Описание методики.
Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой
Методически сложным вопросом являлся также учет временных параметров. Механистический подход, в соответствии с которым скорость решения задачи расценивается в прямом соотношении с умственным развитием, был неприемлемым. Учет временных показателей также должен был отражать качественную сторону выполнения задания. Поэтому А. Я. Иванова отобрала временные характеристики, фиксирующие узловые моменты… Читать ещё >
Описание методики. Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В отличие от тестовых методик, предназначенных для количественного измерения результатов интеллектуальной деятельности, Методика А. Я. Ивановой предполагает качественный анализ процесса умственной деятельности. Тщательно разработанная процедура исследования позволяет избежать недостатков, свойственных основной массе клинических методик: возможность 'качественного анализа процесса умственной деятельности в сочетании с учетом количественных и временных показателей устраняет субъективизм в интерпретации полученных экспериментальных данных и позволяет сравнивать результаты обследуемых. В то же время Методика, по сравнению со стандартизированными тестовыми процедурами, предъявляет повышенные требования к квалификации работающего с ней специалиста.
А. Я. Иванова основным критерием оценки умственного развития, в соответствии с концепцией зоны ближайшего развития, считает потенциальную способность ребенка к овладению новыми знаниями с помощью взрослых, т. е. обучаемость. Методика исследования обучаемости, исходя из практических соображений (первостепенное значение выявления обучаемости детей начальной школы), была разработана для детей в возрасте от 7 до 9 лет.
Процедура исследования обучаемости как основного показателя умственного развития воплощает методические принципы оценки умственного развития, предложенные Л. С. Выготским. Ключевые моменты Методики А. Я. Ивановой состоят в следующем.
Прежде всего, задание, выполнение которого свидетельствует об обучаемости ребенка, подобрано в соответствии с зоной трудности для данного возраста (т. е. недоступно для самостоятельного выполнения ребенком). В ходе предварительных исследований с использованием различного методического материала А. Я. Иванова пришла к выводу, что наиболее адекватным заданием является классификация геометрических фигур (модификация методики Ю. Ф. Поляковой). Целесообразность использования именно этого задания обусловлена, во-первых, тем, что задание не должно было зависеть от особенностей личного опыта ребенка. Классификации геометрических фигур требует для правильного выполнения элементарных опорных знаний, которые полностью сформированы даже у умственно отсталых детей дошкольного возраста: это умение различать основные цвета, геометрические формы и размеры. Кроме этого, данное задание не связано с системой школьного обучения и, следовательно, ставит в одинаковую позицию успевающих и неуспевающих детей.
Вводя в систему построения исследования условие независимости выполняемого задания от школьных знаний, А. Я. Иванова предвидела возражение, что при таком условии трудно делать вывод о прогнозе именно школьной успешности. Однако, речь идет об анализе процесса усвоения новых знаний, а не об учете результатов действия детей, поэтому автор считала правомерным подобное расширение выводов об обучаемости ребенка.
Экспериментатор в ходе исследования должен играть роль организатора обучения, оказывая помощь ребенку в решении трудных задач. Само обучение служит средством выявления обучаемости, которая, в свою очередь, зависит от того, насколько обследуемый может самостоятельно продвинуться в решении стоящей перед ним задачи.
А. Я. Иванова решила методически сложную задачу, объединив два разнородных требования выявление потенциальных возможностей к усвоению нового с помощью взрослых и количественный учет показателей исследования, в одно требование учета количества оказываемой помощи. Она разработала стройную систему вспомогательных задач (систему точно дозированных подсказок). Количество дозированной помощи экспериментатора, которое необходимо ребенку для достижения определенного конечного результата (единого для данной возрастной группы), становится варьирующим параметром, подлежащим количественной оценке.
Методически сложным вопросом являлся также учет временных параметров. Механистический подход, в соответствии с которым скорость решения задачи расценивается в прямом соотношении с умственным развитием, был неприемлемым. Учет временных показателей также должен был отражать качественную сторону выполнения задания. Поэтому А. Я. Иванова отобрала временные характеристики, фиксирующие узловые моменты исследования. Например, интервалы между подачей каждого последующего вида помощи, сопоставление времени выполнения основного и аналогичного задания.
В основной части задания исследуется первый важный показатель умственного развития восприимчивость к помощи в ходе обучения. Цель аналогичного задания оценить второй показатель, на котором следует основывать оценку умственного развития по Л. С. Выготскому способность к последующему самостоятельному решению аналогичных задач.
В ходе разработки Методики А. Я. Иванова решила еще один принципиальный вопрос: в определенной степени учла личностный компонент процесса усвоения новых знаний. То, что ни один мыслительный процесс нельзя рассматривать вне связи с личностным фактором, является общепризнанным фактом. Исследования умственно отсталых детей показывают, что им и значительной степени присуща пассивность, слабость побуждений [6, 7]. Поэтому в исследовании предусмотрен особый этап, предоставляющий ребенку возможность проявить собственную активность для предварительной ориентировки в мат ало предлагаемого задания и составления замысла предстоящей работы, на котором исследуются заинтересованность и любопытство ребенка.
Таким образом, исследование построено автором так, что основным показателем обучаемости является количество помощи экспериментатора, которое необходимо ребенку для достижения заданного конечного результата. В заключительной оценке также учитываются данные о собственной активности ребенка при решении незнакомой задачи, а также способность к логическому переносу усвоенного способа действия.