Первый Kindergarten.
Первые детские сады в России
Игры подражательные и фантастические называются в детских садах подвижными играми, игры созидательные называются работами детского сада, как строение, вырезание, наклеивание, лепка: «В играх подражательных он проявляет свою изумительную способность наблюдать окружающее, в играх фантастических он проявляет не одну только фантазию, но и переживание древнего языческого мировоззрения, старинных… Читать ещё >
Первый Kindergarten. Первые детские сады в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 1837 году в Бад-Бланкенбурге Фридрих В. Фрёбель — ученик и достойный продолжатель идей прославленного педагога Иоганна Г. Песталоцци — открыл первый Kindergarten. Двадцать лет исследований, педагогических экспериментов и напряженной практики предшествовали этому открытию, Фрёбель сумел совместить теоретические построения с практическим делом воспитания. Сам педагог мастерски умел вести кружки детского творчества, его ученики и ученицы рассказывают, что он неподражаемо играл, заражал детей весельем и серьезностью. Отказавшись от термина Kinderbewahranstalten, (дневной приют для малолетних), Фрёбель создал концептуальный термин «детский сад», а воспитательниц он вовсе не иронично называл «садовницами». Метафора «детский сад» прозрачна и не нуждается в банальных толкованиях, однако следует подчеркнуть природосообразный характер этого типа воспитания малышей: по замыслу основателя детский сад призван «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми». Выдающийся педагог создал «Дары Фрёбеля» — развивающий дидактический комплекс, с помощью которого «садовницы» играли с малышами: шерстяные шарики всех цветов радуги, шары, кубики, цилиндры из дерева. В то время власти предпочитали Kleinkinderschulen (школы для маленьких детей), где малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании». Первое время детские сады существовали в Пруссии неофициально, скрываясь в семейных кружках, среди учеников и почитателей Фрёбеля — писала А. Симонович. Сад растит малышей, но отнюдь не «обучает», не «обрабатывает», как в иных якобы новаторских учреждениях, этих едва ли не «фабриках по шлифовке воспитанников» с навязчивым стремлением устроителей к технологическим аналогиям. В этом выращивании цветов жизни в саду содержится главная интрига: погрязшему в техницизме миру детский сад противопоставляет натуральное, природное, естественное движение ростка снизу вверх.
Историко-педагогический анализ концепции приводит к первому неполному определению: детские сады занимаются воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано. С трудами Фрёбеля сумела ознакомиться лишь небольшая часть педагогической общественности, на русский их первоначально не переводили, что существенно тормозило распространение его идей в России.
Концепция А. Симанович дает краткое изложение самых существенных принципов педагогической системы дошкольного воспитания по Ф. Фрёбелю. Для маленького ребенка жизнь заключается в игре.
Игры подражательные и фантастические называются в детских садах подвижными играми, игры созидательные называются работами детского сада, как строение, вырезание, наклеивание, лепка: «В играх подражательных он проявляет свою изумительную способность наблюдать окружающее, в играх фантастических он проявляет не одну только фантазию, но и переживание древнего языческого мировоззрения, старинных обычаев, войн — словом, давно минувшую эпоху первобытного человечества, наконец, в играх творческих он обнаруживает вечно созидающий человеческий гений». Ежедневно в течение восьми и более лет «дитя принимается с одинаковым удовольствием за это созидание, которое в последующем возрасте переходит непосредственно в художественную потребность».
Детям врожденно чувство общественности. Человечество издревле проживало не в одиночку, а коллективно, чувство общественности у него прочно унаследовано: «На этих двух коренных свойствах, на свойстве детей играть, и играть в обществе других детей, свойствах, присущих всем племенам человечества, основаны учение Фрёбеля и его детские сады, где дитя играет в обществе». Фрёбель впервые ввел все эти игры и работы в детский сад: «…он перенес в детский сад все, что маленькие дети делали в детской, в саду, на улице, что передавалось им из рода в род от старших братьев и сестер, от бабушек и нянь».
Фрёбель исследовал пристрастие малышей к рассказам, а также их любовь к животным. Оставив сказочные сюжеты семейному воспитанию, он создал для детского сада рассказы о животных. Заметив любовь детей к пению и цветам, Фрёбель использовал цветочные клумбы, за которыми ухаживали сами дети. Уверенный в непорочности детей, гуманист Фрёбель считал несовместимыми воспитание и наказания в детском саду. Исходя из наблюдения, что чем нежнее возраст, тем менее ребенок способен постигнуть отвлеченное, Фрёбель делает акцент на наглядном методе, основанном на конкретных впечатлениях ребенка. Концепция детских садов проста и лаконична: «…игра и работа детей дошкольного возраста в обществе сверстников под надзором образованной воспитательницы», которая «направляет игры детей, не дает в обиду одного другому, рассказывает, поет с детьми, приучает их к порядку и опрятности, работает с ними в саду и никогда не наказывает». Тысячелетиями матери или бабушки и няни в селах и городах занимались воспитанием детей, отчего бы им не продолжить свою главную веками сложившуюся деятельность?
Именно в период промышленной революции в XIX веке в странах Европы происходило энергичное индустриальное развитие, что стимулировало создание дошкольных воспитательных учреждений, куда матери могли бы отдать своих детей на период рабочего дня. Настоятельная потребность активного участия женщин в процессе производства привела к созданию детских садов — совершенно иного, расположенного отнюдь не в домашних условиях, педагогического пространства, где «растить детей» призваны профессионалы воспитательного процесса. Важно, что детский сад формируется по образцу большой семьи, где «дети — братья и сестры, а воспитательница — ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь мать». Детский сад отнюдь не замена, но дополнение семейного воспитания при условии, если нет других малышей, если у матери нет времени или педагогического опыта, если нет особого помещения для игр, если житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка. «Фребелевские детские сады были светлым, веселым лучом в этом мрачном детском царстве, но до того резко встали вразрез с прежними учреждениями, что навлекли на себя немилость духовенства, а затем и правительства», — писала А. Симанович.