Обществоведческое образование во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов
Третий «минус» заключался в многократном дублировании одних и тех же вопросов при изучении заявленных двух курсов, истории и обществоведения. Многочисленные повторы ослабляли интерес ко всему социально-гуманитарному циклу. В первой половине 1980;х годов в среде педагогов и учёных обсуждалась идея создания объединённого курса, интегрирующего элементы философских знаний, знания экономики, политики… Читать ещё >
Обществоведческое образование во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На следующем этапе, в годы «застоя», курс оставался проводником партийной идеологии, однако его развитие продолжалось. В политике в этот период происходило усиление консервативных тенденций.
В 1970;е годы программа курса «Обществоведение» включала в себя четыре раздела: 1) «Диалектический и исторический материализм — основа научного мировоззрения»; 2) «Капитализм — последний эксплуататорский строй. От капитализма к социализму»; 3) «Социализм и коммунизм — две фазы единой коммунистической формации»; 4) «Коммунистическая партия Советского Союза — руководящая и направляющая сила Советского общества». При этом половина учебного времени отводилась на изучение третьей темы. т. е. советского общества.
В начале 1980;х годов была введена новая программа, для которой была характерна более жёсткая идеологическая направленность на воспитание «сознательных и активных строителей коммунизма», «непримиримости к буржуазной идеологии и морали», на выработку «высокой идейности, чёткой классовой позиции».
Идейной основой программы стала концепция развитого социализма. Курс, как и ранее изучался в выпускных классах. Он рассматривался как обобщающий знания, полученные в других учебных предметах, поэтому большое внимание уделялось организации межпредметных связей. Программа включала в себя такие рубрики, как «Основные понятия», «Законы», «Основные умения», «Примерные нормы оценок знаний учащихся». Учащиеся, в частности, должны были уметь: применять принципы историзма, классового подхода к анализу и оценке событий, фактов общественной жизни; использовать информацию из различных источников; конспектировать изучаемый материал; высказывать суждения по изучаемому вопросу; уметь обосновать выдвинутые ими положения; вести дискуссию; рецензировать ответы, выступления товарищей; подготовить сообщение и политинформацию. В дидактическом плане Программа начала 1980;х годов была заметным продвижением по сравнению с предшествующими. В рассматриваемый период обществоведческий цикл в школе пополнился двумя новыми курсами: «Основы советского государства и права» и «Этика и психология семейной жизни».
Вместе с тем, имелись и некоторые проблемы. Прежде всего — появление «одночасовых» предметов, то есть тех, которые преподаются один час в неделю. Эти предметы воспринимались учащимися как второстепенные. Такое положение снижало престиж социально-гуманитарного знания в глазах учащихся, родителей, педагогического коллектива.
Второе неудобство состояло в том, что введённые учебные курсы не имели необходимой базы в виде знаний об обществе в целом, об особенностях социальных отношений в современных условиях.
Третий «минус» заключался в многократном дублировании одних и тех же вопросов при изучении заявленных двух курсов, истории и обществоведения. Многочисленные повторы ослабляли интерес ко всему социально-гуманитарному циклу.
В первой половине 1980;х годов в среде педагогов и учёных обсуждалась идея создания объединённого курса, интегрирующего элементы философских знаний, знания экономики, политики, права, этики, психологии.
В практику преподавания лучших учителей в тот период вошло проблемное обучение. В 1970;е годы была разработана методическая система «лекция-семинар-коллоквиум-зачёт». В преподавательскую практику вводилось блочное обучение. Однако в большинстве случаев господствовала объяснительно-иллюстративная методика. По мере нарастания кризисных явлений в обществе содержание предмета всё более уходило в сторону от реальной жизни. В школьном обществоведении назрели серьёзные изменения.