Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методические рекомендации по коррекции зрительного восприятия у дошкольников с нарушением интеллекта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанные задания предлагаются обычно при фронтальной работе с группой в тех случаях, когда из данных диагностики следовало, что большинству детей требуется специальная помощь по развитию того или иного психического процесса или коррекция их недостатков. Наиболее часто в этом ключе использовали игры и упражнения для развития зрительного восприятия, пространственной ориентации и коррекции… Читать ещё >

Методические рекомендации по коррекции зрительного восприятия у дошкольников с нарушением интеллекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для интеграции детей с нарушением интеллекта в общество, в первую очередь — школьное, необходимо индивидуальное сопровождения детей в образовательном процессе. Чаще всего это осуществляется в специальных школах, но случается, что дети с нарушениями интеллекта проходят обучение в обычных школах, где педагогический состав, психологи, специалисты-логопеды и администрация должны быть готовы к занятиям с такими детьми.

Введение

индивидуального сопровождения в процессе дошкольного воспитания и образования детей с особенностями психического развития не противоречит Конвенции о правах ребенка и закону РФ «Об образовании». Дети с отставании в интеллектуальном развитии способны овладеть школьной программой, если им будут созданы адекватные условия обучения.

Однако, не менее важным для их обучения в школе является правильно организованная дошкольная подготовка. Эта подготовка должна включать в себя и медицинское сопровождение, и занятия в группах, обязательно включающее ролевые игры, и индивидуальные занятия со специально разработанными программами.

При составлении индивидуальной программы следует ориентироваться не только на возрастные нормы, но в большей степени — на уровень актуального развития ребенка.

Задачи индивидуального сопровождения:

Ч предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

Ч помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

Ч психологическое обеспечение образовательных программ;

Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению:

Ч Профилактика.

Ч Диагностика (индивидуальная и групповая).

Ч Консультирование (индивидуальное и групповое).

Ч Развивающая работа (индивидуальная и групповая).

Ч Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

Ч Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Ч Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Индивидуальное сопровождение развития и обучения детей разрабатывается совместно дефектологами, психологами, социальными педагогами, воспитателями на основании информационного запроса ориентировано на:

Ч осуществление комплекса мер, направленных на развитие и внедрение в практику работы современных методов и методик обучения дошкольников с отставанием в интеллектуальном развитии;

Ч разработку режима проведения индивидуальной коррекционной работы с детьми;

Ч оказание необходимой помощи родителям по воспитанию и обучению ребенка в семье;

Ч оказание необходимой психологической помощи педагогам, осуществляющим коррекционную и развивающую работу с детьми.

Перечисленные специалисты осуществляют дополнительный сбор информации для оформления документации по индивидуальному сопровождению обучения и коррекции развития.

Документы по индивидуальному сопровождению обучения и коррекции развития включают следующие блоки:

Ч информационный блок содержит данные о ребенке, родителях, месте проживания;

Ч социальный блок содержит данные о социальном положении семьи;

Ч медицинский блок включает в себя данные о состоянии соматического здоровья, нахождение на диспансерном учете у врачей специалистов и другую необходимую информацию;

Ч психологический блок содержит данные об уровне тревожности, психолого-педагогическую характеристику, оценку эмоционального состояния, результаты исследования эмоционально-волевой и поведенческой сферы, уровень актуального развития, выявление проблем, влияющих на развитие и, по необходимости, другие исследования;

Ч учебный блок отражает результаты обучения по основным и индивидуальным программам сопровождения;

Ч методологический блок определяющий уровень, виды и формы оказания коррекционной помощи учащемуся, контролирующий динамику развития.

На основании проводимых диагностических и социально-педагогических исследований разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения коррекции развития и обучения. Специалисты разрабатывают рекомендации будущим учителям-предметникам и воспитателям для работы с данным учеником, определяют комплекс мер по оказанию коррекционной помощи.

Однако, перед определением ребенка в школу необходимо как можно более полно подготовить его к вступлению в новую жизнь. Для этого в специализированных дошкольных учебных заведениях необходимо проводить соответствующие групповые и индивидуальные занятия с детьми, с нарушениями интеллекта.

Для систематизации такой работы на каждого ребенка должна ежегодно составляться педагогическая характеристика, являющаяся сводкой фактических данных, полученных разными методами в порядке принятой программы. После чего — резюме об уровне готовности, о направлениях индивидуального подхода.

Кроме педагогической характеристики на каждого ребенка заводится Журнал коррекционной работы, где отражаются результаты выполнения учебно — диагностических работ. Педагогическое тестирование проводится 1 раз в месяц. 1 уровень — умением овладел, 2 уровень — в основном овладел, 3 уровень — частично овладел, 4 уровень — не овладел. В ряде работ указывается количество допущенных ошибок и подчеркиваются характерные. Целесообразно отмечать время, которое потребовалось для выполнения задания.

Для работников коррекционных дошкольных учреждений и родителей разработаны методические рекомендации по применению специальных коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие зрительного восприятия детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта и созданию условий для формирования и развития зрительного восприятия умственно отсталых школьников.

