Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Исследование влияния Западной культуры на духовно-нравственное развитие молодого поколения России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В большей степени отрицательное, чем положительное влияние на художественный вкус россиян отмечают учителя (27%) (рисунок 5, Приложение 2), «россияне"-респонденты — 35% (рисунок 5, Приложение 3), эксперты — 58% (рисунок 5, Приложение 4). Ученики же отмечают больше положительное (37%), чем отрицательное влияние (9%) (рисунок 5, Приложение 2). Также различные мнения учеников и учителей по вопросу… Читать ещё >

Исследование влияния Западной культуры на духовно-нравственное развитие молодого поколения России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специфика влияния Западной культуры на систему ценностей россиян

Исследование данного вопроса осуществлялось в различных направлениях, обеспечивающих целостную картину:

  • 1. Анализ мнения экспертов (телефонное интернет-интервью — 130 экспертов (представители региональных властей, интеллектуальной и медиаэлиты)), 2001 год
  • 2. Анализ интеренет-исследования жителей России (опрошены 29 областей, краев, республик России; 1500 респондентов), 2001 год
  • 3. Анализ мнения педагогов школы (18 человек), 2009 год
  • 4. Анализ мнения учащихся 9−11 классов (64 человека), 2009 год

Методы исследования, применяемые с целью изучения поставленной проблемы: анкета (Приложение 1), количественный, качественный анализ результатов диагностики.

В первом блоке анкеты рассматривались проявления влияния Западной культуры (ЗК) на развитие частных форм социальной сферы общества: отношение россиян к важнейшим видам деятельности, составляющим компонентам системы ценностей. Так, было рассмотрено влияние Западной культуры, системы ценностей на: отношения между россиянами; отношение россиян к труду; отношение россиян к учебе; художественный вкус россиян; правовое самосознание; культуру половых отношений, семейные ценности.

Во втором блоке анкеты были поставлены вопросы, прямо связанные с отношением россиян к Западной культуре, ее влиянию: в целом влияние на россиян, значимость воздействия продуктов Западной ТВ индустрии, необходимость границы культур России и Запада. Важным выступает вопрос о том, кто же в большей степени влияет на развитие системы ценностей в России: Запад или сами россияне.

Соответственно, необходимо изучить данные исследования мнения учащихся и учителей школы по первому блоку вопросов анкеты в сравнительном анализе с данными анкетирования экспертов и россиян, полученных в результате интернет-опроса.

На вопрос о том, каким образом Западная культура влияет на отношения между людьми в России, наибольший процент учителей (64%) и учеников (58%) ответили о разнонаправленном влиянии: как положительном, так и отрицательном. При этом по процентному показателю на втором месте у учителей вывод об отрицательном влиянии (27%), а у учеников о том, что воздействия вообще не оказывается (25%). Результаты представлены на рисунке 1 в Приложении 2.

Данные анализа интернет-опроса ситуации в России показали, что наибольший процент россиян считают, что влияние в данном направлении оказывается отрицательное (45%), 21% россиян убеждены, что влияние оказывается, но разноплановое, как положительное, так и отрицательное. Данные графически представлены на рисунке 1 в Приложении 3. Подтверждает полученную картину мнение экспертов, которые в 40% отмечают наличие как положительного, так и отрицательного влияния ЗК на отношения между людьми в России, а в 35% - наличие отрицательного влияния (рисунок 1 в Приложении 4). Так, в данном вопросе наибольший процент респондентов учителей, «россиян» и экспертов указывают на разноплановое или отрицательное влияние ЗК на отношения между людьми в России. Т. е., в первую очередь, на его наличие.

Как ученики (49%), так и учителя (45%) в большинстве отмечают наличие разнонаправленного влияния на отношение россиян к труду (как положительное, так и отрицательное). Т. е. влияние оказывается. При этом значительный процент респондентов отметили, что воздействия нет: учителя — 36%, ученики — 28% (рисунок 2, Приложение 2).

Мнение опроса «россиян» разделилось примерно в равном соотношении: отрицательное влияние — 26%, положительное — 24%, т. е. в большей степени отрицательное (рисунок 2, Приложение 3). При этом мнение экспертов в данном вопросе отличается принципиально: положительно -45%, отрицательное — 18% (рисунок 2, Приложение 4).

