Особенности формирования просодической стороны речи в онтогенезе
Интонация начинает формироваться уже на стадии крика. Крик ребёнка считается начальным этапом доречевого развития, который к 2−3 месяцам жизни становится все более модулированным. Крик — первое коммуникативное взаимодействие ребёнка с взрослым, с помощью которого малыш общается и выражает своё эмоциональное состояние. О состоянии ребёнка мать может узнать именно по его крикам, которые вариативны… Читать ещё >
Особенности формирования просодической стороны речи в онтогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование и становление просодической стороны речи тесно связано с развитием всех высших психических функций ребенка, и в частности с этапами возникновения речевой деятельности ребёнка в целом.
Изучением просодической стороны речи занимались представители разных направлений в логопедии. К их числу можно отнести таких известных учёных, как В. М. Бехтерев, В. А. Гиляровский, Н. А. Власова, А. Н. Гвоздев, А. Н. Жинкин, В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Ю. А. Флоренская, А. Артемов, В. И. Бельтюков, Л. П. Блохина, Л. В. Бондарко, Е. А. Брызгунова, Т.Н. ИвановаЛукьянова, Е. В. Чаянова, Н. Д. Светозарова, Н. В. Черемисин, Е. Ф. Архипова, И. И. Ермакова, Е. В. Лаврова, Л. В. Лопатина, О. С. Орлова, Н. В. Серебрякова, А. Ф. Чернопольская, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и т. д. [30].
Очень важным для формирования просодики является доречевой период развития ребёнка, с которого начинается координация слуховых и речедвигательных образов [31, c. 10]. На этом этапе ребёнок воспринимает не смысл высказывания, а его эмоциональный окрас. Е. Э. Артемова отводит важную роль просодии в речевом развитии ребёнка, так как помимо смысловой, коммуникативной и эмоциональной функции она несёт компенсаторную функцию [4].
Интонация начинает формироваться уже на стадии крика. Крик ребёнка считается начальным этапом доречевого развития, который к 2−3 месяцам жизни становится все более модулированным. Крик — первое коммуникативное взаимодействие ребёнка с взрослым, с помощью которого малыш общается и выражает своё эмоциональное состояние. О состоянии ребёнка мать может узнать именно по его крикам, которые вариативны по своим акустическим свойствам: у каждого младенца крик индивидуален по окраске. Его невозможно воспроизвести или запомнить, четко классифицировать по какому-либо фонетическому признаку. До двух месяцев голосовые проявления дифференцируются благодаря разным интонациям голоса (крика, плача), но плач уже не получает более полной дифференциации, так как после двух месяцев дифференцируются звуки [7]. Средством выражения состояния ребёнка становятся интонированный крик в сочетании с мимическими движениями, а так же модулированные звуки.
Примерно к 4 месяцам у ребенка появляются короткие звуки — гуканье, а затем и гуление. Эти звуки имеют определённую интонацию, тем самым привлекая внимание взрослого. Наиболее часто употребляемые типы интонации взрослого ребёнок усваивает, прежде всего. Основным средством общения с конца третьего месяца жизни в силу своей интонационной выразительности становятся звуки гуления, так как становятся более отчётливыми по интонации.
Активный процесс накопления звуков лепета происходит примерно на 6−7 месяце жизни, после чего он начинает замедляться. В этот же период происходит плавный переход от генерализованных движений к более дифференцированным. Этот период называется миелинизация. В период 7−8 месяцев до года возникает понимание речи. В этот период вся семантическая нагрузка приходится на интонацию и ритм, а затем переходит на общий контур слова. Примерно к 11 месяцам появляются активные лепетные слоговые ряды, в которых какой-либо слог выделяется протяжённостью, громкостью, высотой звука [7]. Возможно, это начальная стадия формирования ударения [24, c. 125].
Как замечает Гвоздев, ребенок начинает использовать интонацию понижения для выражения спокойного констатирования уже в период однословного предложения [18].
Онтогенетические данные свидетельствуют о том, что интонационные средства формируются и усваиваются детьми значительно раньше, формирования полноценной словесной речи.
Н.Х. Швачкин отмечал, что ребенок усваивает звуковую сторону речи в определенной последовательности: от четырех до шести месяцев им усваивается интонация, от шести до двенадцати месяцев он усваивает ритм, и уже после первого года жизни ребёнок способен усвоить звуковой состав слова [41, c. 69].
По утверждению Р.В. Тонковой-Ямпольской, уже к началу второго года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом, а на более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования [37]. С двух с половиной лет у детей уже встречаются различные типы интонации (просьбы, вопросы и другие).