Педагогическая сущность и содержательные аспекты дидактической игры
В последнее десятилетие в педагогической литературе появилось много определений игры. Например, учёные П. И. Пидкасистый и Ж. С. Хайдаров давали ей такое определение: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он действительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат». По определению В. Н. Кругликова… Читать ещё >
Педагогическая сущность и содержательные аспекты дидактической игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В толковом словаре русского языка приводятся значение слова «играть» (игра — определяется, как «действие по глаголу играть»: «развлекаться, забавляться, проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нём».) [39].
В последнее десятилетие в педагогической литературе появилось много определений игры. Например, учёные П. И. Пидкасистый [40] и Ж. С. Хайдаров [50] давали ей такое определение: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он действительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».
У Г. К. Селевко определение игры таково: «Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [45].
В книге Д. Б. Эльконина «Психология игры» автор определяет игру так:
«Человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [57].
В теории Л. С. Выготского «ребёнок учится игре своего «Я», создавая фиктивные точки идентификации — центры «Я», а у Д. Б. Эльконина в игре ребёнок воссоздаёт социальные отношения между людьми [57].
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Игра созвучна социальной природе ребёнка. Д. Б. Эльконин писал о том, что у некоторой части педагогов существует тенденция универсализации значения игры для психического развития, ей приписываются самые разнообразные функции как чисто образовательные, так и воспитательные. Некоторые из них, вероятно, взаимно перекрывают друг друга в отношении влияния на психическое развитие. Тем не менее необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирование личности ребёнка, которые по преимуществу развиваются в игре инее могут развиваться или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности» [57].
По определению В. Н. Кругликова дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [22].
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой [41], Е. И. Радиной [5], Ф. Н. Блехер [5], Б. И. Хачапуридзе [52], 3.М.Богуславской [38], Е. Ф. Иваницкой [38], А. И. Сорокиной [38], Е. И. Удальцовой [38], В. Н. Аванесовой [5]. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.