Восприятие времени детьми разного возраста
К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени как объективной реальности: его текучесть, его необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. Все это в значительной степени усложняет восприятие времени детьми. Итак, опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье… Читать ещё >
Восприятие времени детьми разного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психологи обычно отмечают трудности в восприятии времени и относительно позднее развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени как объективной реальности: его текучесть, его необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. Все это в значительной степени усложняет восприятие времени детьми.
Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера. Большую роль в восприятии времени детьми играют ритмичные процессы жизнедеятельности, с их правильным чередованием работы и покоя. Некоторые явления регулярно повторяются (еда, сон и т. п.), поэтому на ожидание их у ребенка вырабатываются условные рефлексы. Практической ориентировке во времени содействует четкий режим жизни.
Примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени. Как же воспринимает время ребенок дошкольного возраста? Для детей дошкольного возраста время уже не исчерпывается настоящим. У дошкольников образуется ясное для конкретных событий представление о прошедшем, настоящем и будущем.
Для конкретизации временных отношений, объективность которых дети долго не могут понять, педагоги используют любые факты, которые в их опыте оказались связанными с определенными показателями времени. Дети 3—5 лет устанавливают связь между постоянно повторяющимися фактами и соответствующими показателями времени. Младшие дошкольники уже более четко локализуют во времени события, обладающие отличительными качественными признаками. Дети 6—7 лет уже активно пользуются временными наречиями.
Отсюда следует вывод: процесс речевого выражения временных понятий у детей дошкольного возраста находится в стадии непрерывного развития, которое протекает особенно интенсивно, если этим процессом управлять. Однако тонкая дифференцировка временных отношений формируется еще медленно и в значительной степени зависит от общего умственного и речевого развития детей.
Могут ли дети оценивать длительность небольших отрезков времени в процессе выполнения разнообразной деятельности?
Опыт показывает, что дошкольники способны оценивать длительность одной минуты, но эта оценка зависит от характера деятельности в данный промежуток времени. При оценке времени, заполненного событиями интересного и богатого содержания, ребенок допускает переоценку малого времени, которое протекает незаметно и его длительность, кажется меньше. Время, заполненное однообразной, мало интересной деятельностью, кажется ребенку более длительным. Влияние этих факторов может быть ослаблено развития у детей «чувства времени».
Характер представлений детей дошкольного возраста о времени связан с пониманием свойств самого времени, овладением временными понятиями, умением ориентироваться во времени суток по природным явлениям, представлением о причинно-временных зависимостях ритмичных природных явлений, о продолжительности секунды, минуты и часа и умениями определять время на часах, оценивать временные интервалы.
Итак, опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени.
Имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Занятия, проводимые с дошкольниками словесными методами, не дают им необходимых знаний о времени — о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.