Задачи, методы и организация исследования
На третьем этапе анализировалась специфика саморазвитие преподавателей психологии. Устанавливалась взаимосвязь между уровнем саморазвитием и способностью к самообразованию. В качестве ведущих методов на этом этапе исследования выступили анализ, обобщение, сопоставление. Таким образом, актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая разработанность в отечественной психологической литературе… Читать ещё >
Задачи, методы и организация исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Потребности в самообразовании у каждого педагога свои, специфические, так как на них влияют различные факторы, а именно: структура личности, интересы, научная, психолого-педагогическая и специальная подготовка, общеобразовательный уровень; педагогический опыт, место и результаты работы, уровень развития и др.
В процессе нашего исследования было проведено изучение потребностей самообразования преподавателей психологии.
На наш взгляд, самообразование педагога будет эффективным, когда: реализуется потребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания и самоанализа, готов к изменениям, владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности.
Поэтому для изучения в рамках исследования были выбраны особенности личностного и профессионального саморазвития.
Цель исследования — раскрыть взаимосвязь процесса самообразования преподавателя психологии и реализации его потребностей в собственном саморазвитии.
Общая цель, в соответствии с предметом исследования, конкретизируется в следующей группе задач.
- 1. Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике, осуществить системный анализ объекта и предмета исследования.
- 2. Проанализировать исторические и теоретические предпосылки самообразования преподавателей психологии.
- 3. Выявить сущность и специфику профессионального саморазвития как важнейшего условия самообразования преподователя психологии.
Этапы исследования. В соответствии с целью исследования были определены следующие этапы.
На первом этапе разрабатывались исходные теоретические позиции, общий концептуальный подход к исследованию, определялась степень разработанности проблемы, гипотеза и логика исследования; подбиралась методика исследования. самообразование преподаватель психологический На втором этапе осуществлялся научный поиск и обоснование специфики профессионального самообразования преподавателя психологии, сбор эмпирического материала. В качестве основных методов на этом этапе выступили анкетирование.
На третьем этапе анализировалась специфика саморазвитие преподавателей психологии. Устанавливалась взаимосвязь между уровнем саморазвитием и способностью к самообразованию. В качестве ведущих методов на этом этапе исследования выступили анализ, обобщение, сопоставление.
Основные методы исследования. Выбор основных методов исследования был обусловлен особенностями изучения саморазвития преподавателей. Это побудило нас обратиться к следующим элементам: системного и структурно-функционального анализа, которые помогли выявить связи и зависимости, составляющие сущность саморазвития (И.В. Блауберг, Б.С. Гер-шунский, В. В. Краевский, Э.Г. Юдин); номотетического (обобщающего) метода, позволившего создать целостное представление о предмете исследования; моделирования и прогнозирования.
Сочетание различных методов (общих и частных) исследования позволило нам дополнять, контролировать, корректировать данные, полученные в процессе использования каждого метода. Комплекс методов исследования позволил получить достаточное количество достоверных данных, обеспечить их объективную оценку.
Для изучения особенностей личностного и профессионального саморазвития преподавателей психологии феврале — марте 2015 года на базе кафедре общей и клинической психологии, Гуманитарного факультета БГУ, было проведено экспериментальное исследование.
Для реализации поставленных целей и проверки выдвинутой гипотезы использовались: опросник «Способность к саморазвитию» И. В. Зверевой, тест «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т. М. Шамовой. Описание методики:
Методика «Способность к саморазвитию» И. В. Зверевой позволяет выявить способность преподавателя психологии к саморазвитию.
Стимульный материал опросника И. В. Зверевой, состоит из 15 утверждений. Испытуемым предлагается оценить данные утверждения, используя следующую шкалу:
- 5 — если данное утверждение полностью соответствует действительности;
- 4 — скорее соответствует, чем нет;
- 3 — и да, и нет;
- 2 — скорее нет;
- 1 — не соответствует.
Для интерпретации полученных результатов, необходимо сложить баллы оценки результатов. Трактовка осуществляется исходя из следующих показателей:
- 75−55 — активное развитие.
- 54−36 — отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
- 35−15 — остановившееся развитие.
Методика «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т. М. Шамовой позволяет определить уровень готовности к саморазвитию. Тест представляет собой ряд утверждений, разделенных на группы: препятствующие факторы и стимулирующие факторы. Процедура проведения методики: испытуемым предлагается оценить предложенные утверждения, заполняя специальную таблицу, по следующей шкале:
- 5 баллов — да (препятствует или стимулирует);
- 4 — скорее да, чем нет;
- 3- и да, и нет;
- 2 — скорее нет;
- 1 — нет.
Препятствующие и стимулирующие факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла.
В исследовании приняло участие 5 преподавателей психологии. Для удобства обсчета данное количество респондентов было принято за 100%.
Результаты, полученные с помощью опроса, позволили описать и социально-демографические характеристики респондентов. Одним из важных социально-демографических показателей является возраст опрошенных, который по нашему мнению находится в тесной взаимосвязи со способностью к саморазвитию.
Средний возраст опрошенных составил 26,3 года, из них в возрасте от 23 до 26 лет — 50%, от 27 до 30 — 30% и старше 30- 20%.
Принявшие участие в исследовании преподаватели имеют разный профессиональный стаж, который мы разделили на группы. Стаж профессиональной деятельности от 0 до 2 лет имеет 30% респондентов, стаж от 2 до 5 лет — 60%, свыше 5 лет стаж у 20% работников.
Таким образом, актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая разработанность в отечественной психологической литературе определили цель исследования как выявление особенностей личностного и профессионального саморазвития преподавателей психологии.
Самообразование становится частью профессионального саморазвития преподавателя вуза в той степени, в какой оно является объектом рефлексии (самоанализа и активного осмысления состояния и действий педагога). Чтобы самообразование было основой для эффективного труда и повышения качества образовательно-воспитательного процесса в высшей школе, педагогам необходима поддержка и содействие.