В вопросе о влиянии ЗК на отношение россиян к учебе, знаниям также возникли разногласия во мнении учеников, учителей и позиции участников интернет-опроса. Наибольший процент учащихся (45%) и учителей (37%) отметили отсутствие значимого влияния ЗК в данной сфере (рисунок 3, Приложение 2), в то время, как респонденты интернет-опроса в 34% («россияне») (рисунок 3, Приложение 3) и 55% (эксперты) (рисунок 3, Приложение 4) отметили положительное влияние ЗК на отношение россиян к учебе. На втором месте мнение учеников и учителей о том, что влияние как положительное, так и отрицательное. Объясняется это системой образования, переходящей на западную модель.

В вопросе о влиянии на правовое сознание россиян наибольший процент учеников (49%) и учителей (73%) также отмечают разноплановое влияние: как положительное, так и отрицательное, т. е. влияние оказывается (рисунок 4, Приложение 2). Мнения «россиян» примерно в равной степени отражают положительное воздействие (26%) и отрицательное (20%) (рисунок 4, Приложение 3). При этом 73% экспертов уверены в том, что влияние ЗК на правовое сознание россиян положительное (рисунок 4, Приложение 4).

В большей степени отрицательное, чем положительное влияние на художественный вкус россиян отмечают учителя (27%) (рисунок 5, Приложение 2), «россияне"-респонденты — 35% (рисунок 5, Приложение 3), эксперты — 58% (рисунок 5, Приложение 4). Ученики же отмечают больше положительное (37%), чем отрицательное влияние (9%) (рисунок 5, Приложение 2). Также различные мнения учеников и учителей по вопросу влияния ЗК на культуру половых отношений, семейных ценностей, где, при соотнесении крайних позиций, учителя указывают на отрицательное влияние в 36%, положительное — в 9%; ученики: положительное — 19%, отрицательное — 12%, а в 26% они считают, что влияния не оказывается (рисунок 6, Приложение 2). Все эти проявления в ответах молодого поколения свидетельствуют о современной тенденции не отдавать отчета, не замечать влияния западной культуры, либо тенденции к приспособлению к чуждой культуре, восприятию ее как гармоничного направления развития общества.

В целом, при анализе прямого вопроса: под влиянием ЗК россияне становятся хуже или лучше, — была получена картина: наибольший процент учителей — 46% (рисунок 7, Приложение 2), респондентов- «россиян» — 48% (рисунок 6, Приложение 3), экспертов -33% (рисунок 6, Приложение 4) склоняется к мнению о том, что в целом россияне становятся хуже. Второй по численности ответ, что изменения не связаны с ЗК. И наименьший процент отвечающих во всех категориях респондентов отмечают, что россияне становятся лучше под влиянием ЗК.

Одним из значимых деструктивных социально-психологических факторов, влияющих на духовно-нравственное развитие россиян, является описанная выше массовая культура и СМИ (как частный вариант). Так, на вопрос о том, какой объем продуктов западной ТВ индустрии присутствует на рынке России, единогласно все категории респондентов ответили, что данных продуктов «много»: учителя — 82%, ученики — 65% (рисунок 8, Приложение 2), респонденты-«россияне» — 84% (рисунок 7, Приложение 3), эксперты — 82% (рисунок 7, Приложение 4). Т. е. представители молодого поколения все же допускают нормативность степени присутствия в СМИ продуктов ТВ индустрии Запада. Также поднимался вопрос о знаке влияния продуктов западной ТВ индустрии на культуру россиян. Респонденты-«россияне» в 73% отмечают отрицательное влияние, как и 36% учителей (0% - только положительное влияние). Однако как учителя (64%), так и ученики (79%) в наибольшей степени считают, что необходимо учитывать особенности и содержание каждого продукта (рисунок 9, Приложение 2).

Учитывая специфичность влияния ЗК на Россию, был предложен вопрос о том, какова должна быть воображаемая граница между культурами. Наибольший процент респондентов (рисунок 9, Приложение 3), учителей и учеников (рисунок 10, Приложение 2) отметили 2 варианта: никакой (34%, 45%, 34%) и «черта» (20%, 55%, 25%).

Соответственно встает вопрос о самобытности российской культуры. 50% респондентов (рисунок 10, Приложение 3), 30% экспертов (рисунок 10, Приложение 4), 82% учителей, 51% учеников (рисунок 11, Приложение 2) считают, что мы сами забываем свою культуру, не храним ее. 35% респондентов, 40% экспертов, 18% учителей, 49% учеников считают, что Запад усиливает свое влияние на Россию. Т. е. мнение неоднозначно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой