Методические рекомендации по коррекции зрительного восприятия у дошкольников с нарушением интеллекта
Разработанные задания предлагаются обычно при фронтальной работе с группой в тех случаях, когда из данных диагностики следовало, что большинству детей требуется специальная помощь по развитию того или иного психического процесса или коррекция их недостатков. Наиболее часто в этом ключе использовали игры и упражнения для развития зрительного восприятия, пространственной ориентации и коррекции… Читать ещё >
Методические рекомендации по коррекции зрительного восприятия у дошкольников с нарушением интеллекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для интеграции детей с нарушением интеллекта в общество, в первую очередь — школьное, необходимо индивидуальное сопровождения детей в образовательном процессе. Чаще всего это осуществляется в специальных школах, но случается, что дети с нарушениями интеллекта проходят обучение в обычных школах, где педагогический состав, психологи, специалисты-логопеды и администрация должны быть готовы к занятиям с такими детьми.
Введение
индивидуального сопровождения в процессе дошкольного воспитания и образования детей с особенностями психического развития не противоречит Конвенции о правах ребенка и закону РФ «Об образовании». Дети с отставании в интеллектуальном развитии способны овладеть школьной программой, если им будут созданы адекватные условия обучения.
Однако, не менее важным для их обучения в школе является правильно организованная дошкольная подготовка. Эта подготовка должна включать в себя и медицинское сопровождение, и занятия в группах, обязательно включающее ролевые игры, и индивидуальные занятия со специально разработанными программами.
При составлении индивидуальной программы следует ориентироваться не только на возрастные нормы, но в большей степени — на уровень актуального развития ребенка.
Задачи индивидуального сопровождения:
Ч предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
Ч помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
Ч психологическое обеспечение образовательных программ;
Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению:
Ч Профилактика.
Ч Диагностика (индивидуальная и групповая).
Ч Консультирование (индивидуальное и групповое).
Ч Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
Ч Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
Ч Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Ч Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Индивидуальное сопровождение развития и обучения детей разрабатывается совместно дефектологами, психологами, социальными педагогами, воспитателями на основании информационного запроса ориентировано на:
Ч осуществление комплекса мер, направленных на развитие и внедрение в практику работы современных методов и методик обучения дошкольников с отставанием в интеллектуальном развитии;
Ч разработку режима проведения индивидуальной коррекционной работы с детьми;
Ч оказание необходимой помощи родителям по воспитанию и обучению ребенка в семье;
Ч оказание необходимой психологической помощи педагогам, осуществляющим коррекционную и развивающую работу с детьми.
Перечисленные специалисты осуществляют дополнительный сбор информации для оформления документации по индивидуальному сопровождению обучения и коррекции развития.
Документы по индивидуальному сопровождению обучения и коррекции развития включают следующие блоки:
Ч информационный блок содержит данные о ребенке, родителях, месте проживания;
Ч социальный блок содержит данные о социальном положении семьи;
Ч медицинский блок включает в себя данные о состоянии соматического здоровья, нахождение на диспансерном учете у врачей специалистов и другую необходимую информацию;
Ч психологический блок содержит данные об уровне тревожности, психолого-педагогическую характеристику, оценку эмоционального состояния, результаты исследования эмоционально-волевой и поведенческой сферы, уровень актуального развития, выявление проблем, влияющих на развитие и, по необходимости, другие исследования;
Ч учебный блок отражает результаты обучения по основным и индивидуальным программам сопровождения;
Ч методологический блок определяющий уровень, виды и формы оказания коррекционной помощи учащемуся, контролирующий динамику развития.
На основании проводимых диагностических и социально-педагогических исследований разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения коррекции развития и обучения. Специалисты разрабатывают рекомендации будущим учителям-предметникам и воспитателям для работы с данным учеником, определяют комплекс мер по оказанию коррекционной помощи.
Однако, перед определением ребенка в школу необходимо как можно более полно подготовить его к вступлению в новую жизнь. Для этого в специализированных дошкольных учебных заведениях необходимо проводить соответствующие групповые и индивидуальные занятия с детьми, с нарушениями интеллекта.
Для систематизации такой работы на каждого ребенка должна ежегодно составляться педагогическая характеристика, являющаяся сводкой фактических данных, полученных разными методами в порядке принятой программы. После чего — резюме об уровне готовности, о направлениях индивидуального подхода.
Кроме педагогической характеристики на каждого ребенка заводится Журнал коррекционной работы, где отражаются результаты выполнения учебно — диагностических работ. Педагогическое тестирование проводится 1 раз в месяц. 1 уровень — умением овладел, 2 уровень — в основном овладел, 3 уровень — частично овладел, 4 уровень — не овладел. В ряде работ указывается количество допущенных ошибок и подчеркиваются характерные. Целесообразно отмечать время, которое потребовалось для выполнения задания.
Для работников коррекционных дошкольных учреждений и родителей разработаны методические рекомендации по применению специальных коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие зрительного восприятия детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта и созданию условий для формирования и развития зрительного восприятия умственно отсталых школьников.
