Основы практического исследования и формирования патриотизма у подростков
Испытуемые Вывод: методика подтверждает положение о том, что у юношей и девушек в возрасте 14−15 лет уже сформирована такая важная сторона личности как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное (Приложение 2). Было сделано предположение, что… Читать ещё >
Основы практического исследования и формирования патриотизма у подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследование уровня развития патриотических чувств у подростков
Для того, чтобы выявить на что способны подростки и уровень развития патриотических чувств у подростков, необходимо, с помощью специальной методики, выяснить волевые качества и импульсивность подростков (Приложение 1).
Данная методика представляет собой анкету, содержащую 24 вопроса. Отвечая на них, подросток имеет выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается по пятибалльной системе. Вопросы непосредственно касаются оценки подростком своих действий в разных ситуациях.
Было сделано предположение, что по меньшей мере, у 30% испытуемых уровень импульсивности превышает уровень волевой регуляции. Однако анализ результатов показывает, что предположение неверно: у 100% испытуемых уровень волевой регуляции (ряд 2) значительно превышает уровень импульсивности (ряд 1).
Уровни импульсивности и волевой регуляции.
Испытуемые Вывод: методика подтверждает положение о том, что у юношей и девушек в возрасте 14−15 лет уже сформирована такая важная сторона личности как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное (Приложение 2).
Результаты тестирования представлены в таблице 1.
№. | Испытуемый. | Баллы. | Ср. значения мальчиков. | Ср. значения девочек. |
Александр А. | 22.2. | 12.6. | ||
Иван П. | ||||
Ирина М. | ||||
Анна С. | ||||
Арина И. | ||||
Андрей К. | ||||
Иван М. | ||||
Софья А. | ||||
Алексей Р. | ||||
Родион В. | ||||
Владимир С. | ||||
Светлана Г. | ||||
Инга Д. | ||||
Евгений У. | ||||
Дарья Р. | ||||
Демьян Ч. | ||||
Диана О. | ||||
Екатерина О. | ||||
Степан Ю. | ||||
Вячеслав К. |
Таким образом, для данной группы характерно следующее: у мальчиков уровень социальной смелости выше, чем у девочек.
Результаты тестирования представлены в таблице 2.
№. | Испытуемый. | Баллы. | Ср. значения мальчиков. | Ср. значения девочек. |
Александр А. | 15.9. | |||
Иван П. | ||||
Ирина М. | ||||
Анна С. | ||||
Арина И. | ||||
Андрей К. | ||||
Иван М. | ||||
Софья А. | ||||
Алексей Р. | ||||
Родион В. | ||||
Владимир С. | ||||
Светлана Г. | ||||
Инга Д. | ||||
Евгений У. | ||||
Дарья Р. | ||||
Демьян Ч. | ||||
Диана О. | ||||
Екатерина О. | ||||
Степан Ю. | ||||
Вячеслав К. |
Таким образом сила воли у подростков мужского пола выражена сильнее, чем у девушек. Это может быть обусловлено тем, что у мальчиковподростков развитие взрослости связано с их активной ориентацией на определенное содержание мужского идеала — качества «настоящего мужчины» .
Это, с одной стороны, — сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой — верность дружбе и товарищам (Приложение 3).
В силу этой ориентации значительная часть мальчиков начинает развивать у себя силу воли и волевые качества различными упражнениями, и иногда выдает желаемое наличие силы воли за действительное.
Волевые качества школьниц — подростков не проявляются столь выражено. Различие между девочками и мальчиками в школьных делах заключается в том, что для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять и смысл, и значение мероприятия. Большинство девочек не имеют выраженных волевых качеств и не стремятся их развивать [32].
Таким образом, было выяснено, что патриотические чувства у мальчиков развиты больше чем у девочек. Итогом выявления патриотических чувств стали сочинения-рассуждения на тему «Хочу, чтобы меня помнили», которые показали, что 25% учащихся хотят запомниться народу посредством подвига, защищая Родину и предотвращая войну; 40% хотят стать богатыми и влиятельными людьми, чтобы наладить работу приютов и жизнь в стране; 35% никакого интереса не проявляют в этом отношении и считают, что это дело кого-нибудь другого лишь бы их не трогали.