Барьеры при внедрении в практику работы ОУ элементов зарубежных моделей самооценки
Федеральная модель самооценки, на наш взгляд, должна задавать универсальные (сравнимые) критерии оценки, которые будут детализироваться на региональном (муниципальном) и школьном уровнях. Бесспорно, что сравнение результатов, бенчмаркинг, способствует не только повышению их качества, но и помогает определить различия, сходство или уникальность отдельных образовательных систем. Конечно, каждая… Читать ещё >
Барьеры при внедрении в практику работы ОУ элементов зарубежных моделей самооценки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бесспорно, что диагностическая самооценка организации — это эффективный инструмент, прочно занимающий свое место среди современных подходов к управлению. Однако, необходимость обязательного проведения самооценки образовательных организаций на основе федеральной модели (логика построения «сверху-вниз») придает ей монополизированный характер и может привести к преобладанию внешней административной оценки. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10 декабря 2013 г. № 1324 уже заставил некоторые школы отказаться от используемых ими ранее моделей самооценки или дублировать отчет о самооценке по форме, установленной Министерством образования.
В проведенном нами анкетировании руководителей школ, попавших в выборку, был поставлен вопрос: «Считаете ли Вы внедрение федеральной методики самооценки дублированием отчетности? Почему?». Смысл ответов 65% директоров сводился к следующему: да, потому что иная структура отчета и логика его построения отнимает время и кадры.
Федеральная модель самооценки, на наш взгляд, должна задавать универсальные (сравнимые) критерии оценки, которые будут детализироваться на региональном (муниципальном) и школьном уровнях. Бесспорно, что сравнение результатов, бенчмаркинг, способствует не только повышению их качества, но и помогает определить различия, сходство или уникальность отдельных образовательных систем.
Механизм и критерии самооценки должны быть понятны и полезны для всех ее субъектов, «а значит должны быть созданы условия для их обсуждения, предоставлена возможность для собственного толкования критериев и высказывания альтернативных взглядов.
Вовлечение в процесс оценивания значительного количества участников приводит к формированию особой образовательной среды, в которой возникают партнерские взаимоотношения между учащимися, преподавателями, родителями, членами местного сообщества. Активизируется диалог между участниками обучения и заинтересованными лицами, в результате которого принимаются решения о введении инноваций в образовательный процесс, способствующих стимулированию социального развития в целом" [32, с. 5].
Делегирование полномочий «сверху-вниз» по определению модели, необходимых нормативных документов, критериев самооценки, методических материалов для ее проведения могло бы привести к появлению адаптированной модели самооценки в каждой школе. А детализированные критерии самооценки повысят степень надежности результатов самообследования ОУ.
Зависимость изменения в количестве показателей адаптированных моделей от уровней управления можно представить графически.
Рис. 1.
Конечно, каждая школа может дополнить федеральную модель самообследования собственными показателями и индикаторами, однако, проблема в том, что информация по результатам самообследования затребована «сверху», а значит не будет объективной ни изначально, ни особенно после того, как появятся на ее основе какие-нибудь решения «свыше». Это личная беда школы (А. Болотов).
Самообследование, как и любой инструмент оценки может исказить результаты деятельности школы, чтобы соответствовать критериям, по которым оно осуществляется, вместо того, чтобы использовать адаптированные под свое ОУ критерии.
Тито Конти в работе «Почему многие компании не полностью используется потенциал самооценки?» подчеркивал: «Сильные стороны освещаются намного лучше, чем слабые. Если существует система стимулирования и достижение определенных целей оценки связано с ней, то искажений не избежать» [16].
В случае диагностической самооценки основное внимание следует обращать на поиск причин недостатков и просчетов в работе. «Постоянно ищи причины проблем, чтобы постоянно улучшать все виды продуктов и услуг, а также другие виды деятельности предприятия!» (В.Э. Деминг). Руководство ОУ должно поверить, что ежегодная диагностическая самооценка необходима для поддержания жизнеспособности организации, в особенности для составления достоверных планов развития.