Дефектологам, воспитателям и родителям необходимо постоянно, как в учебное, так и во внеурочное время, использовать специальные коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию зрительного восприятия детей с нарушениями интеллекта в индивидуальной и групповой работе.
Для отслеживания динамики уровня развития зрительного восприятия, необходимо проводить периодическую диагностику. Время проведения обследования не должно превышать 40 минут. Следует проводить индивидуальные обследования и тестирование (можно в группах из 2−5 детей).
Частота обращения к тому или иному виду заданий диктуется типичными для группы (или одного ребенка, если это индивидуальное занятие) трудностями и индивидуальными потребностями детей.
Для проявления у ребенка самостоятельности во время проведения игр и упражнений необходимо дать возможность выбора того или иного коррекционного материала.
Для усидчивости детей следует применять наиболее действенные приемы (игровой тренинг, сюрпризные моменты, элементы соревнования, физминутки, поощрения детей и т. д.).
Эффективность применения комплекса специальных коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта будет особенно высокой, если взрослый будет учитывать актуальный уровень развития и потенциальные возможности всех и каждого из участников группы.
Оптимально, если реализация комплекса специальных коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта будет проводиться одновременно психологом, дефектологом, логопедом, воспитателями и родителями.
Коррекционно-педагогические требования к демонстрационному и раздаточному материалу:
- — Предъявленный материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений на карточках, листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме.
- — Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми объектами на черном фоне. Лучше воспринимают силуэтные фигуры, нежели контурные
- — При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов.
- — Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.
- — Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально — 20−30 см. картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.
- — Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.
- — Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный фон (желательно зеленый) и светлый объект, а для дальнозорких — наоборот. Объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей. Необходимо иметь два мольберта для рассматривания на уровне глаз: один — для рассматривания сидя, другой — стоя.
- — Цветовую гамму желательно использовать в желтых, красных, оранжевых и зеленых тонах.
- — Во время занятий традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.
Основной целью комплекса коррекционно-развивающих игр и упражнений является развитие («доведение») до уровня потенциальных возможностей всех и каждого из детей группы посредством использования специально разработанных коррекционно-развивающих заданий двух.
Разработанные задания предлагаются обычно при фронтальной работе с группой в тех случаях, когда из данных диагностики следовало, что большинству детей требуется специальная помощь по развитию того или иного психического процесса или коррекция их недостатков. Наиболее часто в этом ключе использовали игры и упражнения для развития зрительного восприятия, пространственной ориентации и коррекции их недостатков или развития и совершенствования тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, зрительно-двигательной координации.
Задания выполняются и в первой половине дня, которая выделена для познавательных и обучающих занятий, и во второй, отведенной для индивидуальных занятий с логопедом, психологом, с родителями.
Комплекс игр и упражнений составляется в определенной последовательности: первоочередное развитие тех процессов, которые являются базовыми для других, и постепенное увеличение нагрузки на психические процессы в результате усложнения заданий. Игры, задания и упражнения для уроков подобраны из различных источников и разработаны самостоятельно с использованием принципов, методов и приемов традиционной системы обучения с элементами метода М. Монтессори использовались методы и приемы развивающего обучения, игровых технологий. Главный принцип обучения и развития — принцип коррекционно-развивающей направленности.
Комплекс представлен в приложении.
1. Игры на формирование у детей целостного образа предмета:
В них формируется целостный образ предмета, ребенок учитывает пространственное расположение деталей и их соотношение с другими частями целого.
- 2. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия:
- · Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.
- · Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.
- · Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.
- · Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других.
- · Поиск отличий в сходных изображениях.
- · Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.
- 3. Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти
- · Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям.
- · Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.
- · Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других.
- · Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта.
- · Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.
- · Срисовывание по образцу фигуру или букву;
- · Складывание из палочек фигуру (по образцу);
- · Дополнение недостающего элемента фигуры или буквы;
- · Соотнесение буквы с предметами (по представлению) (О — обруч, З — змея);
- · Реконструирование буквы, добавляя элемент (например, из АЛ -Д).
- 4. Игры на развитие оперативной памяти
- · Игра «Чего не стало?» (из 3−4 картинок). Перед ребенком размещают картинки (предметы) он должен запомнить их, затем взрослый что-то убирает, а ребенок, повернувшись, угадывает предмет.
- · Запоминание и отбор картинок среди других (также с буквами, цифрами, фигурами);
- · «Что изменилось?» (запоминание расположения).
- · «Эхо» Крикните ребенку сначала одно слово, потом два, три (до шести). «Эхо» их повторяет.
- · Игра «Фотоаппараты». Детям на секунду показывается карточка с любым изображением. Дети должны ее «сфотографировать», т. е. как можно подробнее описать изображение.
- · Игра «Опиши соседа». Детям предлагается внимательно рассмотреть своего соседа, а затем с закрытыми глазами припомнить и описать его внешний вид.
Постепенно вводятся упражнения, развивающие произвольное внимание при выполнении которых дети учатся удерживать внимание волевым усилием на задании важном, хотя и не слишком занимательном. Помимо способности к концентрации внимания развивали умение быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
В задачах на концентрацию внимания детей учат произвольно сосредотачиваться на зрительных, слуховых впечатлениях и даже на внутренних ощущениях (дыхание, биение пульса и т. п).
· Игра «Волшебный круг».
Цель: Развивать навык сосредоточения.
Предлагаем детям направить лучик своего внимания на нарисованную круге звездочку (постарайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку…) и удерживаем их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд), затем переводим «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик…, затем на палочку…, наконец, в точку.
· Игра «Угадай!».
Дети рассматривают и запоминают пять фигур одного размера. Фигуры закрываются. Учитель описывает одну из них и предлагает ребенку вновь рассмотреть фигуры и выбрать соответствующую описанию.
· «Разложи карточки».
У каждого ребенка набор карточек с различными изображениями, в т. ч. — цифрами и буквами. Подобные карточки имеются и у педагога, он выставляет их на наборном полотне. Дети рассматривают карточки, их расположение, запоминают и воспроизводят.
«День и ночь».
На доске 8−10 картинок.
Ночь! Дети закрывают глаза. Педагог переворачивает две картинки.
День! — дети открывают глаза.
Дети называют перевернутые картинки.
· «Запомни точки».
Вывешиваются плакаты и предлагаются задания: внимательно рассмотреть и запомнить расположение точек. Затем эти плакаты убираются, и дети по памяти воспроизводят увиденное.
5. Игры на смысловое соотнесение.
Этот способ заключается в становлении связи между словом и картинкой.
Упражнение 1.
Детям предъявляются 4 картинки для запоминания. Одновременно зачитываются 4 слова, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Предлагается назвать слова к вновь показанным картинкам.
Упражнение 2.
Детям предлагается из разложенных перед ним картинок найти такую, которая помогла бы ему запомнить данное слово.
Игра «Зеркало».
Ведущий стоит в центре полукруга детей. Он демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним.
Важным способом логического запоминания является классификация. Начинают работу с самых простых игр на группировку однородных предметов, знакомят с обобщенным названием групп. Например, игры «Чудесный мешочек», «Кто в домике живет», «Нам прислали подарки», «Поможем кукле», «Кто соберет скорее», «Разведчики».
После этого как дети научатся осуществлять практическое действие отнесения и группировки, им предлагают словесные игры: «назови, что знаешь», «Продолжай», «Кто больше назовет», «назови одним словом».
Дети учатся группировать предметы, анализируя их признаки. Операции обобщения и обозначения проводились с играх: «Четвертый лишний», «Найди что подходит», «Лото», «Не зевай».
- 6. Игры на классификацию предметов.
- · «Игра с обручами».
Расположить предметы (или фигуры) так, чтобы все округлые фигуры оказались внутри обруча.
· «Игра с двумя обручами».
Разложить карточки так, чтобы в ругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обруче из прерывистой линии — все маленькие животные.
· Игра «Раздели на группы».
Разделить фигуры на группы (по форме, размеру, цвету).
Внимание! Розыск!
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, далее идет описание одежды. Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
Какое что бывает?
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. Примеры:?
- — Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб.
- — Что бывает длинным?(коротким)?
- — Что бывает широким (узким)?
- — Что бывает круглым (квадратным)?
- — В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т. д.
«Скамейки».
Работу по развитию зрительного восприятия осуществляли в тесной связи с родителями детей. На родительских собраниях для родителей были проведены следующие тематические беседы:
- 1. Особенности восприятия дошкольников 6−7 лет и его роль в воспитательной и познавательной деятельности.
- 2. Совместная работа педагогов и родителей по развитию восприятия у детей.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что формирование качеств зрительного восприятия — это не только накопление в памяти ребенка различных образов — эталонов, признаков, структур и т. д. Все качества зрительного восприятия в той или иной мере обусловлены уровнем развития внимания, памяти, мышления и речи. Предметность и избирательность восприятия связаны с уровнем внимания, способностью ребенка выделить из окружающего нужный предмет, изображение, рассмотреть его детали. Восприятие и память неразрывно связаны, т.к. зрительные образы формируются, опознаются, сохраняются на разных уровнях памяти. Зависимость восприятия от мышления имеет место уже на этапе формирования образа, включающем различение и интегрирование признаков объектов. Сличение зрительных образов с хранящимися в памяти эталонами, идентификация и категоризация — мыслительные операции. Процесс восприятия идет от элементарного анализа сенсорных данных к формированию обобщенных образов.
Вовлечение в процесс восприятия детей с нарушением интеллекта таких мыслительных операций (анализсинтез, сравнение, обобщение), которые не всегда присутствуют в нормальном акте восприятия, требуется для компенсации нарушений осмысленности и обобщенности.
Формирование качеств восприятия в единстве с развитием речи необходимо для становления взаимоотношений образных и словесно — мыслительных систем психики ребенка.
Развитие качеств зрительного восприятия в процессе перцептивного обучения детей с нарушением интеллекта значительно облегчает и расширяет возможности познания ими внешнего мира.