Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Психолого-педагогические возможности использования дидактической игры для формирования познавательных УУД первоклассников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чем же отличается игровая деятельность от учебной деятельности? Без должной дифференциации этих двух понятий нельзя планировать урок, использовать игровую деятельность. Нужна четкая дифференциация этих понятий. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполне самостоятельной — ребенок играет тогда, когда хочет… Читать ещё >

Психолого-педагогические возможности использования дидактической игры для формирования познавательных УУД первоклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущностные характеристики дидактической игры как возможного средства формирования познавательных УУД

Цель данного раздела — показать значение и сущность дидактической игры, которая используется на уроках обучения грамоте.

Рассмотрим сущность дидактической игры. Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Мы исходим из того, что дидактическая игра — это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.

Наши наблюдения за образовательным процессом в школах, анализ результатов национального исследования качества начального общего образования (НИКО) дает нам право говорить о наличии ощутимых пробелов в работе учителя начальной школы. Несмотря на то, что механизмы, научные и теоретические подходы формирования всех без исключения универсальных учебных действий (УУД) хорошо расписаны, обоснованы, более того, они апробированы. Однако это не означает, что учитель начальных классов вооружен теоретически и готов на практике осуществить генеральные идеи ФГОС. К вопросу формирования познавательных УУД в первом классе надо подходить особенно серьезно, ибо успешность ученика напрямую зависит от этого, как сформированы познавательные УУД.

Общение с учителями лишний раз подтверждает наличие разночтений, разногласий в этом вопросе. Семилетние дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игровой деятельностью, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью. И тут все зависит от профессионализма самого учителя.

Чем же отличается игровая деятельность от учебной деятельности? Без должной дифференциации этих двух понятий нельзя планировать урок, использовать игровую деятельность. Нужна четкая дифференциация этих понятий. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполне самостоятельной — ребенок играет тогда, когда хочет, выбирает по своему усмотрению тему, средства для игры, выбирает роль, строит сюжет, может не довести игру до конца и пр. А учебная деятельность, на наш взгляд, построена на основе произвольных усилий ребенка. Он обязан делать то, что ему порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения.

Надо признаться, переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, но не происходит естественным путем. В этом и вся проблема первоклассника, здесь допускают большие ошибки и учителя. Главное, что должен освоить учитель — это понимание того, что игра в школе не самоцель, а средство формирования тех или иных универсальных умений.

Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

По своей сути дидактические игры, которые используются в начальной школе, делятся на две большие группы — ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами).

Дидактические игры — более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Они делятся на наглядные (игры с предметами), а также словесные, в которых предметы не используются. Среди дидактических игр выделяются сюжетные игры, например «Магазин», «Почта», «Школа» где в рамках заданного сюжета дети не только решают дидактическую задачу, но и выполняют ролевые действия.

В работе мы хотим обосновать значение и сущность дидактической игры, которая используется на уроках обучения грамоте в целях формирования познавательных УУД.

Какие же возможности кроет в себе дидактическая игра?

Отметим, что дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, и не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения [1, с.22]. Можно сказать, что дидактическая игра — это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-практические задачи.

Дидактическая игра может иметь место на любом уроке обучения грамоте. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине — с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

В результате правильно организованной дидактической игры значительно повышается познавательный интерес младших школьников, каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным, активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников, развивается положительная мотивация учения, в результате чего увеличивается работоспособность учащихся.

А какова роль ученика в дидактической игре?

В процессе игры ученик — полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для ученика дидактическая игра — это не беззаботное и легкое времяпрепровождение. Он отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Но самое важное — не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

Важно, чтобы в дидактической игре участвовали все учащиеся класса. Победителем чаще бывает не тот, кто больше всех знает, а тот, у кого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать на игровые ситуации. Дидактическая игра содержит три компонента:

  • · дидактическую цель,
  • · игровое правило,
  • · игровое действие.

Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить. Игровое правило — это условие игры. Обычно они формулируются словами «если, то…» .

Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает балл или штрафное очко.

Игровое действие представляет собой основную «канву» игры, её игровое содержание. Это может быть любое познавательное действие (сравнить, найти общее, выделить главное, найти лишнее, передать полно, сжато, словами, установить последовательность и т. п. [2, с.34].

Таким образом, дидактическая игра, во-первых, выполняет обучающую задачу, которая вводиться как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей. Во-вторых, в ней предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаются правила игры. И, в-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.

Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу, а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету.

Где место дидактической игре на уроке?

Дидактические игры целесообразно организовывать не в начале изучения темы, когда знания детей еще недостаточны, а в конце, когда требуется проверить, что усвоено хорошо, а что требует повторения.

Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине — с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

Какой же вклад вносит дидактическая игра в развитие учебной деятельности?

Игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов сенсорных, этических, практических и других, уточняет свои знания об окружающем мире, учится применять их в других ситуациях. Игру с учением может объединять один и тот же способ действия, например, классификация, сравнение, анализ и др. Игры с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дают положительный результат, развивают самоконтроль и самооценку. [8, c.52] Таким образом, компоненты учебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами.

Думаем, игра с правилами, и, прежде всего дидактическая игра, должна занимать определенное место в начальном образовании, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, речь), способствует формированию новой ведущей деятельности — учебной.

Обобщая сказанное, сделаем выводы:

  • · ценность дидактических игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя;
  • · приемы и формы проведения дидактической игры на уроке зависит от профессионализма и творчества самого учителя;
  • · использование игры в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения;
  • · дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности младших школьников, вызывает у детей живой интерес и помогает им усвоить учебный материал.
  • · в дидактических играх дети наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступные им анализ и синтез, делают обобщения;
  • · у младших школьников формируется произвольность таких психических процессов, как внимание и память.
  • · дидактическая игра стимулирует у детей волевые усилия — организованность, выдержку, умения соблюдать созданные правила, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Таким образом, основная роль дидактических игр заключается в том, что они используются на уроках в начальных классах в целях обучения, формирования конкретных и обобщенных знаний и применения их в разных условиях и обстоятельствах. Различаются следующие виды дидактических игр: — познавательные, — интеллектуальные, — строительные, — игра-труд, — игра-общение, — музыкальные игры, — художественные, — игры-драматизации, — подвижные, — спортивные.

Ученые еще различают два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы [13, с.66]. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

Игры-путешествия.

Игры-поручения.

Игры-предположения.

Игры-загадки.

Игры-беседы (игры-диалоги).

Основное внимание при разработке методик обучения должно быть обращено на условия и методы игры:

четкого определения целей функционирования учебного процесса и каждого его этапа;

учета и реализации специфики психологических механизмов функционирования учебной познавательной деятельности и в этой связи взаимодействия деятельностей обучающего и обучаемых (методов, средств и организационных форм обучения);

согласования специфики психологических механизмов усвоения знаний со спецификой познавательных задач различного типа, способов подачи и усвоения учебной информации, педагогическими возможностями различных информационных структур управления в системе «преподаватель-учащийся», методов и организационных форм обучения [29, с.89].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой