Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся современной сельской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращение к обширному опыту этнокультурного образования детей, имеющегося в нашей стране, и в частности к организационным и содержательным основам в условиях общеобразовательного учреждения, позволило установить: воспитательная деятельность в школе, построенная на основе национальной культуры, создает благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания духовно-нравственного воспитания сельских школьников
    • 1. 1. Проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в трудах отечественных педагогов Х1Х-ХХ вв
    • 1. 2. Развитие нравственного и гражданско-патриотического воспитания в воспитательных системах советского периода (20 — 80-е годы)
    • 1. 3. Этнокультурный подход как фактор формирования духовнонравственных и патриотических ценностей
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Управление созданием условий для формирования духовнонравственных ценностей у учащихся современной сельской школы
    • 2. 1. Взаимодействие с социумом — необходимое условие организации единого образовательного пространства на селе
    • 2. 2. Разработка и реализация модели управления созданием условий для формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся современной сельской школы
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по управлению формированием духовно-нравственных ценностей у учащихся сельской школы
  • Выводы по второй главе

Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся современной сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Образование в России, как и во всем мире, переживает период затяжного кризиса. Многочисленные образовательные реформы последних лет только усложнили и без того непростую ситуацию в системе образования, поставили отечественную школу на грань катастрофы. В результате всех этих «свершений» образование утратило чёткие ориентиры своего развития. Экономические кризисы, политические потрясения, национальные противоречия, неопределенность жизненных устоев, потеря положительных идеалов, сложные экологические проблемы — все это лишает людей эмоционального равновесия, порождает бездуховность в обществе, способствует разрушению жизненных традиций. Главными механизмами решения социальных проблем в современном обществе становится возрождение духовно-нравственных ценностей общества, любовь к Родине, народу, созидательно-добротворческая деятельность человека. На первый план выходит осознание необходимости патриотизма во всех его проявлениях.

Именно общеобразовательная школа должна формировать в сознании подрастающего поколения духовно-нравственные и патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах. К сожалению, сегодня в педагогике с позиции современных требований слабо разработаны механизмы реализации этих архиважных вопросов на практике и управления ими. Кроме того, успешная реализация этой проблемы осложняется недостаточной подготовкой педагогических кадров по воспитанию духовно-нравственных и патриотических качеств школьников в условиях социально-экономических перемен и ослаблением воспитательных функций школы.

Провозглашение новых ценностных установок, противоречия, связанные с декларированием в государстве идеалов свободы, необходимостью глобальных перемен, падением уровня жизни большинства слоев населения, ограничением возможностей для воспитания детей, усложнением реальных условий социального продвижения оказали существенное влияние на формирование и развитие современных школьников.

Вплоть до середины 90-х годов XX века образование оставалось безнациональным, и не было серьезных попыток не только остановить, но хотя бы как-то замедлить разрушительные процессы. В последнее время на страницах педагогических изданий все чаще появляются статьи о необходимости возрождения национальной школы и обновления содержания учебного процесса в ней посредством введения национального элемента в учебные программы.

Анализ литературы показал, что в последние годы выполнено значительное число научно-теоретических и опытно-практических разработок по вопросам функционирования национальной школы (Е.П. Белозерцев, Т. С. Буторина, И. Ф. Гончаров, А. Я. Данилов, Н. К. Елаев, А. Ф. Лесовик, М. Г. Тайчинов, В. К. Шаповалов и др.).

Одни ученые и общественные деятели связывают проблему становления национальной школы с вопросом о необходимости возрождения православного образования в России (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Б. В. Емельянов, В. Н. Сагатовский, В. П. Секерин, А. Н. Стрижев, Т. А. Петрунина, Т. И. Петракова и др.).

Другие тоже именно нравственный аспект считают основным, но понимают его шире, связывая духовное воспитание не только с религией, но и со всей русской традиционной культурой (Е.П. Белозерцев, Е. И. Власова, И. Ф. Гончаров, В. Н. Ганичев, Н. Д. Никандров, JI.H. Погодина, В. Ю. Троицкий и др.).

Еще одна группа учейых главной чертой нового этапа развития национальной школы в РФ считает динамично растущее расширение роли родного языка, родной литературы и национальной культуры в содержании образования (Т.В. Ефимова, Ю. Г. Круглов, Д. С. Лихачев и др.).

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010», разработанной Министерством образования Российской Федерации и одобренной Правительством РФ в декабре 2001 года, в числе новых социальных требований, предъявленных к системе образования, указывается: «Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности». (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. -С.З).

В этой связи возникает интерес к опыту развития национальной народной школы, которая воспитывает личность с положительной этнической самоидентификацией в духе патриотизма, национальной гордости и достоинства, и в первую очередь, русской сельской школы. В данной ситуации сельская школа призвана подготовить своих выпускников к активной преобразующей деятельности в сельском социуме, которая в будущем смогла бы обеспечить селу благополучие и процветание. Сельские школьники должны быть готовы к освоению нового социального опыта, развивающего духовно-нравственные ценности, традиционно присущие менталитету российского сельского жителя.

В настоящее время сельская школа является основным (а порой единственным) интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов в деревне.

В Федеральной программе развития образования (ФПРО) предусмотрено, что стратегия модернизации образования на селе должна быть нацелена на создание условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, подчинена решению актуальных задач экономического, социального, духовного возрождения сельского социума.

Социальный заказ сельской школе июго выполнение предъявлены в научно-педагогической литературе, педагогической публицистике,.

Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в федеральных и региональных программах развития образования. ;

Изучением процесса взаимодействия школы и семьи, учителя и родителей и его особенностей в прошлом занимались многие видные ученые (К.Д. Ушинский, С. А. Рачинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), а на современном этапе — B.C. Васильев, Г. К. Веденеева, А. В. Ефремов, В. А. Караковский, Н. В. Киселев, Н. С. Лейтес, Е. Н. Степанов, Г. Ф. Суворова, Л. М. Фридман и другие.

Психологические аспекты проблемы взаимодействия семейного и школьного социумов нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных психологов (С.К. Вершиловский, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Л. Махлин, Л. А. Петровская, Д.И., Фельдштейн, А. Маслоу и др.).

Этнокультурные и этнопедагогические особенности различных регионов России рассматриваются в работах С. А. Арутюнова, Г. Н. Волкова, Т. П. Згоржельской, Н. М. Лебедевой, О. Э. Соборновой, Э. И. Сокольниковой, Г. У. Солдатовой, М. Г. Тайчинова, В. А. Тишкова и других.

Изучением сельского социума, его проблем и особенностей, процессов его изменения занимаются такие известные ученые, как В. А. Березина, И.В. Бестужев-Лада, В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, Л. В. Данилова, В. В. Смирнов, Е. Н. Степанов, Г. Ф. Суворова, Л. Н. Тупикина.

Вопросам функционирования, развития и усовершенствования образовательных институтов на селе, системной модернизации сельской школы большое внимание уделено в работах В. Г. Бочаровой, Н. В. Киселева, М. П. Гурьяновой, М. М. Плоткина.

К воспитанию сельского школьника прямо или опосредованно относятся исследования средовых воздействий на личность (О.И. Волжина, В. П. Голованов, Ю. С. Мануйлов, Н. Е. Щуркова и др.).

Продолжается традиция изучения ценностных и профессиональных ориентаций сельских школьников (Г.Г. Силласте, А. А. Соколов, A.M.

Цирульников и др.).

Процесс воспитания в сельской школе осуществляется на основе общепедагогических закономерностей, поэтому на его развитие влияет современное педагогическое знание (Б.С. Гершунский, С. В. Дармодехин, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков и др.).

Значимыми для нашего исследования являются научные работы, раскрывающие проблемы формирования личности, ее мотивации и ценностных ориентаций (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. Г. Здравосмыслов,.

A.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Рувинский, Д. И. Фельдштейн, И. С. Якиманская и др.).

