Влияние интернет-общения на речевое развитие младших школьников
В младшем школьном возрасте весьма существенным приобретением речевого развития является овладение письменной речью, «которая имеет большое значение для умственного развития ребенка». Процесс и продукт самостоятельной письменной речевой деятельности позволяет охарактеризовать школьника не только как субъекта этой деятельности, но и как личность. Работа над совершенствованием письменной речи… Читать ещё >
Влияние интернет-общения на речевое развитие младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В данной главе мы опишем особенности речевого развития младших школьников, сделаем обзор основных социальных сетей, установим, как общение в виртуальном пространстве влияет на речь учащихся.
Особенности речевого развития младших школьников
Известно, что одним из основных этапов интенсивного развития ребенка является младший школьный возраст, поскольку в этом возрасте формируются физиологические, психологические (активно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, формируется большой объём знаний и умений), социальные, личностные новообразования, а также совершенствуются умения согласовывать свои действия с участниками совместных игр, с опорой на общественные нормы поведения.
Ребёнок, как и любая языковая личность, живущая в обществе, входит во множество различных социальных групп, таких как семья, учебная группа, дружеская компания и т. д., где он выполняет определенную социальную роль, обладает неким статусом, который отражается как во внешнем поведении и в облике (одежде, речи), так во внутренней позиции, в ценностных ориентациях. Также социальная роль определяется как нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение. Важными критериями роли являются ролевое поведение, действие в роли, коммуникация, согласие. Усваивая социальные роли, ребёнок усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Но поскольку в реальной жизни человек включён во многие виды деятельности и отношения, исполняет разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в механизме, позволяющем человеку сохранить целостность своего «Я». Выделяют шесть видов социального взаимодействия реб? нка 7—11 лет: семейно-родственное, демографическое, нормативноправовое, образовательное, экономическое, политическое [Кожеко 2013: 55]. Каждая из перечисленных сфер содержит набор ролей, характерных для детей младшего школьного возраста. У каждого вида роли свой тип реализации социальных отношений. Каждая роль требует особой манеры поведения, в том числе и речевого.
Уже к концу дошкольного возраста ребенок, наряду со сложными предметными действиями, овладевает самым важным для его психического развития средством-языком и способностью общаться с другими людьми в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С. Ф. Сохнин сформулировал важнейшее для этой проблемы положение о внутренних механизмах самого развития. «Овладение языком характеризуется не просто подражанием, воспроизведением образцов речи взрослых на основе подражания и интуитивного (неосознанного) усвоения языковых средств и норм, но, прежде всего, развитием языковых обобщений (подражание здесь может быть только исходным и переходящим моментом) и элементарного осознания языковых явлений» (С. Ф. Сохнин) [Львов, Горецкий, Сосновская 2000: 80].
Говоря о коммуникативном развитии младшего школьника и, прежде всего, о продуктивной стороне этого процесса, следует заметить, что в ходе школьного обучения его устные высказывания становятся все более полными, связанными содержательными. В высказываниях учеников младших классов еще могут отражаться не самые существенные признаки предметов, явлений. Связи между явлениями в речи детей 7−10 лет раскрываются недостаточно полно. Очень часто, как бы пытаясь угадать правильный ответ, младшие школьники не выражают личностного отношения к высказываемым мыслям. Важнейшим психологическим новообразованием этого возраста следует считать овладение основами построения теоретических понятий и готовность ребенка к теоретическим обобщениям. Однако в высказываниях младшие школьники все-таки предпочитают конкретные суждения теоретическим, абстрактным рассуждениям. Они с большой готовностью описывают конкретные факты, чем устанавливают причинноследственные связи между ними. В начальной школе, давая устный ответ, ребенок, как правило, не следит сознательно за последовательностью своих мыслей, т. е. за логикой их изложения в своем высказывании [Одинцов 1980: 34].
Рассуждение младший школьник предпочтет заменить применением готового, известного правила. Процесс обучения в начальной школе стимулирует развитие способности ребенка выстраивать рассуждение, делать выводы, умозаключения, складывать планирующее мышление. «Развивающее обучение младшего школьника позволяет успешно формировать не только теоретическое мышление, но и рефлексию на способ речевой деятельности, в частности, рассуждение» (О. В. Зимняя). Письмо и чтение формируется в младшем школьном возрасте целенаправленно. В своей работе «Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников» исследователи В. Я. Ляудис и И. П. Негурэ показывают, что в письменных сочинениях младших школьников преобладают простые двусоставные предложения с однородными членами или простые распространенные предложения. Описывая картину или излагая услышанное сообщение, ребенок 8-ми лет использует не более 100 слов в 10 предложениях; средняя длина фразы составляет 6−7 слов [Щипицина 2006: 377−378].
Как правило, в младшем школьном возрасте ребенок не делает различия между письменной и устной речью. Его сочинения зачастую идентичны устным высказываниям Мысль, как правило, выражается неполно, ограниченной лексикой, речевыми и грамматическими ошибками, не говоря уже об орфографии. Логика повествования нарушена. Исследователи считают, что настоящий письменный текст может быть создан ребенком только при условии творческой задачи.
Основная цель обучения русскому языку в начальных классах — научить умению пользоваться языком в различных ситуациях общения. Школа должна обеспечить детей знаниями по русскому языку и научить применять их в речевой практике. Обучение языку, в процессе которого дети учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, влияет на общее развитие ребёнка, на успешное усвоение знаний по другим предметам [Евсеева 2012: 175−179].
Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого развития детей младшего школьного возраста. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой сферы, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые педагоги, родители учитывают в процессе целенаправленного речевого воспитания. В младшем школьном возрасте ребёнок усваивает речь в процессе общения. При этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи. С началом обучения в школе развитие речи ребёнка обуславливается двумя особенностями: вопервых, язык и система его средств становятся предметом специального обучения, вовторых, начинается освоение письменной речи и совершенствование монолога как основной её формы. На этом этапе требования к формам речи вообще к диалогу всё повышается [Иванов 2000: 23].
Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.
Участие в диалоге требует сложных умений:
- • слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;
- • формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;
- • менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
- • поддерживать определенный эмоциональный тон;
- • следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысли;
- • слушать свою речь, вносить соответствующие изменения и поправки
В младшем школьном возрасте весьма существенным приобретением речевого развития является овладение письменной речью, «которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» [http://www.wеbplаnеt.ru/nеws/intеrnеt/2005/2/24/сhаttеr.html: 128]. Процесс и продукт самостоятельной письменной речевой деятельности позволяет охарактеризовать школьника не только как субъекта этой деятельности, но и как личность. Работа над совершенствованием письменной речи учащихся представляет собой процесс, учитывающий существенные признаки конструирования текста обучаемыми, его трудности и недостатки, выявленные в ходе прослеживания закономерностей формирования текста. Этот процесс связан с реализацией определенных принципов, системой обучения. Являясь одной из важнейших психических функций, речь стимулирует общее развитие младших школьников, развивает их логическое и образное мышление, воображение, эмоции. Умение подмечать характерные особенности предметов и явлений формируется в процессе развития речи [Вежбицкая 1999: 89].
В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Письменная и устная формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) — в устной речи и краска (буквы) — в письменной речи. Письменная речь отличается от устной по строению и способу функционирования. Именно отвлеченность письменной речи представляет трудность для младшего школьника. Письменная речь, в отличие от устной, требует от учащихся большего контроля, чем устная, предъявляет к ним определенные требования (в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм). Письменная речь — речь подготовленная, поддающаяся исправлению, совершенствованию, ее развитие способствует повышению общей языковой и речевой культуры обучаемых. Формирование письменной речи у школьников как особой формы речи не только вооружает их новым средством обобщения и идеализации опыта, но и обусловливает перевод психических процессов у детей на более высокий уровень функционирования — осознанности и произвольности (Л.С.Выготский) [Горошко 2007: 87].
Одним из исследователей жанров детской речи является О. В. Кощеева, которая, наблюдая за речевым поведением детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, выяснила, что «становление речежанровой компетенции ребенка начинается с бессознательного овладения первичными, низшими по своей организации жанрами речи, составляющими основу бытового личностноориентированного общения» [Зенько 2008: 279−390]. Автор отмечает, что дискурс ребенка на ранних этапах развития коммуникативной сферы состоит из «нечетко оформленных, смешиваемых друг с другом жанров речи» [Политова 1984: 279]. По мнению О. В. Кощеевой, особенностью речежанрового портрета младшего школьника является множество факторов, и самым значимым представляется переход на новую ступень социального развития: во-первых, это появление новых речевых жанров, говорящих о более высоком уровне социального развития личности и расширении его контактов с обществом; во-вторых, изменение уже используемых на более ранних этапах развития речевых жанров, отображающих общий процесс развития ребенка. В связи с этим происходит появление новых жанров речи, например: анекдот, болтовня, беседа, разговор по телефону и др., и исчезают некоторые жанровые формы, такие как рассказфантазия, жанры игрового общения. О. В. Кощеева отмечает, что происходит усложнение и видоизменение структуры жанра.
Беседа — это один из самых частотных жанров речевого общения (60.
%), в котором, происходит:
- а) обмен мнениями по различным вопросам;
- б) обмен сведениями об индивидуальных интересах каждого из участников — для установления типа отношений;
- в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фатическое общение).
Следующий жанр детской речи — это рассказ, по частотности находится на второй позиции (13%). Как отмечают Л. К. Граудина и Е. Н. Ширяева, в данном жанре может реализоваться как кооперативная, так и некооперативная стратегия. По целям общения различают следующие виды разговора:
- а) информативный разговор;
- б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо);
- в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений.
Еще одним жанром, заслуживающим, на наш взгляд, внимания является рассказ-фантазия. Данный жанр больше присущ детям старшего дошкольного возраста, но и у детей младшего школьного возраста он достаточно распространен.
Одним из жанров, обладающих большой эмоциональностью, является анекдот. Детский анекдот — это короткий рассказ, принадлежащий юмористическому дискурс, главными героями которого выступают популярные герои сказок, мультфильмов или герои школьного фольклора, такие как Вовочка и Мариванна.
В связи с тем, что у ребенка в возрасте 6—7 лет появляются новые коммуникативные умения и навыки (такие как монологическая и диалогическая речь, умение выражать свои мысли письменно), в его обиходе появляются и новые жанры, такие как записка, дневник, анкета [Эко 1998: 74]. Возраст 6—7 лет характеризуется новообразованиями разного рода — физиологическими, психологическими, социальными, личностными. Речевое поведение претерпевает качественные и количественные изменения: складываются новые жанры речи в связи с переходом ребенка на новую ступень социального развития. В речевых высказываниях детей младшего школьного возраста повышается роль непрямой, косвенной коммуникации, что находит отражение в различных жанрах повседневного общения (просьбах, беседах, рассказах и др.), кроме того, с появлением такого умения, как письмо, появляются жанры письменной речи (анкета, записка, дневник).