Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Фразеология русского языка как фрагмент языковой национальной картины мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной лингвистике широко используется понятие языковая картина мира (далее ЯКМ) — исследования В. фон Гумбольдта и Лео Вайсгербера, создавшего создал свою теорию ЯКМ на основе исследований В. фон Гумбольдта. Лео Вайсгербер писал, что язык позволяет человеку объединить весь опыт в единую картину мира и заставляет его забыть о том, как раньше, до того, как он изучил язык, он воспринимал… Читать ещё >

Фразеология русского языка как фрагмент языковой национальной картины мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Языковая и фразеологическая картины мира

Понятие картина мира (далее КМ) выдвинули физики на границе 19 и 20 столетия, откуда оно пришло в гуманитарные науки и получило дальнейшее развитие, связанное с понятием лингвистическая карта мира. Термин КМ был введен Людвигом Витгенштейном. Г. Герц рассматривал физическую картину мира и понимал ее как совокупность внутренних образов и внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов.

Изучение феномена картина мира осуществляется с различных позиций [6] и широко используется в лингвистике и культурологии, что предопределяет важность изучения этого понятия.

В разных отраслях науки можно встретить такие термины как физическая картина мира, религиозная картина мира, научная картина мира, культурная картина мира, концептуальная картина мира, поэтому в широком смысле картина мира (далее КМ) — комплекс основных понятий и сведений о мире в какой-либо науке.

В языкознании приведённое выше понятие рассматривалось такими учёными, как Ю. Д. Апресян, А. А. Залевская, Г. В. Колшанский, Б. А. Серебренников.

В современной лингвистике широко используется понятие языковая картина мира (далее ЯКМ) — исследования В. фон Гумбольдта [9] и Лео Вайсгербера, создавшего создал свою теорию ЯКМ на основе исследований В. фон Гумбольдта [9]. Лео Вайсгербер писал, что язык позволяет человеку объединить весь опыт в единую картину мира и заставляет его забыть о том, как раньше, до того, как он изучил язык, он воспринимал окружающий мир.

Язык сохраняет накопленный народом социокультурный опыт, играет существенную роль в формировании и закреплении представлений человека о мире.

Проблема язык — культура является одной из важных в языкознании.

Так, В. А. Маслова утверждает, что деятельность человека обладает своеобразными и универсальными чертами, поэтому проблема исследования КМ взаимосвязана с национальной оригинальностью и характерными признаками того или иного языка [16].

Человек, являясь носителем языка культуры, воспринимает и постигает окружающую действительность, строит свой образ мира, который осознается в понятиях, взглядах и умозаключениях. Отсюда следует, что связующим звеном между реальным миром и языком является мышление.

По мнению А. А. Зализняка, ЯКМ — совокупность представлений об окружающей действительности, которая исторически сформировалась в обыденном сознании языкового сообщества и которая выражена в языке [10]. Г. В. Колшанский полагает, что ЯКМ — совокупность знаний о мире [11].

В.А. Маслова придерживается мнения, что ЯКМсовокупность знаний о мире, запечатленных в лексике, фразеологии, грамматике.

Употребляя слова, которые содержат скрытый смысл, человек признает заключенное в них видение мира.

Любой язык демонстрирует определенный способ понимания и устройства мира. Представители разных народов, говорящих на разных языках, могут воспринимать реальный мир, окружающую действительность неодинаково. Это значит, что владение языком подразумевает умение подругому расценивать действительность, выраженную в языке, т. е. воспринимать иную ЯКМ.

ЯКМ создается всеми носителями языка и показывает реальность с помощью культурной картины мира, которая богаче и глубже языковой.

В. Гумбольдт считал язык связующим звеном между человеком и окружающим его миром. Языковая картина мира является первоочередной, потому что человек способен понимать мир и самого себя благодаря языку, в котором закрепляется как общечеловеческий, так и национальный опыт [9].

Таким образом, картина мира характеризуется антропоцентричностью, ориентированностью на самого человека, его чувства, мироощущения.

С понятием фразеология тесно связано понятие фразеологическая картина мира — часть целостной языковой картины мира.

Фразеология как наука существует сравнительно недавно, однако стремительно развивается. Современные исследования в рамках антропологической парадигмы изучают в большей степени формирование и функционирование фразеологической единицы и устанавливают возможные связи, сближающие фразеологию с лингвистическими и нелингивистическими дисциплинами разных областей наук, включая культурологию.

Как известно, во фразеологии существуют различные представления о семантической структуре фразеологизма — главной отличительной черте, под которой понимается, по мнению А. В. Кунина, значение языкового образования, его построение, грамматическое оформление и системные языковые связи.

С точки зрения семантики, в нашей работе как основное принято деление фразеологизмов на фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения (В. В. Виноградов, Н. М. Шанский); по структуре — на соответствующие предложению и соответствующие сочетанию слов.

Фразеологическая картина мира, обладающая универсальностью, антропоцентризмом и экспрессивностью, в нашем понимании — это описанный средствами фразеологии фрагмент общей языковой картины мира, в которой, фразеологизм, по мнению Р. Х Хайруллиной, выполняет собственную функцию.

1.2.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой