Проблема ключевых компетенций будущих учителей
Согласно Л. Г. Паршиной, к базовым компетенциям студентов педвуза, отражающим специфику профессионально-педагогической деятельности будущего учителя, относятся профессиональная, психолого-педагогическая, информационная, общекультурная. Компетенции студентов педвуза выражаются в готовности и способности целесообразно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность, организованно… Читать ещё >
Проблема ключевых компетенций будущих учителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Аннотация. В статье даётся определение понятию ключевые компетенции будущих учителей, раскрываются ключевые компетенции будущих учителей, их показатели и функции.
Ключевые слова: ключевые компетенции, ключевые компетенции будущих учителей.
В настоящее время компетентностный подход представляет собой важное направление научных исследований в отечественной педагогической науке. В педагогическом образовании существенным является не просто передача знаний, умений, развитие профессиональных навыков, но и формирование базисных ключевых компетенций. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы профессиональной подготовки учителей, а именно формирование у них ключевых компетенций.
Ключевые компетенции — это личные цели студента (педагога), личные смыслы его образования (профессиональной деятельности) [2,с.30].
Согласно Л. Г. Паршиной, к базовым компетенциям студентов педвуза, отражающим специфику профессионально-педагогической деятельности будущего учителя, относятся профессиональная, психолого-педагогическая, информационная, общекультурная [3]. Компетенции студентов педвуза выражаются в готовности и способности целесообразно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность, организованно и самостоятельно решать профессиональные задачи и проблемы, а также самооценивать результаты деятельности [4].
М. Бобиенко предлагает следующий перечень ключевых компетенций специалиста в условиях глобализации экономики:
Информационная компетенция:
интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
использовать и обрабатывать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации;
представлять имеющуюся информацию в ее различных формах и на различных носителях, в соответствии с запросом потребителя информации (в том числе — в виде таблиц, графиков, диаграмм и т. д.).
Социально-коммуникативная компетенция:
соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп;
привлекать других людей и социальные институты к решению поставленных задач;
продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу;
грамотно оформлять необходимые в профессиональной и обыденной жизни документы;
представлять и цивилизованно отстаивать собственную точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т. д.) других людей.
Компетенция в решении проблем:
формулировать и анализировать проблемы;
преобразовывать проблемы в задачи (осуществлять поиск недостающих данных и т. д.),.
ставить реальные и диагностичные цели;
определять стратегию решения проблемы;
анализировать ресурсы и риски;
планировать и организовывать свою деятельность;
контролировать и рефлексировать результаты решения проблем.
Способность к эффективному поведению на рынке труда:
навык поиска работы;
умение заключать контракт с работодателем;
умение анализировать ситуацию на рынке труда;
умение планировать и строить свою профессиональную карьеру;
умение адаптироваться на новом рабочем месте.
Предпринимательская компетенция (способность к самозанятости):
способность к самозанятости (открытие собственного дела);
умение анализировать рыночные возможности предприятия;
умение освоения основных экономических ролей;
адекватная оценка своих предпринимательских способностей и задатков.
Способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию:
выявлять пробелы в своих знаниях и умениях;
грамотно формулировать образовательные и информационные запросы;
оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности;
осуществлять информационный поиск с использованием различных средств;
извлекать информацию из источников разных видов, представленных на разнообразных носителях [1].
На основе анализа научных источников можно заключить, что не существует общепринятого понятия «ключевые компетенции будущих учителей». Определяя данное понятие, мы опираемся на точку зрения С. Е. Шишова, который считает, что компетенция — общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность [5, с. 60].
Итак, под ключевыми компетенциями будущих учителей мы понимаем приобретенные в образовательном процессе вуза профессионально-педагогические знания, умения, навыки и личностные качества будущего учителя, необходимые для его успешной профессиональной адаптации и самореализации, обеспечивающие готовность к педагогической деятельности.
Опираясь на исследования разных авторов, перечислим ключевые компетенции будущих учителей:
Профессионально-педагогическая компетенция (характеризует способность студента выполнять профессиональную деятельность ответственно и самостоятельно, применяя полученные теоретические знания и развивая имеющиеся практические умения);
Коммуникативная компетенция (характеризует способность студента проявлять коммуникативные умения и навыки в общении с учениками; владеть методами предупреждения и конструктивного решения конфликтов, возникающих в образовательном процессе);
Общекультурная компетенция (характеризует способность студента осуществлять профессиональную деятельность, опираясь на знания педагогического этикета, культуры поведения; владеть высоким уровнем сформированности педагогической культуры);
Информационная компетенция (характеризует способность студента находить необходимую для обучения и профессионально-значимую информацию; пользоваться информационными технологиями и использовать их в педагогическом процессе).
Проанализировав ключевые компетенции будущих учителей, необходимые как для успешной профессиональной адаптации, так и для осуществления профессиональной деятельности, выделим показатели их сформированности.
компетенция учитель профессиональный коммуникативный Таблица 1.
Показатели сформированности ключевых компетенций будущих учителей.
Виды ключевых компетенций. | Показатели компетенций будущих учителей. |
Профессионально-педагогическая компетенция. | Владеет методикой преподавания; знает психологические особенности детей разного возраста, теорию обучения и воспитания; знает технологии обучения и воспитания и использует эти знания в педагогической деятельности; проявляет инициативу и творчество в разработке конспектов уроков, классных часов и др.; использует приёмы педагогической поддержки в преподавании; создаёт ситуации успеха для учащихся; опирается в профессиональной деятельности на принцип сотрудничества; создаёт условия для личностной самореализации учащихся на уроках; проявляет ответственность и дисциплинированность в работе. |
Коммуникативная компетенция. | Имеет собственную точку зрения и умеет её обосновывать; воспринимает критику; проявляет доброжелательность в общении с учениками, родителями, коллегами; умеет заинтересовать учащихся своим предметом; владеет навыками культуры общения; умеет предупреждать и разрешать конфликты; использует в педагогической деятельности приёмы этической защиты. |
Общекультурная компетенция. | Проявляет ценностное отношение к детству, к прекрасному, ценностное самоотношение; владеет высоким уровнем педагогической культуры; проявляет толерантность и эмпатию, уважение прав и свобод детей; соблюдает этические нормы и педагогический такт; опирается на принципы гуманизма и культуросообразности в педагогической деятельности; знает и владеет педагогическим этикетом. |
Информационная компетенция. | Самостоятельно добывает необходимую для обучения и профессионально важную информацию; использует информационные технологии в преподавании (Интернет, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, электронные учебники); внедряет инновационные методы обучения и контроля знаний учащихся. |
Определим функции ключевых компетенций будущих учителей: развития — содействует раскрытию потенциальных творческих способностей студентов в процессе обучения в педагогическом вузе; социализации — способствует усвоению и активному воспроизводству социокультурного опыта; оценки — содействует осознанию студентами своей компетенции и необходимости ее развития в процессе обучения в педагогическом вузе;
воспитания — формирует в будущем учителе культуросообразные представления о социально-нравственных нормах, ценностях, идеалах и стандартах профессионального поведения.
Формирование ключевых компетенций будущих учителей является важной научно-теоретической и практической проблемой. Думается, что в основе ее решения должны стать: разработка ключевых компетенций будущих учителей, их критериев и показателей; разработка компетенций по каждой учебной дисциплине, а также методов и средств их формирования.
Бобиенко, О. М. Ключевые компетенции специалиста в условиях глобализации экономики. Сайт «Академия управления «ТИСБИ» «[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2006/issue4/Obraz1.html.
Бондаревская, Е.В., Кульневич, С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич // Педагогика.-2004.-№ 10.-С.23−31.
Паршина, Л. Г. Педагогические условия формирования компетенций студентов педвуза в процессе освоения мультимедиа: дис. …канд. педагог. наук: 13.00.01 / Л. Г. Паршина; [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева]. — Саранск, 2008. 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 08−13/66.
Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
Шишов, С.Е., Агапов, И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании.-2002.-№ 2.-С. 58−62.