Общие представления психологии ранней юности
Период юности — это период самоопределения. Самоопределение — социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое — составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: «кем быть… Читать ещё >
Общие представления психологии ранней юности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Юность — период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.
Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Складываются относительно устойчивые представления о себе, как целостной личности, отличной от других людей.
Особенности психического развития в юношеском возрасте во многом связан со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение [53, с.170].
Центральный психологический процесс юношеского возраста — развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными приступами и образом собственного «Я» [22]. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении, одновременно повышая его избирательность, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, для того чтобы услышать свой внутренний голос.
Подростковый возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане ориентации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте тесно связано с формированием такого психологического качества, как образ «Я».
Период юности — это период самоопределения. Самоопределение — социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое — составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: «кем быть?» (профессиональное самоопределение) и «каким быть?» (личностное самоопределение), с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план. Жизненный план — это план потенциально возможных действий. Он охватывает всю сферу личного самоопределения — моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний.
В содержании планов, как отмечает И. С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек — недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной (и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом), или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределенностью.
Юность — это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки [8, с.34]. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Э. Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления [6, с.57]. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
- 1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
- 2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
- 3. размывание продуктивных творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
- 4. формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.
Джеймс Марша выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека:
- 1. «Неопределенная, размытая идентичность» (индивид не выработал еще четких убеждений, не выбрал профессию и не столкнулся с кризисом идентичности).
- 2. «Досрочная, преждевременная идентификация» (индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а на основе чуждых мнений, следуя чужому примеру или авторитету).
- 3. Этапа «моратория» (индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая свой единственный вариант развития).
- 4. «Зрелой идентичности» (кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
Статусы идентичности — это как бы и этапы развития личности, и вместе с тем — типологические понятия. Первые два статуса свойственны экстерналам, а два последних — интерналам. Самый высокий уровень морального сознания характеризует людей, находящихся в стадии «моратория» или «зрелой идентичности».
Развитие всех компонентов самосознания приводит к формированию «Я — концепции».
«Я — концепция» — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознания, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе, которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я — концепция» — целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание); эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение, и т. д.; оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.
В психологии принято выделять две формы «Я — концепции» — реальную (представление личности о себе, о том, «какой я есть») и идеальную (представление личности о себе в соответствии с желаниями «каким бы я хотел быть»).
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Анализируя потенциальные возможности самореализации личности, Н. С. Пряжников предлагает семь типов ее самоопределения:
- 1. Работник находит смысл деятельности в качественном выполнении трудовых функций (например, при работе на конвейере).
- 2. Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает выполнение довольно многообразных функций (например, труд токаря). Трудовой пост характеризуется определенными правами и производственными заданиями.
- 3. Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и в этом смысле расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.
- 4. Самоопределение в конкретной профессии предполагает, что работник способен выполнять близкие смежные виды трудовой деятельности.
- 5. Следующий тип — жизненное самоопределение, к которому помимо профессиональной деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная безработица и др. Жизненное самоопределение предполагает не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и выбор стиля жизни и самого образа жизни. В этом случае профессия может стать средством реализации определенного образа жизни.
Более сложный тип — личностное самоопределение, рассматриваемое как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Человек не просто овладевает социальной ролью, а создает новые роли, окружающие люди говорят о нем не как о хорошем, враче, педагоге, а просто как об уважаемом человеке — уникальной и неповторимой личности.
Самый сложный тип — самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Здесь обязательно обнаруживается внутренняя активность, направленная на «продолжение себя в других людях», что в каком-то смысле позволяет говорить о социальном бессмертии человека.
В каждом из представленных типов самоопределения автор условно выделяет пять уровней самореализации человека (критерий выделения уровней — внутреннее принятие человеком данной деятельности и степень творческого отношения к ней):
- 1) агрессивное неприятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень);
- 2) стремление мирно избежать данной деятельности;
- 3) выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень);
- 4) стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы;
- 5) стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом (творческий уровень) [40,с. 20−24].
Таким образом, анализируя особенности юношеского возраста, мы пришли к следующему выводу:
Самоопределение — социальное, личностное, профессиональное, духовное — составляет основную задачу юношеского возраста.
Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме — и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватное — тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития.
Для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.