Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Литература для самостоятельной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения… Читать ещё >

Литература для самостоятельной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

Коротов В. Воспитание как предмет педагогической науки // Развитие личности. 1997. № 1. С. 22−38.

Макаренко А. С. Художественная литература о воспитании детей // Соч.: В 7 т. М., 1958. Т. V.

Поташник М. М. Как оптимизировать процесс воспитания. М., 1984.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. М., 1950. Т. 8.

Харламов И. Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Минск, 1967.

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике

Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т. е. учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человек) стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т. д. Ж. Ж. Руссо, а затем Л. Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Полезные идеи на этот счет имеются в трудах П. П. Блонского, Н. К. Крупской, О. Т. Шацкого, А. О Макаренко, В. А. Сухомлинского и других ученых. Н. К. Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не сумеем хорошо осуществлять воспитание.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2−3 года), преддошкольный возраст (3−5 лет), дошкольный возраст (5−6 лет), младший школьный возраст (6−10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11−15 лет), старший, школьный возраст, или ранняя юность (15−18 лет).

Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенностях их поведения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой