (МБОУ СОШ № 1 п. Восточный).
Фамилия. | Имя. | Отчество. | Маска ИК 1−3. | Первичный балл по критериям ИК 1−3. |
Романова. | Анастасия. | Александровна. | 2(2)3(3)2(2). | |
Рассказова. | Елена. | Артемовна. | 2(2)2(3)1(2). | |
Лобанов. | Павел. | Сергеевич. | 2(2)3(3)2(2). | |
Рыжанкова. | Юлия. | Владимировна. | 1(2)3(3)2(2). | |
Байкова. | Мариамна. | Михайловна. | 1(2)3(3)1(2). | |
Уланова. | Полина. | Андреевна. | 1(2)2(3)1(2). | |
Жапуева. | Аида. | Адамовна. | 2(2)3(3)2(2). | |
Богданова. | Анна. | Сергеевна. | 2(2)3(3)1(2). | |
Наймушин. | Данил. | Евгеньевич. | 2(2)3(3)2(2). | |
Слободчиков. | Евгений. | Александрович. | 1(2)2(3)1(2). | |
Зенина. | Мария. | Петровна. | 1(2)2(3)1(2). | |
Камбарова. | Наталия. | Ботиржоновна. | 1(2)2(3)1(2). | |
Янченко. | Данил. | Андреевич. | 2(2)1(3)2(2). | |
Шмыкова. | Юлия. | Валерьевна. | 2(2)2(3)2(2). | |
Копылова. | Надежда. | Юрьевна. | 2(2)2(3)1(2). | |
Сафонов. | Павел. | Валентинович. | 2(2)2(3)1(2). | |
Ичитовкина. | Мария. | Леонидовна. | 1(2)2(3)1(2). | |
Ковешникова. | Екатерина. | Ивановна. | 1(2)2(3)2(2). | |
Кордюков. | Кирилл. | Юрьевич. | 2(2)3(3)1(2). | |
Фаёнов. | Данил. | Владимирович. | 1(2)2(3)1(2). | |
Крутихин. | Вячеслав. | Михайлович. | 1(2)2(3)1(2). | |
Гусев. | Алексей. | Максимович. | 2(2)3(3)1(2). |
Маска ответов ОГЭ-9 за 2014;15 учебный год (МБОУ СОШ с. Кошай).
Фамилия. | Имя. | Отчество. | Маска ИК 1−3. | Первичный балл по критериям ИК 1−3. |
Кузнецова. | Инга. | Игоревна. | 2(2)2(3)1(2). | |
Телегина. | Снежана. | Сергеевна. | 2(2)2(3)2(2). | |
Ворошилов. | Вадим. | Артёмович. | 1(2)1(3)2(2). | |
Шамарин. | Максим. | Александрович. | 2(2)2(3)1(2). |