Дефектологам, воспитателям и родителям необходимо постоянно, как в учебное, так и во внеурочное время, использовать специальные коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию зрительного восприятия детей с нарушениями интеллекта в индивидуальной и групповой работе.

Для отслеживания динамики уровня развития зрительного восприятия, необходимо проводить периодическую диагностику. Время проведения обследования не должно превышать 40 минут. Следует проводить индивидуальные обследования и тестирование (можно в группах из 2−5 детей).

Частота обращения к тому или иному виду заданий диктуется типичными для группы (или одного ребенка, если это индивидуальное занятие) трудностями и индивидуальными потребностями детей.

Для проявления у ребенка самостоятельности во время проведения игр и упражнений необходимо дать возможность выбора того или иного коррекционного материала.

Для усидчивости детей следует применять наиболее действенные приемы (игровой тренинг, сюрпризные моменты, элементы соревнования, физминутки, поощрения детей и т. д.).

Эффективность применения комплекса специальных коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта будет особенно высокой, если взрослый будет учитывать актуальный уровень развития и потенциальные возможности всех и каждого из участников группы.

Оптимально, если реализация комплекса специальных коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта будет проводиться одновременно психологом, дефектологом, логопедом, воспитателями и родителями.

Коррекционно-педагогические требования к демонстрационному и раздаточному материалу:

  • — Предъявленный материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений на карточках, листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме.
  • — Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми объектами на черном фоне. Лучше воспринимают силуэтные фигуры, нежели контурные
  • — При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов.
  • — Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.
  • — Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально — 20−30 см. картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.
  • — Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.
  • — Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный фон (желательно зеленый) и светлый объект, а для дальнозорких — наоборот. Объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей. Необходимо иметь два мольберта для рассматривания на уровне глаз: один — для рассматривания сидя, другой — стоя.
  • — Цветовую гамму желательно использовать в желтых, красных, оранжевых и зеленых тонах.
  • — Во время занятий традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.

Основной целью комплекса коррекционно-развивающих игр и упражнений является развитие («доведение») до уровня потенциальных возможностей всех и каждого из детей группы посредством использования специально разработанных коррекционно-развивающих заданий двух.

Разработанные задания предлагаются обычно при фронтальной работе с группой в тех случаях, когда из данных диагностики следовало, что большинству детей требуется специальная помощь по развитию того или иного психического процесса или коррекция их недостатков. Наиболее часто в этом ключе использовали игры и упражнения для развития зрительного восприятия, пространственной ориентации и коррекции их недостатков или развития и совершенствования тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, зрительно-двигательной координации.

Задания выполняются и в первой половине дня, которая выделена для познавательных и обучающих занятий, и во второй, отведенной для индивидуальных занятий с логопедом, психологом, с родителями.

Комплекс игр и упражнений составляется в определенной последовательности: первоочередное развитие тех процессов, которые являются базовыми для других, и постепенное увеличение нагрузки на психические процессы в результате усложнения заданий. Игры, задания и упражнения для уроков подобраны из различных источников и разработаны самостоятельно с использованием принципов, методов и приемов традиционной системы обучения с элементами метода М. Монтессори использовались методы и приемы развивающего обучения, игровых технологий. Главный принцип обучения и развития — принцип коррекционно-развивающей направленности.

Комплекс представлен в приложении.

1. Игры на формирование у детей целостного образа предмета:

В них формируется целостный образ предмета, ребенок учитывает пространственное расположение деталей и их соотношение с другими частями целого.

  • 2. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия:
    • · Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.
    • · Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.
    • · Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.
    • · Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других.
    • · Поиск отличий в сходных изображениях.
    • · Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.
  • 3. Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти
  • · Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям.
  • · Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.
  • · Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других.
  • · Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта.
  • · Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.
  • · Срисовывание по образцу фигуру или букву;
  • · Складывание из палочек фигуру (по образцу);
  • · Дополнение недостающего элемента фигуры или буквы;
  • · Соотнесение буквы с предметами (по представлению) (О — обруч, З — змея);
  • · Реконструирование буквы, добавляя элемент (например, из АЛ -Д).
  • 4. Игры на развитие оперативной памяти
  • · Игра «Чего не стало?» (из 3−4 картинок). Перед ребенком размещают картинки (предметы) он должен запомнить их, затем взрослый что-то убирает, а ребенок, повернувшись, угадывает предмет.
  • · Запоминание и отбор картинок среди других (также с буквами, цифрами, фигурами);
  • · «Что изменилось?» (запоминание расположения).
  • · «Эхо» Крикните ребенку сначала одно слово, потом два, три (до шести). «Эхо» их повторяет.
  • · Игра «Фотоаппараты». Детям на секунду показывается карточка с любым изображением. Дети должны ее «сфотографировать», т. е. как можно подробнее описать изображение.
  • · Игра «Опиши соседа». Детям предлагается внимательно рассмотреть своего соседа, а затем с закрытыми глазами припомнить и описать его внешний вид.

Постепенно вводятся упражнения, развивающие произвольное внимание при выполнении которых дети учатся удерживать внимание волевым усилием на задании важном, хотя и не слишком занимательном. Помимо способности к концентрации внимания развивали умение быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

В задачах на концентрацию внимания детей учат произвольно сосредотачиваться на зрительных, слуховых впечатлениях и даже на внутренних ощущениях (дыхание, биение пульса и т. п).

· Игра «Волшебный круг».

Цель: Развивать навык сосредоточения.

Предлагаем детям направить лучик своего внимания на нарисованную круге звездочку (постарайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку…) и удерживаем их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд), затем переводим «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик…, затем на палочку…, наконец, в точку.

· Игра «Угадай!».

Дети рассматривают и запоминают пять фигур одного размера. Фигуры закрываются. Учитель описывает одну из них и предлагает ребенку вновь рассмотреть фигуры и выбрать соответствующую описанию.

· «Разложи карточки».

У каждого ребенка набор карточек с различными изображениями, в т. ч. — цифрами и буквами. Подобные карточки имеются и у педагога, он выставляет их на наборном полотне. Дети рассматривают карточки, их расположение, запоминают и воспроизводят.

«День и ночь».

На доске 8−10 картинок.

Ночь! Дети закрывают глаза. Педагог переворачивает две картинки.

День! — дети открывают глаза.

Дети называют перевернутые картинки.

· «Запомни точки».

Вывешиваются плакаты и предлагаются задания: внимательно рассмотреть и запомнить расположение точек. Затем эти плакаты убираются, и дети по памяти воспроизводят увиденное.

5. Игры на смысловое соотнесение.

Этот способ заключается в становлении связи между словом и картинкой.

Упражнение 1.

Детям предъявляются 4 картинки для запоминания. Одновременно зачитываются 4 слова, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Предлагается назвать слова к вновь показанным картинкам.

Упражнение 2.

Детям предлагается из разложенных перед ним картинок найти такую, которая помогла бы ему запомнить данное слово.

Игра «Зеркало».

Ведущий стоит в центре полукруга детей. Он демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним.

Важным способом логического запоминания является классификация. Начинают работу с самых простых игр на группировку однородных предметов, знакомят с обобщенным названием групп. Например, игры «Чудесный мешочек», «Кто в домике живет», «Нам прислали подарки», «Поможем кукле», «Кто соберет скорее», «Разведчики».

После этого как дети научатся осуществлять практическое действие отнесения и группировки, им предлагают словесные игры: «назови, что знаешь», «Продолжай», «Кто больше назовет», «назови одним словом».

Дети учатся группировать предметы, анализируя их признаки. Операции обобщения и обозначения проводились с играх: «Четвертый лишний», «Найди что подходит», «Лото», «Не зевай».

  • 6. Игры на классификацию предметов.
  • · «Игра с обручами».

Расположить предметы (или фигуры) так, чтобы все округлые фигуры оказались внутри обруча.

· «Игра с двумя обручами».

Разложить карточки так, чтобы в ругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обруче из прерывистой линии — все маленькие животные.

· Игра «Раздели на группы».

Разделить фигуры на группы (по форме, размеру, цвету).

Внимание! Розыск!

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, далее идет описание одежды. Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.

Какое что бывает?

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. Примеры:?

  • — Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб.
  • — Что бывает длинным?(коротким)?
  • — Что бывает широким (узким)?
  • — Что бывает круглым (квадратным)?
  • — В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т. д.

«Скамейки».

Работу по развитию зрительного восприятия осуществляли в тесной связи с родителями детей. На родительских собраниях для родителей были проведены следующие тематические беседы:

  • 1. Особенности восприятия дошкольников 6−7 лет и его роль в воспитательной и познавательной деятельности.
  • 2. Совместная работа педагогов и родителей по развитию восприятия у детей.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что формирование качеств зрительного восприятия — это не только накопление в памяти ребенка различных образов — эталонов, признаков, структур и т. д. Все качества зрительного восприятия в той или иной мере обусловлены уровнем развития внимания, памяти, мышления и речи. Предметность и избирательность восприятия связаны с уровнем внимания, способностью ребенка выделить из окружающего нужный предмет, изображение, рассмотреть его детали. Восприятие и память неразрывно связаны, т.к. зрительные образы формируются, опознаются, сохраняются на разных уровнях памяти. Зависимость восприятия от мышления имеет место уже на этапе формирования образа, включающем различение и интегрирование признаков объектов. Сличение зрительных образов с хранящимися в памяти эталонами, идентификация и категоризация — мыслительные операции. Процесс восприятия идет от элементарного анализа сенсорных данных к формированию обобщенных образов.

Вовлечение в процесс восприятия детей с нарушением интеллекта таких мыслительных операций (анализсинтез, сравнение, обобщение), которые не всегда присутствуют в нормальном акте восприятия, требуется для компенсации нарушений осмысленности и обобщенности.

Формирование качеств восприятия в единстве с развитием речи необходимо для становления взаимоотношений образных и словесно — мыслительных систем психики ребенка.

Развитие качеств зрительного восприятия в процессе перцептивного обучения детей с нарушением интеллекта значительно облегчает и расширяет возможности познания ими внешнего мира.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой