Методы обучения.
Педагогические теории и технологии
Структурно метод выступает как упорядоченная совокупность приемов. Прием, в свою очередь, рассматривается как элемент, звено, элементарный акт педагогического процесса. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов как его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре… Читать ещё >
Методы обучения. Педагогические теории и технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Слово «метод» (от греч. Methodos — исследование) означает способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. Можно сказать, что в самом общем значении метод — способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операция практического или теоретического освоения действительности.
Понятие метода обучения также отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы преподавателя и познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, понятие метода обучения отражает:
Способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента, слушателя), направленные на решение задач обучения.
Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Структурно метод выступает как упорядоченная совокупность приемов. Прием, в свою очередь, рассматривается как элемент, звено, элементарный акт педагогического процесса. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов как его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Методические приемы используются для активации внимания обучаемых при восприятии нового материала или повторении пройденного, стимулирования познавательной деятельности.
В учебно-воспитательном процессе методы обучения выполняют следующие функции:
- · Обучающую (реализуют на практике содержание и цели обучения);
- · Развивающую (совершенствуют уровень развития обучаемых);
- · Воспитывающую (влияют на результаты воспитания);
- · Побуждающую (выступают как средство побуждения к учению, служат стимулятором познавательной деятельности);
- · Контрольно-корректировочную (диагностика и управление процессом обучения);
При этом методы обучения, как правило, несут следующую функциональную нагрузку:
Вычленяют ведущие звенья системы взаимодействий на всех уровнях: «преподаватель — обучающийся», «обучающийся — обучающийся», «преподаватель — группа обучающихся» и т. п.
- · Выступают в качестве средства организации познавательной деятельности обучающихся;
- · Определяют систему приемов деятельности преподавателя;
- · Формируют систему приемов учебной деятельности обучающихся;
- · Являются средством воспитательного воздействия на коллектив и отдельных обучающихся;
Функциональный подход является основанием для создания системы методов, в которой они выступают как относительно обособленные пути и способы достижения дидактических целей. Метод определяется как самостоятельный, когда он имеет существенные признаки, отличающие его от других методов.
Методы обучения могут быть представлены в различных видах классификаций с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и обучающихся.