Учебно-методический комплекс организации и проведения уроков технологии
Эту деятельность в процессе технического творчества многие исследователи, в отличие от Д. Росмана, не считают собственно творческой, исключают из структуры технического творчества и рассматривают как необязательный, вспомогательный, а иногда и ненужный, мешающий элемент. Ряду авторов не удалось чётко сформулировать своё отношение к роли и месту сбора информации в структуре технического… Читать ещё >
Учебно-методический комплекс организации и проведения уроков технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека об объективном мире. 11 С.67−69].
Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить, существующую природную реальность, но и создавать новую — техническую среду общества — своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В процессе технического творчества происходит проверка научных знании, их подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем и сбор фактического материала как экспериментальной основы новых исследований. Применительно к техническому творчеству учащихся в его развитии к своей высшей форме — изобретательству — важно разработать такое его содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие творчество, вооружить их изобретательскими умениями, необходимыми техническими знаниями, соответствующими современному уровню развития техники и человеческого общества. 7 С. 4−10].
Методы, помогающие решить данную проблему.
В отличие от Т. Рибо и П. К. Энгельмейера, американский психолог Д. Росман впервые обратил внимание исследователей на такие важные элементы процесса технического творчества, как усмотрение потребности и анализ её с использованием сбора информации, отведя ему самостоятельное место в структуре изобретательства. Схема творческого процесса изобретательства, опубликованная Д. Росманом в книге «Психология изобретательства» в включает в себя семь этапов:
- 1. Усмотрение потребности или трудности.
- 2. Анализ этой потребности или трудности.
- 3. Просмотр доступной информации.
- 4. Формулировку всех объективных решений.
- 5. Критический анализ этих решений.
- 6. Рождение новой идеи — изобретения.
- 7. Экспериментирование, предполагающее подтверждение правильности идеи и её конечное воплощение в вещах.
Эта схема оказала большое влияние практически на все более поздние структуры процесса технического творчества и технического творчества учащихся вплоть до наших дней.
По современным представлениям, человек постоянно находится под воздействием трёх полей: гравитационного, энергетического и информационного. Со стороны информационного поля на человека воздействуют различные потоки информации: сенсорный поток, который воспринимается органами чувств через первую сигнальную систему; вербальный поток устных и письменных слов (вторая сигнальная система); структурный поток, компонентами которого являются вода, пища, вдыхаемый воздух.
Под термином «информация» в настоящее время понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях. Информацию подразделяют на общественно-политическую, научно-техническую, патентную и т. д. В процессе технического творчества особенно значимой является научно-техническая и ещё в большей степени патентная информация.
Научно-техническая информация — это сведения об объектах науки и техники, их параметрах, свойствах и состояниях.
Патентная информация — это сведения о существующих технических решениях, признанных изобретениями или претендующих на такое признание.
Информация всегда предполагает существование её источника (для научно-технической и патентной информации это информационные и патентные бюллетени, реферативные журналы, описания изобретений и т. д.) и её потребителей (получателей).
Деятельность, включающая в себя систематическое исследование источников научно-технической и патентной информации (информации о технических решениях), анализ и классификацию необходимых для творческого процесса сведений, называется сбором научно-технической и патентной информации (сбором информации о существующих технических решениях).
Эту деятельность в процессе технического творчества многие исследователи, в отличие от Д. Росмана, не считают собственно творческой, исключают из структуры технического творчества и рассматривают как необязательный, вспомогательный, а иногда и ненужный, мешающий элемент. Ряду авторов не удалось чётко сформулировать своё отношение к роли и месту сбора информации в структуре технического творчества. Так, Г. С. Альтшуллер в 1961 г., критикуя схему работы над изобретением, предложенную Д. Росманом, писал: «В один ряд поставлены совершенно различные процессы, например, просмотр информации и рождение идеи изобретения. Получить информацию можно в библиотеке; тут в принципе всё просто и ясно. Иначе обстоит дело с рождением идеи». Ряд исследователей согласился с такой оценкой. Но уже в 1969 г. Г. С. Альтшуллер предложил структурную схему процесса изобретательского творчества, включающую шесть стадий, каждая из которых может быть пройдена на 5 различных уровнях творчества. И одной из стадий был сбор информации, творческий характер которого (ранее вообще отрицавшийся автором) мог быть оценен по 5-уровневои шкале.
Однако в той же работе Г. С. Альтшуллер вновь высказывает сомнения в необходимости сбора информации в творческом процессе. Он высказывает мысль, что при создании изобретений 4-го или 5-го уровней условия задачи расширяются настолько, что становится невозможным определить, какую именно патентную информацию необходимо использовать.
И видимо, поэтому в своём алгоритме решения изобретательских задач (в различных его версиях) Г. С. Альтшуллер то вводит в явном виде в разных частях и шагах алгоритма элементы сбора информации о существующих технических решениях, то вновь исключает их из творческих стадий. При этом необходимо отметить: анализ работ Г. С. Альтшуллера показал, что всё же во всех предлагаемых им технологиях изобретательства сбор информации обязательно присутствует в явном или неявном виде. Например, разработанные им принципы разрешения технических противоречии были подучены в результате анализа более 40 тыс. существующих решений. С развитием техники будут появляться всё новые принципы разрешения технических противоречии (в своих первых работах Г. С. Альтшуллер говорил о 35 принципах в последних же речь идёт уже о существовании более 200 таких принципов, из которых наиболее популярны 40), а для их выявления необходимо проводить постоянный сбор информации о всё новых и новых технических решениях. Очевидно, что вся разрабатываемая Г. С. Альтшуллером методика изобретательства базируется на постоянной работе автора по сбору патентной информации и её анализу, о чём автор неоднократно упоминает в свою публикациях. Мы считаем необходимым процитировать некоторые его высказывания. «…Имея картотеку на 500−600 примеров, можно приступать к решению задач с твёрдой уверенностью в том, что вы быстро найдёте правильный ответ… Заменяйте примеры аналогичными, но более чёткими. Источники примеров — патентные материалы, техническая литература, журналы (специальные и научно-популярные), газеты, производственный опыт и т. д. 6 286 с].
Исключительно важную роль в предварительной подготовке изобретателя играет изучение патентной литературы.
Чтение патентной литературы повышает творческое мастерство изобретателя".
Мы согласны с этими тезисно — высказанными в 1969 г. Г. С. Альтшуллером мыслями о важности сбора научно-технической и патентной информации в процессе технического творчества, о том, что деятельность изобретателя по сбору информации повышает его творческое мастерство. Но вместе с тем, нельзя согласиться с подходом Г. С. Альтшуллера к сбору информации всего лишь как к важному средству предварительной подготовки изобретателя.
В работах В. П. Пархоменко, В. А. Пяткова, А. В. Чуса различные формы сбора информации также вводятся в структуру технического творчества на различных его этапах, но опять же в качестве вспомогательных, технических, нетворческих структурных единиц.
Вывод по главе I.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Нетрадиционный урокэто импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру.
Использование нетрадиционных уроков в школе помогает обеспечить благоприятный климат в классе, эмоциональную устойчивость и следовательно профилактику хронических заболеваний у школьников.
Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются дидактические игры, урок-спектакль, урок-интервью, урок-праздник, урок-экскурсия, видеоурок, интегрированный урок, урок-проект, урок-мюзикл. Существуют следующие типы уроков: уроки формирования новых знаний, обучения умениям и навыкам, повторения и обобщения знаний, закрепление умений, уроки проверки и учета знаний и умений.