Научный интерес представляют также исследования, связанные с теорией и практикой педагогического проектирования (В.П. Беспалько, В. А. Гаврилин, А. В. Петровский и др.) — педагогических систем и технологий (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, И. Я. Лернер, Г. К. Селевко,.

B.Д. Шадриков, Н. Е. Щуркова и др.).

Современное состояние уровня развития общеобразовательных систем учебных заведений в России, испытывающих на себе разноплановые воздействия общественного реформирования, наиболее полно отражено в работах Б. С. Гершунского, Э. Д. Днепрова, А. А. Каспаржака, В. Ф. Кривошеева, К. М. Ушакова и других.

Разработка концепций моделей общеобразовательных учебных заведений освещена в трудах Ю. К. Бабанского, И. С. Батракова, А. В. Гаврилина, А. Г. Кармаева, О. А. Кармаевой, B.C. Леднева, В. А. Сластенина, Е. А. Ямбурга и других.

Проблемы социального развития регионов, особенности региональных образовательных систем изучали Ф. В. Габышева, Р. Х Гиниятуллин, Г. А. Гнатюк, С. И. Григорьев, М. А. Бендюков, М. Н. Борисов, В. И. Журавлев, Г. А. Иванов, Е. И. Михайлова, Е. Н. Федорова, Н. Н. Чистяков и другие.

Необходимость разработки теоретических основ управления профессиональной подготовкой учительских кадров показана в трудах Ф. Ф. Королева, Т. Д. Корнейчика, В. Н. Лазарева, А. И. Пискунова, З. И. Равкина, В. А. Сластенина, М. Ф. Шабаевой.

Опыт реструктуризации сети сельских школ у нас в стране и за рубежом изучался ТВ. Абанкиной, Т. П. Згоржельской, О. Г. Лебедевым, А. Ф. Лесовик, Н. В. Киселевым, О. Э. Соборновой, А. Ю. Скопиным.

Однако проблема формирования духовно-нравственных ценностей в условиях моделирования сетей сельских общеобразовательных учреждений пока не достаточно исследована в теории и практике, в связи с чем имеют место противоречия между:

• новой социокультурной средой, изменившимся укладом жизни в сельской местности и неготовностью современной сельской школы обеспечить качественное образование сельских школьников;

• необходимостью разработки моделей, ориентированных на улучшение социально-культурной ситуации на селе, повышения качества и доступности образования и недостаточным экономическим, научно-методическим обеспечением процесса моделирования образовательных и воспитательных систем;

• необходимостью выработки адекватной системы духовно-нравственных и патриотических ценностей и реальным положением школы, снижением ее роли в мировоззренческой подготовке молодежи к жизни в изменившемся обществе;

• объективным ростом в духовной жизни1 общества роли национальных культур, их ценностных систем и отсутствием в рамках компонентной организации содержания образования эффективного механизма сопряжения культур, включения потенциала национальных культурно-духовных ценностей в общую гуманитарную мировоззренческую подготовку учащихся;

• комплексированием образовательных учреждений, принадлежащим различным муниципальным образованиям или различного уровня подчинения и недостаточной нормативно-правовой и юридической базой.

Данные противоречия порождают проблему исследования: отсутствие теоретического и методического обоснования социально-педагогических условий эффективного управления учебно-воспитательным процессом в сельской школе, направленным на формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей.

С учетом актуальности, недостаточной разработанности этой проблемы и необходимости разрешения указанных противоречий нами была выбрана и сформирована тема исследования: «Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся современной сельской школы».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель управления созданием социально-педагогических условий, необходимых для успешного формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей учащихся сельских общеобразовательных учреждений.

Объект исследования: процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в современной сельской школе.

Предмет исследования: влияние социально-педагогических условий на формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в современной сельской школе.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся современной сельской школы будет успешно реализовано, если:

— духовно-нравственные ценности будут являться ведущими целевыми ориентирами учебно-воспитательного процесса, осуществляющегося на основе модели выпускника сельской школы;

— школа будет выстраивать свою траекторию движения с учетом характеристик социо-культурной среды (особенностей уклада сельской жизни, исторического опыта, местных н национальных традиций, культурно-образовательного потенциала и др.);

— будет разработана и апробирована модель управления созданием открытого образовательного пространства, обеспечивающая координацию действий всех участников целостного воспитательного процесса (школы, семьи, общественности, различных учреждений и организаций), направленных на обеспечение активного усвоения и воспроизведения учащимися духовно-нравственных ценностей и идеалов.

— в сельском социуме будет создано единое открытое культурно-образовательное пространство совместной деятельности детей и взрослых, приобщающее учащихся к духовно-нравственным ценностям.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Определить состояние проблемы формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей в теории и практике.

2. Выявить и экспериментально проверить социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся современной сельской школы.

3. Разработать модель управления созданием социально-педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся современной сельской школы.

4. Экспериментально проверить эффективность модели управления созданием социально-педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся современной сельской школы.

Методологическую основу исследования составляют: личностно-деятельностный подход к организации. учебного процесса (В.П. Беспалько, Л. П. Буева, J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. И. Новикова, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков, Д.Б. Эльконин) — исследования проблем развития личности в условиях сельской культурно-образовательной среды (В.Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, Ю. Х. Трушина и др.) — концептуальные идеи о специфике и особенностях подготовки и профессиональной деятельности учителей сельских школ (Л.В. Байбородова, М. И. Зайкин, Н. А. Морозова, Н.Л. Селиванова) — идеи социообразовательного и социокультурного подходов к развитию сельской школы (А.Е. Кондратенков, A.M. Цирульников) — положение о целостности содержания образования и педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, B.C. Леднев, Н.А. Половникова) — концепция гуманитаризации образования (Б.Т. Лихачев, В. А. Сластенин, Т. И. Петракова и другие) — исследования проблемы формирования социально-позитивного типа личности (Ш.А. Амонашвили, Ю. О. Лебедев, В. А. Сухомлинский и др.).

Методы исследования определялись его методологическими основами, целями, сущностью поставленных теоретических и практических проблем: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы, изучение педагогического опыта) — аналитические (анализ и синтез эмпирических данных, моделирование, сравнительный и логический анализ, ' методы системного анализа) — эмпирические (изучение опыта, анкетирование, социометрические методы математической обработки данных).

Использование различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимозависимости, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Этапы и база экспериментального исследования.

Исследование проводилось в период 1998 — 2006 гг. и включало несколько этапов.

Первый этап (1998 — 1999 гг.) — изучалась философская, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме, проводился анализ состояния проблемы с точки зрения ее теоретической разработанности и практической реализации. На основе анализа литературных источников и опыта работы разработана программа исследования, определены концептуальные положения, необходимые для формирования духовно-нравственных и. патриотических ценностей учащихся.

Второй этап (1999 — 2002 гт.) — осуществлялся поиск путей решения исследуемой проблемы, проводился мониторинг социально-демографических, экономических, психолого-педагогических факторов, обуславливающих готовность сельских школ различных регионов к реструктуризации имеющихся сетей. Определялись педагогические пути и средства построения оптимальных моделей реструктуризации.

Третий этап (2002 -2005 гг.) i — проводилась опытно-экспериментальная работа в регионах, обобщались и, систематизировались результаты эксперимента.

Четвертый этап (2005 — 2006 гг.) — уточнялись теоретико-экспериментальные выводы, обсуждались результаты исследования, подготавливался и оформлялся. текст диссертационного исследования.

Базой исследования послужили сельские школы 3 регионов Российской Федерации, участвующие в эксперименте по реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений, а именно: Белгородской, Воронежской и Новгородской областей, а основной базой являлись школы Воронежской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель поэтапного формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся в современной сельской школе, включающая три взаимообусловленных плана развития: познавателъно-мотивационного, направленного на развитие их духовно-познавательных потребностей через организацию нравственного просвещенияэмоционально-оценочного, предполагающего развитие потребностно-эмоциональной сферы через введение учащихся в мир народной культуры (спецкурсы, творческие объединения, клубы, студии) — преобразователъно-деятелъностного^ направленного на развитие потребности в определении своего места в жизни и в обществе через введение учащихся в педагогические ситуации нравственно-воспитательного характера, включение их в социально-значимые дела, имеющие культурную и нравственную ценность, а также создание условий для их социальной и творческой активности.

2. Социально-педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование духовно-нравственных ценностей в сельской школе: выделение духовно-нравственных ценностей в качестве ведущих целевых ориентиров учебно-воспитательного процесса, осуществляющегося на основе модели выпускника сельской школыпостроение траектории движения школы с учетом характеристик социо-культурной среды (особенностей уклада сельской жизни, исторического опыта, местных и национальных традиций, культурно-образовательного потенциала и др.) — обновление содержания, структуры, форм и методов воспитания на основе отечественных традиций и современного опытасоздание в сельском социуме единого открытого культурно-образовательного пространства совместной деятельности детей и взрослых, приобщающего учащихся к духовно-нравственным ценностям и др.

3. Модель управления созданием открытого образовательного пространства, обеспечивающая координацию действий всех участников целостного воспитательного процесса (школы, семьи, общественности, различных учреждений и организаций), направленных на обеспечение активного усвоения и воспроизведения учащимися духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Научная новизна исследования заключается в том, что: • определен и обоснован комплекс социально-педагогических условий, повышающих успешность формирования у учащихся сельской школы духовно-нравственных ценностей выделение духовно-нравственных ценностей в качестве ведущих целевых ориентиров учебно-воспитательного процесса, осуществляющегося на основе модели выпускника сельской школыпостроение траектории движения школы с учетом характеристик социо-культурной среды (особенностей уклада сельской жизни, исторического опыта, местных и национальных традиций, культурно-образовательного потенциала и др.) — обновление содержания, структуры, форм и методов воспитания на основе отечественных традиций и современного опытасоздание в сельском социуме единого открытого культурно-образовательного пространства совместной деятельности детей и взрослых, приобщающего учащихся к духовно-нравственным ценностям и.

ДР.

• разработана модель управления созданием социально-педагогических условий для формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в современной сельской школе, обеспечивающая координацию действий всех участников целостного воспитательного процесса (школы, семьи, общественности^., различных учреждений и организаций), направленных на. обеспечение активного усвоения и воспроизведения учащимися духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в нем результаты (теоретически обоснованный комплекс социально-педагогических условий, необходкмых для успешного формирования у учащихся сельской школы духовно-нравственных ценностей и модель управления созданием этих условий) вносят вклад в решение проблемы теоретического ' и научно-методического обеспечения внутришкольного управления и могут служить основанием для дальнейших исследований в области создания эффективных средств управления.

14 образованием.

Практическая значимость исследования определяется тем, что основные его положения и материалы могут быть использованы в качестве научно-методической основы совершенствования практики работы органов внутришкольного управления, а также при повышении квалификации руководителей и специалистов органов управления образованием. Материалы исследования представляют теоретический и практический интерес для средних специальных и высших педагогических учебных заведений, а также для системы повышения квалификации работников образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются анализом современных достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опытакомплексным использованием научных методов теоретического и эмпирического исследованиязначительным охватом работников управления образованием, директоров, преподавателей школ, родителей в ходе опытноI экспериментальной работы. Достоверность результатов исследования обеспечивалась разнообразием источников информации, подтверждением гипотезы исследования в процессе опытно-экспериментальной работы, воспроизводимостью результатов исследования в различных условиях (различных регионах). .

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования представлены и получили одобрение на коллегиях системы Минобразования и науки России, на Федеральном координационном совете по общему образованию, всероссийских научно-практических конференциях (Белгород, Воронеж, Москва, Новгород, Сочи, Ярославль), на V ученых советах Академии повышения квалификации й переподготовки работников образования, Института общего — образования Минобразования РФ. По результатам исследования были подготовлены методические рекомендации для руководителей органов образования — и педагогических работников.

Выводы по второй главе.

Общеизвестно, что только соответствие нынешней системы образования потребностям изменившейся жизни, новым потребностям личности, сельской семьи, аграрного сектора в целом может вызывать активную поддержку (моральную и материальную) образовательных учреждений со стороны родителей, общественности, местной власти, сельского сообщества.

Идея интеграции образования и воспитания с социумом, образовательных учреждений со средой, получившая поддержку широкой педагогической общественности в начале 90-х годов и активизировавшая новаторские поиски педагогов, способствовала развитию различных i интегративных моделей.

Восстановление во многом разрушенного производственного, кадрового, социокультурного потенциала села, возвращение принадлежащего селу статуса кормильца общества, хранителя народной мудрости, культуры, духовности, воспитателя трудолюбивых, жизненно и нравственно стойких людей со всей необходимостью требует сущностных изменений в содержании образования на селе, в подходах к структурированию образовательного процесса, в формах организации образования для различных групп сельского населения.

Отсутствие материальной базы, разрыв привычных связей с шефскими организациями и сельскохозяйственными структурами, слабая дидактическая и техническая база в некоторой степени должны компенсироваться стремлением педагогических кадров проявить максимум профессионализма, раскрыть свой творческий потенциал в плане овладения инновационными технологиями, программами, новыми формами и методами воспитательной работы, умением в сложных экономических условиях находить внебюджетные средства и возможности.

Как отмечают исследователи, решению названных проблем может способствовать формирование и развитие единого образовательного пространства, которое предполагает не только внутреннюю логику системы образования, связанную с непрерывностью, преемственностью между I различными уровнями образования, формирования общих требований к результатам образовательного процесса, но и регионально-географическую, г социальную дифференциацию существующего образовательного пространства.

С учетом проведенного Аналитическим центром «Сельская школа» анализом реальной ситуации по реструктуризации сети сельских школ I напрашивается вывод, что развитие, единого образовательного пространства на всех вышеприведенных уровнях является важнейшим организационно-педагогическим условием оптимизации моделей реструктуризации, а наиболее значимым элементом (инструментарием) реализации концептуальных идей, изначально предложенных на федеральном уровне и прошедших апробацию на местах является партнерство.

Поэтому миссия сельской школы в настоящее время состоит в концентрации потенциала немногочисленных образовательных учреждений села на базе общеобразовательной школы, единственно стабильно работающего образовательного звена в сельской глубинкеона обусловлена тяжелейшим кризисом социальной сферы, ограниченными финансовыми, кадровыми, материальными ресурсами, которыми располагает сегодня система образования на селе. Выживание и развитие образовательных учреждений в сельской глубинке становится возможным лишь в условиях объединения сил, в центре которых находится общеобразовательная сельская школа. I.

Анализ педагогической практики показывает, что в настоящее время наряду с сохранением и развитием в современных условиях традиционных УВК, создание которых осуществлялось в 70−80-е годы в совершенно иных социальных, политических, экономических и культурных условиях, имеет место большое разнообразие интегративных моделей типа «Сельский социокультурный комплекс», вошедших в ряд наиболее оптимальных моделей реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений.

Сельский социокультурный комплекс" - государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение, реализующее образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительные образовательные программы, обеспечивающие единство содержания образования и воспитания учащихся в школе и вне ее, работающее как многопрофильный комплекс.

В состав общеобразовательного учреждения «Сельский социокультурный комплекс» могут входить дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательные школы (начальная, основная, средняя (полная)), учреждения дополнительного образования < (их филиалы) и иные образовательные, культурные, социальные учреждения, а также учебные заведения системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Цель «Сельского социокультурного комплекса» — обеспечение оптимальных условий для полноценного воспитания и образования детей дошкольного и школьного возраста, их разностороннего развития, социальной защиты, эффективного использования социокультурных и производственных возможностей социального окружения школы, его кадровых и материальных ресурсов в целях позитивной социализации личности.

В качестве наиболее оптимальных моделей «Сельский учебновоспитательный комплекс» и «Сельский социокультурный центр» с.

11 этнокультурным компонентом нами в исследовании был изучен опыт.

I. общеобразовательных учреждений двух областей — участников эксперимента по реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений: Белгородской и Новгородской.

В основу модели школы как этнопедагогической системы положены следующие подходы:

— традиционная народная культура гуманистична, демократична и природосообразна по своей сущности, обладает высоким воспитательным потенциалом, объединяющим людей разных наций;

— традиционная культура — целостная открытая система, ядро которойидеал нравственного человекав соответствии с этим идеалом и строится народная педагогика у всех этносов.

В процессе работы обозначились её оснорные направления.

1 .Образовательная деятельность (совершенствование общеобразовательной системы обучения с учётом сельской и национальной специфики).

2.Формирование национального самосознания, возрождение народной культуры, родного языка, традиций.

3.Родиноведение, изучение истории России.

4.Возрождение народных промыслов.

5.У крепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.

6.Художественно-эстетическое образование.

7.Работа с семьёй.

8."Выращивание" культурных хозяев.

9.Внедрение новых форм воспитательной работы.

Утрата русским народом своей этнопсихологии и этнопедагогики, которые за многие годы выработали разнообразные средства воспитания подрастающего поколения, порождённые хозяйственной деятельностью, природной средой, традициями и образом жизни, этнокультурной историей народа, приобрела угрожающие размеры, и формы. Поэтому разговор об этнопедагогике регулярно включается в повестку дня общешкольных и классных родительских собраний.

Методические приемы по воспитанию духовно-нравственных и патриотических качеств личностишкольников в целостной системе воспитания основываются на построении, такой системы деятельности (внешне задаваемой взрослыми, воспринимаемой ими как личностно значимая), которая обеспечивает формирование потребностно-мотивационного, интеллектуально-чувственного и поведенческо-волевого компонентов личности учащихся, их целостной совокупности, отражающей все стороны социально-этических норм поведения.

Результатом, подтверждающим правильность и эффективность формирования этих качеств в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитанияучащихся, является возрастающая потребность в совершении социально-ценностных поступков, проявление инициативы, общественной активности, ответственности при выполнении учащимися различных личностно социально-значимых дел в обычных обстоятельствах и стремление к высоконравственному поведению в повседневной жизни.

Заключение

.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010», разработанной Министерством образования Российской Федерации и одобренной Правительством РФ в декабре 2001 года, в числе новых социальных требований, предъявленных к системе образования, указывается: «Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности».

В этой связи возникает интерес к опыту развития национальной народной школы, которая воспитывает личность с положительной этической самоидентификацией в духе патриотизма, национальной гордости и достоинства, и в первую очередь, русской сельской школы. В данной ситуации сельская школа призвана подготовить своих выпускников к активной преобразующей деятельности в сельском социуме, которая в будущем смогла бы обеспечить селу благополучие и процветание. Сельские школьники должны быть готовы к освоению нового социального опыта, развивающего духовно-нравственные ценности, традиционно присущие менталитету российского сельского жителя.

В настоящее время сельская школа, является основным (а порой единственным) интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов в деревне.

Анализ литературы, диссертационных исследований и практического опыта показал, что проблема формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей в условиях моделирования сетей сельских общеобразовательных учреждений пока не достаточно исследована в теории и практике, что вызывает необходимость разработки моделей, ориентированных на улучшение социально-культурной ситуации на селе, повышение качества и доступности образованияэффективного механизма сопряжения культур, включения потенциала национальных культурно-духовных ценностей в общую гуманитарную мировоззренческую подготовку учащихся.

Проведенное нами исследование позволило установить, что в современном сельском социуме, в условиях дезинтеграционных процессов, характерных для различных областей социальной жизни села, образование играет интегрирующую роль. Эта новая функция образования выражается в том, что именно образовательное учреждение, реализуя многочисленные педагогические и социальные функции, становится важным фактором сохранения жизнеспособности сельских сообществ, упорядочивает и гармонизирует его внутренние и внешние социальные связи, берет на себя решение задач, изначально не свойственных образовательному учреждению, но крайне необходимых, чтобы восполнить пробелы в социальной и культурной жизни села. Таким образом, наметившаяся в образовании тенденция интеграции различных педагогических и социальных функций в г деятельности образовательных учреждений обусловлена компенсаторской ролью образования в социальном пространстве села. Было выявлено также, что основным элементом единого образовательного пространства является педагогическая система. Она рассматривается как социальнообусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического, процесса, направленная на формирование и развитие личности. Именно. педагогическая система есть показатель структурности пространства, независимо от его масштаба (отдельное объединение детей и взрослых или учреждение). В конкретном учреждении педагогическая система включает в себя основные подсистемы (обучение, внеучебную деятельность, дополнительное образование детей) и происходящие в них образовательные процессы.

Важный вывод, который удалось сделать в ходе теоретического изучения данной проблемы, состоит осознании важной роли национальной культуры. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев. Наиболее эффективно эта задача решается, на наш взгляд, в рамках этнокультурного подхода.

Обращение к обширному опыту этнокультурного образования детей, имеющегося в нашей стране, и в частности к организационным и содержательным основам в условиях общеобразовательного учреждения, позволило установить: воспитательная деятельность в школе, построенная на основе национальной культуры, создает благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения. Знание народных (в том числе и местных, и региональных) традиций, религиозной культуры, национально-культурных достижений и эмоционально-ценностное отношение к ним можно рассматривать как основу формирования духовно-нравственных ценностей, Воспитательная деятельность в школе, построенная на основе национальной культуры, создает благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения. Знание народных (в том числе и местных, и региональных) традиций, религиозной культуры, национально-культурных достижений и < эмоционально-ценностное отношение к ним можно рассматривать как основу формирования духовно-нравственных ценностей, социально-этических норм поведения, а также важнейший ориентир в истории общечеловеческой цивилизации.

С тем, чтобы лучше увидеть структуру в ее целостности и понять ее потребности и возможности (управленческие, методические, кадровые), необходимо разработать модель. Модель является неким образом объекта, процесса, явления, представленный в виде схемы, в которой отражаются их основные характеристики и связи. Перспективный путь проектирования модели организации заключается в целевой структуризации, т. е. построении блочно-целевых структур на основе поиска оптимального соотношения централизации и децентрализации в системах управления для наиболее эффективного соединения управления с интересами личности и коллектива, предполагающего учет специфических особенностей каждой категории работников, учащихся в школьном коллективе, а также родителей и общественности.

Разработка такой модели стала составной частью опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в сельских социокультурных центрах с этнокультурным компонентом Белгородской и Новгородской областей в течение четырех лет (с 1999 по 2003 год). Специфика нашей деятельности по созданию такой модели заключалась в том, что мы пытались вычленить лишь одно направление интеграции основного и дополнительного образования в условиях социокультурного центра — духовно-нравственное и патриотическое. Разработанная модель включала в себя объекты основного. образования (уроки), дополнительного образования (занятия в творческих объединениях), деятельность во внеурочное время (праздники, конкурсы, экскурсии, концерты), деятельность во внешкольных учреждениях (ДМШ, библиотека), содержание которых связано с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием.

В рамках данной модели осуществлялось многообразное взаимодействие всех педагогов — учителей, руководителей кружков и студий, педагогов учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры, а также их сотрудничество с родителями. Важным условием тесного сотрудничества педагогов, работающих в разных сферах образования, было наличие программы, обеспечивающей содержательный уровень их взаимодействия.

Программа «Патриот» носит комплексный (взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности), интегрированный (общность целей, содержательных направлений), и модульный (взаимозаменяемость и взаимодополняемость программ творческих объединений) характер. Она строится на следующих принципах: системный подход в отборе основных тем, скрепляющих программу по вертикали и по горизонталисистема праздниковсистема внеурочных делисторико-кулътурологическая основа деятельности творческой деятельности школьниковопора на содержание основного образования, ключевых тем учебных программвоспитательная доминанта занятий с детьми, первоочередное внимание решению нравственных проблемигровая основа занятий, широкое использование методов театральной и музейной педагогикивключение родителей в совместную со школьниками деятельностьпринцип активного участия в различных видах деятельности и формах занятий.

Работа по программе «Патриот» проводилась автором программы и под его руководством коллективом педагогов — учителей социокультурных центров, воспитателей, руководителей детских художественных объединений. С целью координации деятельности педагогов была создана творческая группа и регулярно проводилась совместная методическая работа в рамках педагогической мастерской.

Основными направлениями работы педагогической мастерской стали психолого-педагогическое, культурологическое, художественнотворческое, а основные принципы деятельности заключались в равнозначном отношении к изучению теоретических и практических аспектов изучаемых проблем, учете личных интересов, и потребностей педагоговпостоянной рефлексии собственного опыта, открытости работы педагогической мастерской, постоянном сотрудничестве с родителями. В процессе опытно-экспериментальной работы велся поиск оптимальных путей и форм перехода от традиционного обучения к развивающемуусловий, способных обеспечить учащимся возможность выбора видов и направлений деятельности в соответствии со своими интересами, способностями и возможностями. Мы исходили из идеи, что сельский социокультурный центр с этнокультурным компонентом может стать эффективным механизмом преодоления противоречий между традиционным сознанием учителя, ориентированным на реализацию преимущественно онтологической функции знания, и содержанием этнокультурного регионального компонента как условия формирования широко образованной, духовно развитой личности, обладающей устойчивыми гражданско-патриотическими ценностями.

Анализ проводившейся опытно-экспериментальной работы позволил сделать выводы относительно эффективности использования в практике школы подобной комплексной программы. Основными показателями явились: развитие художественно-творческой активности школьниковуровень взаимодействия педагогов, участвовавших в реализации программыI создание условий для включения родителей в совместную творческую деятельность с детьми.

На основании проведенного исследования былиформулированы следующие выводы:

1. Анализ современного состояния нравственного воспитания детей, учащихся и молодежи позволил выделить ряд основных проблем, включающих: утрату нравственных идеалов, размывание традиционных ценностей общественного бытияотсутствия современной теории и практики нравственного воспитаниянеобходимость содержательной и структурной перестройки культурно-образовательной сферы жизнедеятельности детей и молодежи, приобретение опыта эффективной работы в современных финансово-экономических условиях.

2. Методическое обеспечение воспитания духовно-нравственных ценностей учащихся сельских общеобразовательных учреждений основываются на построении системы деятельности, которая обеспечивает формирование потребностно-мотивационного, интеллектуально-чувственного и поведенчески-волевого компонентов личности учащихся.

Модель такой системы включает три взаимообусловленных плана развития учащегося: познавателъно-мотивационного, направленного на развитие их духовно-познавательных потребностей через организацию нравственного.

— С просвещенияэмоционально-оценочного, предполагающего развитие потребностно-эмоциональной сферы через введение учащихся в мир народной культуры (спецкурсы, творческие объединения, клубы, студии) — преобразователъно-деятелъностногох направленного на развитие потребности в определении своего места в жизни и в обществе через введение учащихся в педагогические ситуации нравственно-воспитательного характера, включение их в социально-значимые дела, имеющие культурную и нравственную ценность, а также создание условий для их социальной и творческой активности.

3. Духовно-нравственные ценности современного сельского школьника в условиях реструктуризации сети сельских школ могут вполне успешно быть сформированы при создании определенных социально-педагогических условий, в числе которых можно назвать: выделение духовно-нравственных ценностей в качестве ведущих целевых ориентиров учебно-воспитательного процесса, осуществляющегося на основе модели выпускника сельской школыпостроение траектории движения школы с учетом характеристик социо-культурной среды (особенностей уклада сельской жизни, исторического опыта, местных и национальных традиций, культурно-образовательного потенциала и др.) — обновление содержания, структуры, форм и методов воспитания на основе отечественных традиций и современного опытасоздание в сельском социуме единого открытого культурно-образовательного пространства совместной деятельности детей и взрослых, приобщающего учащихся к духовно-нравственным ценностям и др.

