Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Сравнительная педагогика и историко-педагогическая наука

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сравнительной педагогике отношение к глобализации образования неоднозначное. В ряде случаев ее рассматривают как «ловушку», с помощью которой «империализм Запада» укрепляет свое мировое господство (O.Anweiler, W. Mitter). При известной риторике подобных оценок надо признать, что глобализация создает немало педагогических проблем. Она протекает в условиях жесткой конкуренции различных… Читать ещё >

Сравнительная педагогика и историко-педагогическая наука (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сравнительная педагогика держит в поле зрения не только настоящее и будущее, но и прошлое школы и педагогической мысли (Вульфсон Б.Л., A. Nуvoa, Tali Yariv-Mashal и др.). Сравнительная педагогика — своеобразное ответвление истории педагогики. При этом для сравнительной педагогики особенно важны сопоставления горизонтальные, когда изучаются явления одного исторического отрезка, прежде всего современности.

В современной сравнительной педагогике предложена концепция «путешествия в историю» (historical journey), согласно которой развитие педагогики и образования происходит не как монолитный временной дискурс, а множество сопоставимых исторических потоков. Концепция предполагает исследования в рамках социальной и политической истории, сравнительного изучения генеалогии тех или иных педагогических проблем.

Глобализация и сравнительная педагогика

Сравнительная педагогика в последние десятилетия стремится осмыслить последствия глобализации в образовании для судеб национального своеобразия, возможности гармонизации национального и глобального.

В сравнительной педагогике отношение к глобализации образования неоднозначное. В ряде случаев ее рассматривают как «ловушку», с помощью которой «империализм Запада» укрепляет свое мировое господство (O.Anweiler, W. Mitter). При известной риторике подобных оценок надо признать, что глобализация создает немало педагогических проблем. Она протекает в условиях жесткой конкуренции различных цивилизационных моделей образования, борьбы за «рынки сбыта» образовательных услуг. В глобализации образования есть победители и проигравшие. Возникают риски для национальных интересов в образовании. Образование в мире испытывает сильнейший напор стандартов американской цивилизации.

Сознавая подобные угрозы, нельзя, однако, согласиться с оценками глобализации образования с позиций сепаратизма, агрессивного национализма. Каждая из цивилизаций вносит свои краски в развитие мирового образования и педагогики. Глобализация обещает человечеству качественно важные изменения в сфере образования, открывает возможности обмена педагогическими знаниями, проектами. Строятся мосты между различными педагогическими идеалами и моделями образования. Возникает новый синтез национальных и мировых ценностей образования.

При поиске ответов на вызовы глобализации в сравнительной педагогике сформулирован ряд концепций. В их числе — концепция «взаимной ответственности (mutual accountability) (A. Nуvoa, Tali Yariv-Mashal). Предусмотрено участие педагогических сообществ и властных структур отдельных стран в международном процессе сравнения и выработки решений, касающихся образования. При этом оправдывается вмешательство наднациональных органов в национальные сферы образования.

Многие сравнитологи (G.Kress, M. Crossley, N. Grant), изыскивая общее понимание наилучших практик образования, стремясь содействовать координированной теоретической и практической деятельности в мировом образовательном пространстве, не принимают игнорирования или недооценки самостоятельности и своеобразия национальных систем образования, что, по их суждениям, может привести к созданию далеких от реальности искусственных универсальных моделей развития образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой