Мастерская по теме: «Явление электромагнитной индукции» (11 класс)
VI. Работа в парах, а затем в четверках. В процессе этой работы учащиеся сопоставляют их продукты с тем, что сделали одноклассники. Вырабатывается общее решение. IX. Учитель дает учащимся новое задание: сконструировать рассказ о явлении электромагнитной индукции. В помощь учащимся предлагается соответствующая схема: Партнеры по парте называют друг другу сущность перечисленных понятий… Читать ещё >
Мастерская по теме: «Явление электромагнитной индукции» (11 класс) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Разработчики: Л. П. Губич, Н. А. Русак.
Цель мастерской: усвоить понятие явления электромагнитной индукции.
Ход мастерской:
I. Учащиеся получают задание (внимательно рассмотрите список понятий): электрический ток, условия существования электрического тока, магнитное поле, магнитная индукция, электромагнитная индукция, условия возникновения магнитного поля, линии магнитной индукции, магнитный поток. Вспомните, что означают эти термины. Запишите в тетради, вопросы, которые у вас возникли. Что вы хотите выяснить (уточнить)?
II. Индивидуальная работа по выполнению задания.
Партнеры по парте называют друг другу сущность перечисленных понятий и формулируют общие вопросы. Формулировка групповых вопросов (от четверок).
Представители групп публично определяют понятия (по 1−2 на группу), называют проблемы, которые учитель записывает на доске. Фронтально формулируется главная проблема урока: понять сущность явления электромагнитной индукции. В тетрадях фиксируется соответствующее название темы.
V. Каждый из учащихся класса получает экспериментальное задание:
А. Получите электрический ток с помощью постоянного магнита, двух соединительных проводов, проволочной катушки и миллиамперметра.
Б. Выберите и запишите верное: «Для возникновения электрического тока в цепи необходимо:
- — перемещение магнита относительно катушки
- — перемещение катушки относительно постоянного магнита
- — наличие покоящегося относительно катушки магнита" совместное движение катушки и магнита
- — наличие магнита непринципиально
- — наличие миллиамперметра непринципиально
В. Объясните наблюдаемое явление. Противоречит ли оно ранее полученным знаниям?
Г. Запишите вопросы, которые у вас возникли.
VI. Работа в парах, а затем в четверках. В процессе этой работы учащиеся сопоставляют их продукты с тем, что сделали одноклассники. Вырабатывается общее решение.
VII. Афиширование. С докладами выступают представители групп. Учитель фиксирует на доске:
- 1) условия существования тока;
- 2) проблемы учащихся (они привыкли полагать, что для получения тока обязательно необходим источник в виде гальванического, фото-или термоэлемента).
VIII. Слово учителя о том, что сегодня ребята сами получили индукционный ток, который отличается от известного ранее постоянного электрического тока лишь происхождением и названием. Это также упорядоченное электрическим полем движение заряженных частиц (в данном случае электронов). Обращается внимание, что величина данного тока меняется со временем, что миллиамперметр является лишь индикатором тока. Далее учитель демонстрирует другой способ получения индукционного тока: с помощью двух рядом расположенных цепей, в одной из которых меняется сила тока, а значит и магнитное поле. Мастер поясняет, что выполненные сегодня опыты демонстрируют явление электромагнитной индукции.
IX. Учитель дает учащимся новое задание: сконструировать рассказ о явлении электромагнитной индукции. В помощь учащимся предлагается соответствующая схема:
- 1) признаки явления, по которым оно обнаруживается;
- 2) условия, при которых явление протекает;
- 3) связь с другими явлениями;
- 4) примеры применения.
X. Учащиеся записывают рассказ на бумаге.
XI. Работа в парах, уточнение, обогащение рассказов.
XII. Работа учащихся в квартетах, где сопоставляются рассказы и готовятся групповые афиши. В этих афишах с помощью рисунков фиксируются возможные способы получения индукционного тока.
Афиши вывешиваются. Учитель также демонстрирует свою работу. Все ходят. Изучают.
Организуется рефлексия: обсуждается процесс (этапы занятия), затруднения в деятельности и полученные результаты.
Полилог. Обсуждаются вопросы:
- 1) что целесообразно по этой теме взять в качестве домашнего задания;
- 2) если бы я был автором учебника физики, то следующий параграф я бы посвятил.
Учащиеся получают домашнее задание на всю тему: вопросы, творческие задания (по выбору), списки уровневых задач.