4. Эффективное управление созданием социально-педагогических условий, необходимых для успешного формирования духовно-нравственных ценностей современного сельского школьника может быть обеспечено, если разработана модель управления их созданием, включающая: модель выпускникаспособы определения необходимого содержания, форм и методов образовательной деятельностисредства планирования и реализации изменений образовательной системы с учетом миссии сельской школы, этапа ее развития как социальной организации и др.- организацию мониторинга и корректировки процесса создания социально-педагогических условий и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980
  2. И.И. Сельские учебно-воспитательные комплексы (организационно-педагогические основы деятельности). Методические рекомендации. Белгород, 1989
  3. Г. З. Проблемы педагогического общения с детьми в классах малокомплектной школы. Уфа, 2001. — 284 с.
  4. И.П. Проблемы сельской школы. Вечерняя средняя школа. М., 1995. № 2.
  5. В.А. Сельская община в России (XVIII начало XIX в.) -М.: Наука, 1976. — 187 с.
  6. Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. -М.: Педагогика, 1991. 341 с.
  7. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оченки учения школьника.-М. 1984.
  8. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М., Педагогика, 1980
  9. М.С., Крупская Н. К. О культурно-просветительной работе в деревне. М.: «Советская Россия», 1968. — 48 с.
  10. Ю.Андрейко А. З. Сельская школа-комплекс новый тип учебного заведения/Сборник учебно-методических материалов из опыта работы Коткозерской сельской экспериментальной школы-комплекса г. Петрозаводск, 1996. — 61 с.
  11. П.Андрейко А. З. Сельский социокультурный комплекс как факторгразвития образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.: 1996.
  12. А.И. Живой мир социальной педагогики. (В поддержку актуальной науки). М.: 1999. — С. 136. 4.
  13. В.Г. Социально-педагогические проблемы народногообразования. Якутск, 1977. — 181 с.
  14. Ю.К. Методы обучения в современной школе. М, Педагогика, 1985. 368 с. i
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., Просвещение, 1982. — 192 с.
  16. JT.B., Паладьев C.JL, Степанов Е. Н. Гуманистическая воспитательная система: опыт и проблемы моделирования. /Сост. М. В. Поликова, Н. А. Салык. Тверь: ТОИУУ, 1997. — С. 44−56.
  17. В.К., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в РФ. -М., 1994
  18. Е.П. Русское образование: уроки истории, идеи и принципы. //Alma mater, 1994. — J№ 5−6. — с. 13−16.
  19. Беляева J1. А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии. //Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург. 1995. — с.36−45.
  20. Н.А. Самопознание. -М., 1990
  21. Н.А. Судьба России. М., 1987-
  22. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тмах. -М. Искусство, 1994
  23. Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики.-.М. Республика, 1993 .-383с.
  24. В.А. Современные проблемы развития и духовного становления сельского школьника. В сб. материалов «Духовное возрождение села: воспитание, образование, развитие личности сельского школьника». — М., 1997.
  25. Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде. Ленинград: Наука, 1983. — 175 с.
  26. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М1. Педагогика, 1995. 217 с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989
  28. Бестужев-Лада И. В. На пороге XXI века: образование и культура.. Просвещение, 1996. 202 с.
  29. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М., 1998
  30. B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М., Политиздат, 1975
  31. В. И. Некоторые аспекты проблемы целей воспитания в русской педагогике конца XIX начала XX веков. — М.: «W-принт», 1998. -24с.
  32. П.П. Трудовая школа. /Избр. пед. и психол. соч. в 2-х т., М, Педагогика, 1979. Т.1. — 304с.
  33. Н.И. Роль школы и семьи в воспитании детей. М., Просвещение, 1975.-207с.
  34. В.А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: монография -Волгоград: Перемена, 2001, с. 290.
  35. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968
  36. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Вопросы психологии. 1978, № 4, с. 30−34
  37. Е.В. Ценностные основанияпичностно ориентированного воспитания: М., Педагогика. 1995. — № 4. — С.29−36.
  38. В.П. Школа России: прошлое и настоящее. Педагогика, 1993, № 4, с.3−15.
  39. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника.: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1992. — 357 с.
  40. Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (Орг.-технол. аспект):1. Дисс. канд. пед. наук.
  41. Ю.В. Этнос и этнография. М., 1984
  42. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность.-М., 1987
  43. А.К. Есть только один идеал совершенства представленный христианством. / В сб. Становление нравственной личности. — М., 1996
  44. Е.Н. Содержание и организация социально-педагогической работы школы с семьями младших школьников в сельском социуме. Автореф. кан. дисс. Ставрополь, 2003
  45. С.Н. История социальных учений в XIX веке. Лекции, читанные в Московском коммерческом институте. 2-е изд. 1913
  46. С.К. Особенности формирования национального идеала. -Автореф. на соиск. уч. степ. канд. философ. Наук. Н. Новгород, 1996.
  47. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1993.
  48. В.П. Основы новой педагогики. М., 1916
  49. Г. П. Общество будущего формирует школа. М. 2003.105с.
  50. Е.И. Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у сельских подростков. Дисс. канд пед. наук, М., 2000.
  51. Г. Г. Народная педагогика. Иркутск, 1926
  52. Г. Н. Этнопедагогика. М. 1974
  53. Г. Н. Этнопедагогические концепции национальной школы. -М., 1992
  54. Ю.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования детей на селе. -Автореф. канд. дисс., М., 2002
  55. А.В. Культура современного села. Л., 1974. — 216 с.
  56. Т.В. Сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки сельских школьников в условиях учебного центра. /Инт-т общего образования РАО М., 1993.- 175 с.
  57. Воспитательная система сельской школы. Проблемы, поиски, находки, опыт. Брянск, 1993. — С. 154.
  58. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы /Сост. JI.K. Балясная. М.: ИТОН РАО, 1995. — 276 с.
  59. .З., Гурьянова М. П. Методика социальной работы: состояние и перспективы развития. Российский журнал социальной работы., 1998
  60. .З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной работы. Содержание и методика деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1983
  61. JI.C. Психологическая педагогика. М., 1991
  62. JI.C. Психология искусства. М. Искусство, 1965
  63. А.В. Управление школой как воспитательной системой. Учебное пособие. Владимир, ИУУ, 1994.
  64. О.С. Воспитание: цели,, средства, перспективы //Новое педагогическое мышление. М., 1989. — 192 с.
  65. A.M. Педагогика среды и методы ее изучения. Под ред. М. В. Крупениной. -М.: Работник просвещения, 1930. 112 с.
  66. . С. Менталитет и образование. М.: Институт практической психологии РАО, 1996. 344 с.,
  67. .С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., Педагогика, 1997.-697 с.
  68. М.П. Духовное возрождение села. Примерная программа воспитания, образования, развития личности сельских школьников. М., 1997.
  69. М.П. Социально-педагогические условия реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. М., ИПРС РАО, 2002. ¦
  70. М.П. Сельская школа и социальная педагогика./ Пособие дляпедагогов. Мн. Амалфея, 2000. — 448 с.
  71. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул- 194. — 376 с.
  72. Городская и сельская школа: состояние и перспективы взаимодействия. Материалы седьмой научно-практической конференции / Под науч. ред. С. В. Тарасова. Спб.: «Образование — Культура», 2002.
  73. Городское образовательное пространство: сценарии организации. М., «Сентябрь», 2002.
  74. Р.В. Проблемы культуры современного села, 1973.-451 с.
  75. М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
  76. М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: «Наука», 1986. — 198 с.
  77. В.В. Проблемы развивающего обучения // Педагогика, 1995, № 1, с. 29−30
  78. В.В. Теория развивающего обучения. -М.: Интор, 1996.
  79. М.И. История русской педагогики., Ч. 1−3. М., 1903. — 132с.
  80. В.М. Народное образование в социальной политике развитого социалистического общества. М., 1981. с.69
  81. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: М.: Интерфакс, 1994.-241с.. .
  82. В.М. и др. Социальная эволюция крестьянства в 60−80-е годы. -Саратов, 1993.- 119с.
  83. Досуг сельского населения в, урловиях агропромышленной интеграции/Сборник научных трудов. М.: НИИ культуры, 1988. — 168 с.
  84. Духовное возрождение села: воспитание, образование, развитие личности сельского школьника. Сборник материалов. М., 1997.
  85. А.Д., Шацкий С. Т. О воспитании детей в сельских школах.I
  86. Школа и производство. 1978, № 6. — с.9−21.
  87. Е. Б. Вяземский Е.Е. Как школе стать очагом культуры. Сов. педагогика, 1991
  88. Е.Б., Петракова Т. И. Путешествие к истокам: Комплексная программа воспитания и дополнительного образования. М., 1994
  89. С.Ф. Российское образование: история и современность. -. Педагогика, 1994. 218 с.
  90. В. А. Будет жить школа будет жить село //Народное образование. 1991. № 8. с. 14−21.
  91. ЮО.Зеньковский В. В. Педагогика. М., 1996
  92. В.В. Проблемы, воспитания в свете христианскойантропологии. М., 1 993 102.3еньковский В. В. Психология детства. -М., 1996
  93. ЮЗ.Зотова О. И., Новиков В. В., Шорохова Е. В. Особенности психологии крестьянства (прошлое и настоящее). М., Наука, 1983.
  94. Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984
  95. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. -М., 1993
  96. Юб.Ильин И. А. О сущности правосознания. М., Рарогъ, 1993
  97. И.А. Русскому народу необходимо духовное обновление. -Собрание сочинений в 10-ти томах. Т. 2 Кн.2. — М. 1993
  98. Инновации в российском образовании. Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи. М.: Изд-во МГУП, 2000
  99. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. -М., 1974
  100. ПО.Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982
  101. П.Ф. Новая школа в новой России. Пед. сборник, 1907
  102. П.Ф. История русской педагогии. Пг.: «О. Богданова», М., 1915.-746 с.
  103. ПЗ.Каптерев П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании./ Детская и педагогическая психология. М., Воронеж, 1999,.
  104. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., Педагогика, 1993.
  105. В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992
  106. Пб.Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? f
  107. Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем.-М., 1996 ,
  108. Н.В. Современные проблемы педагогического взаимодействия М: ИОО МО РФ 2001 — 241 с.
  109. Н.В. Взаимодействие педагогов и учащихся как педагогическая проблема современной системы начального профессионального образования. М.: ИОО МО РФ, 2002. -155 с.
  110. Н.В. Об использовании моделей реструктуризации сети сельских школ (методические рекомендации). Под общей редакцией член-корра РАО В. Ф. Кривошеева. М.: Профиздат, 2004 — 151 с.
  111. В.А. Дополнительное образование в условиях малокомплектной школы: Пособие для организаторов образования. Калуга: Издательский педагогический центр «Гриф», 1999.-64 с.
  112. А.Г. Личность и пути ее формирования. М., 1971. с.119
  113. Комплексный подход к воспитанию школьника (под ред. Л.К. Балясной). М.: Просвещение, 1982
  114. Кон И. С. Открытие «Я» М.: Политиздат, 1978
  115. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989
  116. Кон И. С. Этнография детства. М., 1983
  117. Концепция системной модернизации сельской школы России./ Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. М.: Изд-во ИПСР РАО, 2002.
  118. Конвенция о правах ребенка./Советская педагогика. 1991. № 10.
  119. А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. М., Советская педагогика, 1979, — 171с.
  120. Н.А. Очерки по истории средней школы. М.: Очерки по истории средней школы. М.: Учпедгиз, 1956. — 246с.
  121. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года-М., 2007, 28с.
  122. Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации. -Просвещение.2002.№ 4.
  123. Концепция воспитания учащейся молодежи. /А.А. Бодалев. Л. И. Новикова и др. //Педагогика. 1992. № 3. !
  124. Концепция воспитывающей деятельности в общеобразовательных учреждениях Новгородской области. Новгород, 1996. — 42 с.
  125. Концепция регионального подхода к организации воспитательной работы в Ярославской области. Классный руководитель. М., 1997. — № 4.
  126. А. А. Русская педагогическая мысль накануне революции//Новая школа. 1918. № 3.-С. 165−168.
  127. В.Ф. Концепция новой общеобразовательной средней школы (1−6- 7- 10- 11 16). М., ИОО МО РФ 1977−97 гг. — 68 с.
  128. В.Ф. и др. Управление модернизацией образования в Российской Федерации: тенденции, перспективы М., ИОО МО РФ, 2003 -82с.
  129. В.Ф. Малокомплектная школа: планирование и управление. -Народное образование, 1987, с. 7 15
  130. В.Ф. Сельская школа М., НИИ школ МП РФ, 1988−128с.
  131. Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1958. Т. 5I
  132. А. Д. Влияем на сельский уклад. /Сельская школа. Российский педагогический журнал. 1998,№ 1., с.21−32.
  133. .А. Образование, в сельском социуме: системная модернизация. М., 2001. ,
  134. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Изд-е 3-е перераб. и доп. М.: Агар, 1998
  135. B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1−2 классы (в двух книгах). Учебник. М., Дрофа, 1999.
  136. B.C. Содержание образования. М., Педагогика, 1991,227 с.
  137. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  138. А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства. / Изб. психологич. Труды. Т.2 М., 1973
  139. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия /t
  140. РАС), Ин-т теории педагогики и образования. М., Педагогика, 1995. — 49 с.
  141. И.Я., Скаткин М. Н., Шахмаев Н. Н. Формы организации обучения / Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М. Н. Скаткина. М. 1982
  142. С.А. Некоторые вопросы прогнозирования развития сельского образовательного учреждения// Школа в начале третьего тысячелетия. СПб.: Образование — Культура, 2000.
  143. .Т. Педагогика. М., 1992. 327 с.
  144. .Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982. с. 15−18
  145. .Т. Социально педагогические противоречия воспитания // Советская педагогика. М., 1990 № 5. с.72
  146. Д.С. О языке и культуре. «Новое время», 1987, № 5
  147. Д.С. Письма о прекрасном. М., 1991
  148. .Ф. Личность в системе общественных отношений. / Психологический журнал, 1981. -Т.2, № 1. с. З-- 17
  149. А.В. Избранные сочинения в 5-ти том:ах. М., 1989
  150. А.С. Воспитание в семье, и школе //Пед. соч. в 8-и т. /Сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М., 1984. — T.IV. — 508с.
  151. А.С. Сочинения в 7-ми томах. ТТ. 5,7
  152. В.Д. Развитие творческой активности учащихся сельской школы. СПб., 1993.- 198 с.
  153. Г., Фрадкин Ф. Школа и социальная среда. Народное образование//1974. № 4. с. 14−21.
  154. Г. Г. и др. Сельская школа-комплекс: результаты социально-педагогического исследования: (на примере школ Белгородской обл.).1.•
  155. Советская педагогика. 1988. № 8. с.21−34.
  156. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: учебное пособие для студентов пед. институтов. М. 1980
  157. Е.А. Идеи и проблемы земской и городской начальной школы России в свете актуальных задач современного образования: Дисс.канд. пед. наук: 13.00.01- М., 1995 154 с. .
  158. Методические рекомендации по реализации моделейiреструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (на основе опыта регионов). М., ИОО МО РФ, 2003.
  159. А.И. Педагогический процесс как целостное явление. -М., Просвещение, 1993. 281 с.
  160. Модернизация Российского образования: Документы и материалы. М., ГУРШЭ, 2002, с.331
  161. Э.И. Основы педагогических знаний. М., Педагогика, 1986. -245 с.
  162. Н.А. Малочисленная школа ~ 99. Профессиональный портрет учителя. Выпускник и школа. Воронеж, 1999. 45 с.
  163. Н.А. Особенности подготовки учителей в ИПК к работе в условиях сельской малочисленной школы. Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1995.- 173 с.
  164. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -М., 1983
  165. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М. 1984
  166. Национальная доктрина образования (в Российской Федерации / Бюллетень Министерства образования РФ: Высш и ср. проф. образование -2000-№ 2, с.3−13.
  167. Национальная школа: концепции и технологии развития. Под общей редакцией Е. П. Жиркова. М.: Просвещение, 1993. — 286 с.
  168. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии Научного Совета по проблемам образования и педагогической науки. / Под ред. 3. И. Равкина. М., ИТОП РАО, 1996. -295с.
  169. А.П. Курс педагогической психологии для народных учителей. Петроград — М., 1916.
  170. М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983
  171. Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., Гелиос АРВ, 2000. — 229 с.
  172. A.M. Российское образование. М., Педагогика, 2000, 297 с.
  173. Образовательная система школы. Проектирование организации развития под ред. В. А. Левина и В. А. Карпова. М., 2002- 183 с.
  174. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи: Сб. науч. тр. М.- 1996. — 117 с.
  175. Опыт педагогической деятельности Шацкого С. Т. Под редакцией В. Н. Шацкой и М. Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1976.
  176. Организация образования в сельской местности России. Исторический очерк /Под ред. A.M. Цирульникова. М.: ИТП и МИ0.1993.-298 с. I
  177. Организация работы сельских школ в условиях сотрудничества: Сб. материалов /Сост. Л. Н. Пикова. -Киров, 1991. 287 с.
  178. Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе. Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1984. 192 с.
  179. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Часть П. — М., 1989.
  180. М.П., Турченко, В.Н. Стратегия развития образовательного пространства региона. «Педагогика», № 2, 2000 г.
  181. Т.Н. Духовные основы нравственного воспитания. М.: ИМПЭТО, 1997. — 96 с.
  182. А.В. Социально-экономическая специфика сельского хозяйства и аграрные преобразования в Росрии. Автореф. дисс. д. э. н. М., 1995.-302 с.
  183. А.В. К психологии активной личности / Вопросы психологии, 1975, № 3, с. 26 38
  184. Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1957.380 с.
  185. Г. В. Сельская школа: труд и личность: Книга для учителя.-М.: Изд-во ИСПС, 2004.-240 с. '
  186. O.K. Русская цивилизация. М., 1995
  187. М.М. Социальное воспитание школьников:Монография.-М.:Изд-во Института педагогики социальной работы.-2003.-200 с.
  188. Положение о церковных школах ведомства православного исповедания. 1902.- С. 4.
  189. А.К. О православной традиции. М. 1994.
  190. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.: Новая школа, 1996 — 217 с.
  191. Предки о воспитании юных. Книга для родителей и учителей. Составители Г. П. Веселов, З. Я. Прошина, J1.A. Тростенцова. М.: Просвещение. 1994. 129 с.
  192. Прогностическая концепция целей и содержания образования / ПодIнаучн. ред. И. Я. Лернера. М., РАО, 1994. — 131 с.
  193. М.А. Советская общеобразовательная школа на современном этапе. М., Педагогика, 1975,-- 68с.
  194. В.А. Система образования на рубеже третьеготысячелетия: Опыт философии педагогики. М.: Б.И., 1996. — 55с.
  195. С.А. Сельская школа. Сб. ст. М., 1991- Идеи С. А. Рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем сельских школ //Под общей ред. Н. Л. Селивановой. М., 1998. — 114 с.
  196. С.А., Морозова Н. А. Концепция сельской малокомплектной школы и семьи, Воронеж, 1995. 45 с.
  197. С.А. Есть школа живет село, живет село живет Родина. Народное образование, 1997, № 8, с. 118.
  198. С.А. Социально-педагогические условия: совершенствования образовательного процесса в сельской малокомплектнойшколе. Автореф. дис. канд. пед. наук, Воронеж, 924, с. 22.t
  199. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия». 1993.
  200. Русская школа: Духовно-нравственные проблемы воспитания. М.: Рус. слово, 1996.-217с.
  201. Н.А. Деревенский школьник и его идеалы. Очерки по психологии школьного возраста. -М.: Задруга, 1916. 152 с.
  202. Н.А. Крестьянский ребенок //Очерки по педологии крестьянского ребенка. М.: Работник просвещения, 1930. — 187 с.
  203. Е.А. Модернизация российского образования: документы и материалы. М., 2002. с. 8, 171, 172
  204. A.M. Воспитательное взаимодействие сельской школы и семьи. Стерлитамак, 1992. 92 с.
  205. Сборник нормативно-организационных материалов аналитического Центра «Сельская школа». М., 2003, ИОО МО РФ 20 с.
  206. Сборник Действующих распоряжений Министерства народного просвещения об учебно-воспитательной части мужской гимназии. Одесса, 1911.
  207. И.Ф. Нравственное воспитание детей. М.: Изд-во АЛИ РСФСР, 1962 ' г
  208. О.Г. Историческое село: историко-архитектурный аспект. Организация досуговой деятельности населения в сельской местности. М.: НИИК.-1988.
  209. О.Г. Сохранение, освоение и использование историко-культурного наследия в сельской среде. М.: Научно-исследовательский институт культуры, 1990. 206 с.
  210. Сельские учебно-воспитательные комплексы: самореализация и саморазвитие личности. Белгород, 1994. ' 1
  211. H.JI. Воспитательная система как объект педагогического моделирования (моделирование воспитательных систем):
  212. Теория практика. — М., Просвещение, 1995. — 185 с.
  213. Сельская школа: конструирование социальной действительности. М., «Эврика», 2003.
  214. Сельская школа: вариативно-модельный путь преобразования. Методические разработки / Под ред. Е. Н. Степанова. Псков: ПОИПКРО, 2003.
  215. Сельская школа: опыт и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции.- Н. Новгород, 2000.
  216. П.И. Социально-философские проблемы развития села. -М.: Знание, 1982.-42 с.
  217. М.Н. Распространение идей новой школы в крестьянской среде. //На путях к новой школе. 1926. № 2.
  218. А.Ю. Международный опыт реструктуризации сети сельских школ.- М.:АПКиПРО, 2002.- 46 с.
  219. Сластенин В. А, Подымова JI.C. ' Педагогика: Инновационная деятельность. М., Прометей, 1997. — 306с.
  220. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессионально подготовки. М., Педагогика, 1976. — 58с.
  221. В.И. Категория возраста в психологии и педагогикеIразвития / Вопросы психологии, 1991, № 5, с. 7 9
  222. Содержание гуманистического образования / О. С. Газман, P.M. Вейсс, Н. Б. Крылова. М., J995. — 103 с.
  223. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М., 1992
  224. B.C. Оправдание добра.-Нравственная философия / Соч. в 2-х томах. 2-е изд. Т. 1. М., 1990I
  225. А.Д. Ориентация • школьников на духовно-нравственные ценности. М., 1994
  226. Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития./ Под ред. М. П. Гурьяновой, Г. В. Пичугиной. М.:Изд-во АСОПиР1. РФ, 2000 -256 с.
  227. В.И. Советская деревня на этапе развитого социализма.- М., Наука, 1978. 326с.
  228. В.Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1992
  229. В. Я. Мысли о наших гимназиях. // Педагогические сочинения. (Изд. 3-е). СПб., 1911.-С. 197 237. Стрелкова Л. Ю. Народная школа С. А. Рачинского /Сельская школа.- М.: Педагогика, 1991. 144 с.
  230. Г. Ф. Инновационные процессы в сельской школе. Школа будущего рождается сегодня: Инновационный опыт российской и американской школы. М.: ИТП и МИО РАО, 1995. — 126 с.
  231. Г. Ф. Организация учебных занятий в сельской школе. Сельская школа № 5,6 1998 г.
  232. Г. Ф. Сельская школа: новое в содержании образования. Педагогика № 6, 1996 г.
  233. А.А. Устойчивость этноса к концепции национальных школ России. М., 1994
  234. В.А. Избранные педагогические соч. в 3 т. М. Педагогика, 1979.
  235. В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975
  236. В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980
  237. М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. -М.: МГОГГУ, 1999
  238. М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения. Сыктывкар,
  239. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., Педагогика, 1983. — 196с.
  240. Д.А. Формирование адекватной самооценки учебнойдеятельности у подростков (на примере сельской школы). Автореф. канд.дисс., Елец, 2003
  241. JI.H. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам или нам у крестьянских ребят: В кн.: JI.H. Толстой. Избранные сочинения. Т. З.-М. 1989.
  242. JI.H., Полное собрание.сочинений., Т. 17, М., 1989
  243. А.П. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы /книга для учителей. СПб., 1993. 184 с.
  244. А.В. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года новый этап в развитии образования, его плюсы и минусы. — Наука и школа, № 2, 2003, с. 2−7.
  245. Учебно-воспитательный комплекс: опыт, проблемы, перспективы. Методическое пособие. М.: Издательство «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.-120 с.
  246. К. Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. М, Учпедгиз, 1953 -1954.
  247. К.Д. О народности и общественном воспитании. Избр. пед. Iсочинения в 2-х томах.
  248. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Избр. Произведения, М.-Л., 1946
  249. О.П. Стратегия выживания сельских семей в кризисном обществе. //В кн. Крестьяноведение. — Ежегодник. Теория, история, современность. Под ред. В. Данилова, Т. Шанина. М.: МШСЭН, 1997. -178с.
  250. В.И. Сельское население региона. -М.: Мысль, 1986. 311с.
  251. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., Педагогика, 1989. 342 с.
  252. Г. П. В защиту этики. Страницы истории отечественной философской мысли. -М., 1901
  253. Ф.А. Вопросы формирования и воспитания ребенка вгруппе. Владимир, 19 72. — 58 с.
  254. СЛ. Душа человека: опыт введения в философскую психологию. — М. 1917
  255. Э. Искусство любить / Душа человека. М., 1992
  256. И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития. Вопросы психологии.№ 1, 1993, с.24−32.
  257. .А. Теоретико-педагогические проблемы построения современных моделей общеобразовательных учреждений. Автореф. докт. дисс. М., 2000
  258. Е.Б. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы. ' ¦
  259. A.M. Вариативная организация и развитие сельской школы. М.: МИРОС, 1994. — 265 с.
  260. A.M. Педагогические основы вариативной организации сельской школы. М.: Новая школа, 1992. — 128 с.
  261. A.M. Сельская школа: проблемы и перспективы развития. М., 1989.-314с.
  262. А.Н. Подготовка педагогических кадров села. Ростов-на-Дону, 1978,-167с.
  263. И. А. Возрождение культурных традиций как путь обновления воспитания и образования школьников // Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. М., 1994. — С.36−42.
  264. В.П. Российское образование: история и современное состояние. М., Педагогика, 1993. — 316 с.
  265. В.Д. Способности человека. Избр. психолог, труды. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 19 961.-
  266. В.Д. Философия образования и .образование личности. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, изд-во"Логто", 1997.-181 с.
  267. С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.2.1. М., Педагогика, 1980.
  268. А.Е. Образование в развивающихся странах. М., Просвещение, 1977. — 267с.
  269. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д., 199 5,-310с.
  270. Т.Я. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. -М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
  271. В.М. Как сохранить народную мудрость / В сб. Клубные вечера. Вып. 13. -М.: Сов. композитор, 1978
  272. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе).-М., 1997
  273. Д.Б. Психология игры. Педагогика, М., 1978. 314 с.
  274. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т.т. М., РАО, 1998.
  275. Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Сборник документов и материалов. М., АПК и ПРО, 20
Заполнить форму текущей работой