Западная Европа.
Сравнительная педагогика
Sacred Heart School — это школа, которая является классической английской школой… В школе очень жесткие нравы… Мне запомнился следующий случай: когда директор школы выходил из класса, он попросил детей выпрямить спину, сложить руки по швам и задрать голову и сидеть так до тех пор, пока они не получат указания от учителя данную позу поменять. Один мальчик не дождался выхода директора из аудитории… Читать ещё >
Западная Европа. Сравнительная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В учебных заведениях Западной Европы традиционно сильны тенденции гуманного воспитания. Так, во французской школе реализуется концепция «воспитание через искусство», которая преследует цель содействовать нравственно-духовному развитию школьников в условиях эмоциональной воспитательной атмосферы. Предлагается формировать на основе изучения произведений искусства критерии персонального нравственного поведения через импровизацию и самовыражение. Внедрение концепции происходит при преподавании учебных дисциплин, связанных с искусством: музыка, живопись, скульптура, архитектура, искусство кино, танца, театра и пр.
В странах Западной Европы немало учебных заведений, где существует атмосфера внимания и доброты к детям. Сошлемся в этой связи на свидетельство российской студентки, посетившей в январе 2016 г. одну такую школу в Англии:
«The Flitch Green. Эта школа — настоящая большая семья. То есть близки не только ученики с учителями, но и ученики разных групп, разных уровней. Я наблюдала такую картину: старшая девочка (5 уровень), которая была пашей сопровождающей, зайдя в младшую группу и предоставив нам время осмотреться, со всеми познакомиться, подошла к малышке, обняла ее и спросила про учебу, личные успехи»[1].
В школах Западной Европы при духовном и нравственном воспитании внедряется сексуальная тематика. В Германии вопросы полового воспитания включены в программы по биологии, социологии, немецкому языку, искусству, религии. Учебные заведения ФРГ руководствуются «Рекомендациями, но сексуальному воспитанию в школах всех типов» (1968), где предусмотрено формировать «гуманность сексуального поведения и приучать к ответственному половому поведению». Во Франции уже в начальной школе используется популярная литература по половому воспитанию, например детская «Энциклопедия сексуальной жизни». В средней школе имеют хождение не менее 10 учебников, где даются сведения о гигиене половых отношений.
Стратегия гуманизации воспитания, однако, далека от систематического осуществления. «Утешающим обманом» называет английский ученый Дж. Холден утверждение, будто школа Великобритании добилась внушительных успехов в подобной стратегии. В школах немало педагогов, которые формально относятся к своим обязанностям духовного наставника. Многие преподаватели, отмечает Дж. Холден, напоминают иных тюремных священников: бормочут подопечным что-то благочестивое, хотя сами давно в это не верят.
Преподаватели английских школ вносят свою лепту в практику авторитарного воспитания. Учеников ставят в угол, заставляют многократно переписывать бессмыслицу, прибегают к телесным наказаниям. Вот что увидела наша студентка, побывавшая в январе 2016 г. в одной из школ Англии, где сохраняются консервативные традиции жесткого отношения к детям:
«Sacred Heart School — это школа, которая является классической английской школой… В школе очень жесткие нравы… Мне запомнился следующий случай: когда директор школы выходил из класса, он попросил детей выпрямить спину, сложить руки по швам и задрать голову и сидеть так до тех пор, пока они не получат указания от учителя данную позу поменять. Один мальчик не дождался выхода директора из аудитории и раньше времени поднялся, за что директор его очень серьезно отчитал»[2].
Во Франции вопреки закону, не допускающему любое насилие в отношении учащихся, администрация учебных заведений нередко видит в наказаниях едва ли не единственный способ воспитания. Как следует из опросов, 73% учителей французских начальных школ, наказывая, задерживают учеников после уроков, 50% — ставят школьников в угол, 44% — занимаются рукоприкладством. Опрошенные признаются, что нередко снижают оценки при нарушении учениками дисциплины[3].
Среди учащейся молодежи сильны настроения конформизма, социальной апатии.
Школьники, сталкиваясь с жестокостью и бездуховностью окружающего мира, испытывают серьезный нравственный кризис. О таком кризисе говорят, например, стихи 15-летней французской девочки:
…Я прохожу посреди шума и спешащих людей.
Все они заключенные —.
Рабы привычек, родителей, жен и мужей, Рабы золота.
Я зову этих людей жить иначе — не быть равнодушными, Нс замыкаться в своем маленьком мире.
Зову их попять других, не проходить мимо умирающего на тротуаре.
Я зову их… Но не похожа ли я сама на этих людей?![4]
Некоторые европейские педагоги, социологи, психологи объясняют пессимизм молодых естественным равнодушием к миру взрослых. Вряд ли можно признать подобное объяснение исчерпывающим. На взгляды молодых влияет отнюдь не радужное ожидание многочисленных проблем взрослой жизни, одна из которых — безработица.
- [1] Знакомство с системой образования Великобритании. URL: http://Mnry.p (j)/novosti/znakomstvo-s-sistemoy-obrazovanii-velikobritanii/.
- [2] Знакомство с системой образования Великобритании. URL: http://Miiry.p
- [3] Джуринский А. II. Сравнительное образование. Вызовы XXI века.
- [4] Джуржский А. II. Школа Франции: пора перемен.