Вопрос 38. Проблемное обучение, его задачи и сущность.
Отличие проблемного обучения от традиционного
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся главным образом только факты, организует познавательную деятельность учащихся на самостоятельный анализ фактического материала в условиях возникшего познавательного интереса. На основе анализа… Читать ещё >
Вопрос 38. Проблемное обучение, его задачи и сущность. Отличие проблемного обучения от традиционного (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение проблемному обучению.
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.
Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям учебного заведения».
Т. В. Кудрявцев сущность проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач.
Не было единства и в вопросе, должна ли проблемная ситуация «создаваться» или естественно «вытекать» из самого характера материала. Большинство было за создание преподавателем проблемной ситуации. Однако были авторы, которые считали, что нет надобности искусственно создавать проблемные ситуации, так как реальными проблемами полна вся история развития научного знания.
Такие разногласия возникли потому, что есть явления, которые человечеству известны, назовем их объективно существующими знаниями об этих явлениях, научными знаниями, но есть и явления, о которых человечество еще ничего не знает. Важно помнить, что есть знания и субъективные, т. е. знания отдельного человека, они могут быть полными и неполными.
Проблемное обучение, как и любое другое обучение, может способствовать реализации двух задач:
- 1) сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков;
- 2) достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
Важно отметить еще одну из важных задач проблемного обучения — сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Основным отличием проблемного обучения от традиционного является характер организации учебного процесса. Суть этого отличия заключается в следующем:
- а) При традиционном обучении учитель сообщает факты, сам анализирует их и объясняет сущность новых понятий, сам формулирует определения новых теорем, правил, законов и т. д. Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя и усваивают новые знания путем запоминания, а новые действия — путем подражания действиям учителя.
- б) При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся главным образом только факты, организует познавательную деятельность учащихся на самостоятельный анализ фактического материала в условиях возникшего познавательного интереса. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют определения понятий, правил, теорем, законов и т. д.
Проблемное обучение в отличие от традиционного (сообщающего, повествующего, информирующего) постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления.