Современное гимназическое образование
В конце XIX — начале XX перед российским обществом с особой остротой встали проблемы народного образования. Новые педагогические течения отражали различные направления активных педагогических поисков, интенсивное развитие естественных и общественных наук раздвигало границы педагогического познания. Борьба за национальную школу, за развитие национального просвещения стало неотрывной частью борьбы… Читать ещё >
Современное гимназическое образование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных изменений. Эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания. Сложность и непоследовательность реформы системы образования обусловлена незавершенностью процесса реформирования общества в целом. Школа определяет будущее России и является непременным условием ее возрождения, поэтому успех реформы в обществе во многом зависит от образовательной политики, ее последовательности и результативности.
В конце XIX — начале XX перед российским обществом с особой остротой встали проблемы народного образования. Новые педагогические течения отражали различные направления активных педагогических поисков, интенсивное развитие естественных и общественных наук раздвигало границы педагогического познания. Борьба за национальную школу, за развитие национального просвещения стало неотрывной частью борьбы за демократизацию народного образования — ведущего направления общественно-педагогического движения. Развитие гимназического образования в новых исторических условиях проходило на фоне продолжающейся борьбы между сторонниками материального и формального образования. Противоборство двух теорий сопровождалось в подавляющем большинстве учебников, учебных пособий, методик, в которых говорилось, что общеобразовательное учебное заведение преследует две цели: развитие познавательных способностей учащихся и сообщение им полезных знаний. Основой новых педагогических концепций оставались теоретические положения известных русских педагогов второй половины XIX века.
Государственная политика России в отношении развития гимназий рассматриваемого периода времени имела как отрицательные, так и положительные стороны. Отрицательные аспекты государственной политики России конца XIX — начал XX веков заключались в отсутствии стратегии развития народного образования, проявлением которой являлась частая смена министров народного просвещения и игнорирования многочисленных педагогический теорий формирования отечественной средней школы; приверженности классической системе гимназического образования; желании сделать гимназии исключительно дворянскими элитарными школами; отсутствии мер, способствующих улучшению материального положения учителей гимназий.
Положительные аспекты государственной политики России заключались в интенсивном развитии основного типа общеобразовательных школ, гимназий, предоставлявших право продолжать образование в институтах и университетах Российской империи; отсутствии препятствий со стороны государства для развития гимназического образования.
С 80-х годов XX-го века в развитии образования происходит процесс самореорганизации массовой школы в новые образовательные учреждения, поиск новой образовательной философии. В России появляются различные типы средних учебных заведений повышенного уровня — лицеи и гимназии, которые столкнулись с проблемами соотношения взаимосвязей целей, организационных форм, содержания образования.
В 1992 году вышел Закон Российской Федерации об образовании трех групп образовательных учреждений: лицеи, служащие для профильного углубления, гимназии, дающие углубленное образование и общеобразовательные школы. Сегодня учащимся и родителям предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования.
Сегодня гимназия, как одна из форм углубленного образования, есть почти в каждом городе. Только в Москве их насчитывается больше 100. Есть гимназии гуманитарного направления, физико-математического, естественнонаучного, культурологического и др. Все они работают по программам повышенной сложности и дают гимназистам всестороннее образование.
Гимназии накопили огромный опыт в личностно-ориентированном образовании и воспитании гимназистов, создании авторских программ, экспериментальных площадок. В них работают компьютерные классы, связанные с Интернетом. В учебных планах гимназий округа есть такие предметы, как логика, культурология, риторика, политология, экономика, латинский язык, религии мира. В гимназиях работают ведущие ученые и преподаватели московских вузов, гимназии сотрудничают с институтами, университетами, музеями, научно-исследовательскими учреждениями.
Методика преподавания программных предметов в гимназиях, включая и впервые образуемые уездные гимназии, сохраняла преемственность и основана на методике преподавания учебных предметов, выработанной данными средними общеобразовательными заведениями на долгие годы их функционирования. Она характеризовалась стремлением к уяснению учащимися внутренней связи и смысла изучаемых фактов посредством катехизации, то есть выделения сущности изучаемых предметов, что было неразрывно связано с проведением систематического повторения, большое количество часов на которое отводилось в учебных программах.
В то же время гимназии, как и другие средние учебные заведения, нуждаются в решении многих проблем. Прежде всего, это компьютеризация всех предметов учебного плана, введение новых форм обучения и творчества гимназистов (проектные формы работы, создание компьютерных программ, экспериментальных площадок), широкое привлечение в гимназии профессорско-преподавательского состава вузов, тесное сотрудничество с институтами и университетами.
Один из путей развития и совершенствования современного гимназического образования должен заключаться в анализе организации учебного процесса русской дореволюционной гимназии с целью возможного использования опыта работы данных средних общеобразовательных учебных заведений.
Опыт дореволюционной системы образования в России, ее лучшие традиции должны быть творчески осмыслены, органически соединены с требованиями современности и использованы в наши дни, как фактор обеспечения культурной преемственности в развитии общества.